6 класс -14.03 Русская литература
Тема урока : Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»
1. познакомить учащихся с содержанием отрывка из стихотворения Некрасова « Крестьянские дети» ;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление;
3.воспитывать у учащихся интерес к русской литературе
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока : интерактивная доска, учебное пособие , портрет Н. Некрасова, иллюстрации к стихотворению, выставка книг
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой.
2.Опрос домашнего задания - небольшие сообщения на темы:
*Семья Некрасова
*Детство
*Образование
*Творчество Некрасова
3.Изучение нового материала
Сообщение темы, эпиграфа урока.
* Рассказ учащихся о семье Н. Некрасов а :
Великий русский поэт родился в 1821 году в богатой семье в Ярославской губернии.Отец его был очень строгим, жестоким человеком, который не жалел никого, даже своих близких. Мать же его , напротив, была очень доброй, терпеливой женщиной. От нее будущий автор унаследовал чуткость к чужим страданиям. ( слайд 5)
*Рассказ о детстве Некрасова
Детство писателя прошло в имении Грешнево, где самыми близкими друзьями его стали крестьянские детишки. ( слайд 6)
*Образование
1832-1837 – Ярославская гимназия
Петербургский университет ( слайд 7)
*Творчество
Нам знакомы стихи «Славная осень», «Зеленый шум», «Дедушка Мазай и зайцы» ( слайд 9). Это стихи о природе.
Еще Николай Некрасов пишет о детях. Его маленькие герои из крестьян вынуждены рано познать недетские проблемы. От этого они чувствуют себя почти взрослыми, подражают им.
4.Составление ОК ( слайд 10)
5.Некрасов на охоте. История создания стихотворения «Мужичок с ноготок» ( слайд 11, 12 )
* Чтение стихотворения «Мужичок с ноготок», стр. 176 ( слайд 13)
*Словарная работа: в полушубке овчинном, в студёную пору, миновал, парнище, с ноготок, шествуя важно, уж больно ты грозен ( слайд 14)
*Инсценировка
*Вопросы по содержанию и анализу рассказа: ( слайд 15)
-Как автор подчёркивает важный вид ребёнка?
-Какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «мужичок», «ноготок»?
-Какие чувства испытывает поэт при виде рёбёнка?
-Случайно ли автор упоминает о «студёной поре», «сильном морозе»?
-Как ребёнок подражает взрослым? Найдите в тексте эти слова.
-Какими словами автор подчёркивает особенности народной речи?
-Какова идея произведения?
6.Творческая работа. Составление синквейна.
1.Имя героя
2.Два слова – описания героя
3.Три глагола – действия героя
4.Одно предложение о герое
5.Синоним
7. Домашнее задание- выучить отрывок, нарисовать героя.
8.Выводы урока.
Оценивание.
Просмотр содержимого документа
«Русские писатели о детях. Н.Некрасов "Мужичок с ноготок" »
Чаганская ОСОШ
Русские писатели о детях
Н.А.Некрасов
“ Мужичок с ноготок”
урок подготовила
учитель русского языка
и литературы
Уразалиева Н.И.
2014 год
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок.
Интересно нам читать,
думать, спорить,
размышлять!
Русские писатели о детях
Н.А.Некрасов
“ Мужичок с ноготок”
Эпиграф урока:
“ Играйте же, дети!
Растите на воле!
На то вам
И красное детство дано...”
Н.А.Некрасов
Проверка домашнего задания
Задание – приготовить сообщения на темы:
Семья Н.А.Некрасова Детство Образование Литературная деятельность
Отец поэта
Любимое занятие - охота
Елена Андреевна Закревская - мать Н.А.Некрасова
Алексей Сергеевич
(1788 – 1862)
Имение Грешнево
В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево,
где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили
глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые
столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь
был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности,
насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.
Ярославская гимназия, в которой учился Некрасов с 1832г по 1837г
Петербургский университет, где Н.А.Некрасов слушал лекции в качестве вольнослушателя
Отгадай, откуда эти строки?
1.Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.....
2.Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой......
3.С каждой минутой вода подбиралась....
Составление опорного конспекта
Образова
ние-
Семья
Н.А.
Некрасов
Стихи
Некрасова
Детство
Николай Алексеевич Некрасов любил охотиться
«Мужичок с ноготок» – отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»
(Стихотворение написано летом 1861г)
И шествуя важно, в спокойствии
чинном,
Лошадку ведёт под уздцы
мужичок.
В больших сапогах, в полушубке
овчинном,
В больших рукавицах…
а сам с ноготок!
Слова урока:
В студеную пору – в очень холодную, морозную погоду Хворост – дрова Шествуя важно – идет важно, не торопясь В спокойствии чинном – спокойно Под уздцы – шаужайынан ұстап В полушубке овчинном – қой терісінен жасалған шолақ тонды киып Парнище – парень, мальчик Больно – очень Миновал - исполнилось
Работа с отрывком “Мужичок с ноготок”
Кто главный герой стихотворения? Как автор подчеркивает важный вид ребенка? Прочитайте его описание. Какую роль играют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами “мужичок, ноготок” Какое чувство испытывает автор при виде ребенка? Случайно ли автор упоминает о “студеной” поре? Каким тоном разговаривает мальчик с автором? Почему? Каким вы представляете себе Власа? Какие слова говорят о том, что он считает себя взрослым? Прочитайте.
Творческая работа - синквейн
Синквейн – стихотворение из пяти строк .
Правила создания синквейна:
1 строка : одно имя существительное -ключевое слово в названии темы;
2 строка : два имени прилагательных, связанных с темой;
3 строка : три глагола, раскрывающих тему;
4 строка : предложение, передающее главную мысль;
5 строка : одно имя существительное – синоним (близкое по значению слово) существительного, записанного в первой строке.
Домашнее задание
*Выучить отрывок “Мужичок с ноготок”
стр.176
* нарисовать, каким вы представляете себе Власа.
Играйте же, дети!
Растите на воле!
На то вам
и красное детство дано...
Н.А.Некрасов