Тема урока: Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»
Цель: (SMART, из среднесрочного планирования)
В конце урока ученики будут знакомы с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Ожидаемый результат: (из среднесрочного планирования)
Смогут правильно организовать работу со словарями, приводить примеры из произведений, используя диаграмму Венна смогут определить общие и отличительные черты произведений.
Критерии успеха:
- ученики правильно организовали работу со словарем
- отвечая на вопросы подтверждают примерами из произведений
- смогли найти отличия и сходства двух произведений
Ключевые идеи/подход:
- технологии развития критического мышления,
- дифференцированный подход к обучению,
- создание ситуации успеха на уроке.
Ресурсы: учебники, ватманы, листы А4, фломастеры, 6 цветных шляп, презентация.
Организационный момент: 2 мин
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Все за парты тихо сели
На меня все посмотрели
(Проверяют наличие школьных принадлежностей, настраиваются на урок)
Психологический настрой: 2 мин
Игра «Пожелание»: Ученики говорят друг другу пожелания, тем самым создадут благоприятную обстановку для дальнейшей работы
Повторение домашнего задания: 3 мин
Защита иллюстраций. От каждой группы по 1 ученику защищают работы, выступают перед группами.
Формирование новых знаний: 10 мин
Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком (сопровождается слайдами).
Сын богатой помещицы, известной своим жестоким нравом, он всю жизнь осуждал издевательства богатых над бедными. В своих знаменитых сказках и повестях он высмеивал глу-пость и трусость, хвастовство и лень, жадность и лицемерие. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…»,- писал о себе Салтыков- Щедрин (сопровождается слайдами).
Образцовое чтение учителем.
Чтение про себя, обсуждение в группах (выскажут свои мнения и будут знать содержания произведений).
Словарная работа
Работа с незнакомыми словами
Найдите значения слов: узда, полушубок, вестимо; переведите их.
Работа со словарями: 5 мин
Работа в группах: 7 мин
1.Какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
2. Как ребенок подражает взрослым?
3. Какими словами автор подчеркивает особенности народной речи?
--------
1. Прочитайте сцену страданий девочки?
2. Почему Наташа отказалась от помощи Никанора?
3. Прочитайте ответ помещицы на вопрос Никанора.
--------
1. Какова идея произведения Н.А.Некрасова?
2. Чему учит рассказ?
3. Что общего в данных произведениях?
Готовят ответы опираясь на текст, чтение по ролям.
Смогут с помощью интонации выразить характер, переживания героев.
Физминутка: 2 мин
Работа в группах, в парах: 7 мин
Нарисовать иллюстрацию к:
1. «Мужичок с ноготок»
2. «На барском дворе»
3. Словесное описание Власа, Наташи, Никанора.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- Ребята, как вы понимаете значение данных слов?
"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобра-зили В.А. Серов,Зиновьев. Интересно представил образ мальчика О.Мартынюк при работе с деревом. "Мужичок с ноготок" есть даже на ковре (сопровождается слайдами).
Готовят иллюстрации, где смогут через картины передать свое отношение к произведениям.
Рефлексия: 5 мин
Прием «Шесть шляп»:
Красная шляпа - шляпа эмоций
Белая шляпа - шляпа информации
Зелёная шляпа - шляпа роста возможностей
Жёлтая шляпа - шляпа оптимизма
Чёрная шляпа - шляпа пессимизма
Синяя шляпа - шляпа процесса
Какие эмоции вы сейчас испытываете?
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Если бы вы были авторами учебника литературы, какие произведения о жизни ваших сверстников предложили бы для обсуждения?
Что положительного вы вынесли для себя из сегодняшнего урока?
Укажите причины, по которым не нужно читать произведения о жизни подростков XIX века.
(Смогут выразить свое мнение, отношение к авторам, произведениям, героям).
Оценивание: 2 мин
Предлагает лидерам групп оценить работу группы по оценочному листу, обосновывают свои ответы.
Домашнее задание.