kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.Некрасов "Мужичок с ноготок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:    

  • научить учащихся сознательному, выразительному чтению стихотворения
  • Н.А. Некрасова    "Мужичок с ноготок";
  • развивать устную речь детей, наблюдательность, воображение, мышление;
  • воспитывать любовь к поэзии, к чтению.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, памятки по чтению "Наизусть учить - ум точить", "Стихи читай правильно, выразительно, с любовью", аудиозапись стихотворения Н. Некрасова, слова, написанные на доске для объяснения учащимся, "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецов, картинки.

I. Организационный момент.

Учитель совместно с учениками читают памятки на доске.

II. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

Проводится конкурс чтецов (Выразительное чтение учащимися стихотворения, заданного на дом «Славная осень! Здоровый, ядреный…» Н.А.Некрасова)

III. Сообщение темы урока.

Прочтение учащимися темы урока, записанной на доске "Н. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Сообщение учителем цели урока.

Учитель: Перед вами на доске висит портрет поэта, написавшего это стихотворение. Прежде чем вы услышите произведение, мы послушаем сообщение о жизни поэта.

Доклад ученика о жизни Н.Некрасова.

IV. Изучение нового материала.                                                  

1. Первичное восприятие стихотворения. Учитель: Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян. У него большая поэма, целиком посвященная крестьянским детям. Она так и называется Крестьянские дети». Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А мы сейчас познакомимся с одним из отрывков. Ребята, Вадим и Юра подготовили для вас это стихотворение. Приготовьтесь ответить на вопросы:

- Кого встретил Н.А.Некрасов?

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Дети читают наизусть стихотворение Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок"

2. Повторное восприятие и словарная работа. Чтение вполголоса и вслух по две строчки с объяснением значения слов. На доске выписаны слова: студеная пора, хворост, уздцы, полушубок, вестимо, миновал, чинно.

Объяснение значения слова с использованием "Толкового словаря" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова ( картинки к словам на слайдах)

V. Анализ произведения. Беседа по прочитанному и выборочное чтение по вопросам:

-О чем говорит заголовок стихотворения? (О том, что мальчик очень маленький, в одежде мужской, а не детской)

-Как зовут мальчика? ( Власом ) Сколько ему лет ( шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? Найдите в тексте описание.

- Прочитайте. Какие слова из стихотворения помогают вам представить Власа?

- Каким хочет казаться мальчик? (Взрослым)

-Из каких слов это видно? Прочтите. (Семья- то большая, да два человека всего мужиков- то отец мой да я:)

-Подумайте, почему вся одежда велика Власу?

-Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? ( в лесу)

-В какое время года произошла встреча?(зимой)

-Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

-Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

-Что узнали о семье, в которой рос Влас?

-Подумайте, почему мальчик так говорит? ( понимает важность своей работы)

-На стр. 66 дан рисунок. Найдите в тексте слова, относящиеся к данному рисунку.

-Как идет мальчик? Найдите в тексте нужные строки.

-Прочитайте слова на доске: идет, шагает, шествует.

-Кто может совершать эти действия? ( идет ребенок, шагает солдат, шествует король)

-Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идет, не бредет, не шагает, а шествует. Почему? Как понимаете выражение: "И шествуя важно, в спокойствии чинном"? (Идет гордо, с достоинством. Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело.)

-Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? ( Делает все неторопливо, уверенно, без суеты, не шалит, по-взрослому)

VI. Физминутка.

-Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно. А теперь выполним зарядку для глаз: 1.Радуга

2.Качели. 3.Тепло ладоней.

-Почему он так разговаривает? (подражает речи взрослых )            

VII. Подготовка к выразительному чтению. VIII.

Прослушивание аудиозаписи.

-Ребята, послушайте, как звучит это стихотворение в исполнении мастера слова.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Итак, мальчик подражает походке,  а как он обращается с животными? 

-Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

-Почему он так разговаривает? (подражает речи взрослых )            

-Как отвечает Влас? (грубо и коротко)

Обратите внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

-Как нужно прочитать предложения с восклицательным знаком? ( с особой интонацией)

- В первых двух строках выделите слова, указывающие на холод.

- Найдите слова, которые говорят о том, как передвигается лошадь.

- Какие слова помогают нам представить по взрослому идущего мальчика? (Мальчик, выполнявший работу)

- Найдите сравнения в стихотворении.

- Для чего Некрасов использует сравнения? (Для того, чтобы ярче передать характер мальчика.)

- С какой интонацией будем читать слова Власа? (важно, с гордостью)

 VIII. Чтение по ролям.

Учащиеся читают стихотворение по ролям.

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика. (чтение в парах, затем – вслух)

- С каким чувством поэт пишет о Власе?

IX.  Выразительное чтение. Конкурс «Кто лучше?»

X. Домашнее задание.

Выучите стихотворение наизусть (стр.65-66), в тетради по чтению выписать из словаря Ожегова значения словарных слов.

XI. Итог урока. Оценки.

-Как вы думаете, зачем Н.А.Некрасов написал это стихотворение?  (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянским детям в далекое время, когда даже детям приходилось работать)

-Удалось ли ему это?

-Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

-Как вы понимаете  эти слова? (надежда на лучшее будущее детей)

-Понравился вам урок? Покажите свое настроение.

Просмотр содержимого документа
«Н.Некрасов "Мужичок с ноготок"»

Открытый урок по литературе в 4-ом классе на тему: Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок» Подготовила и провела: Исакова Гульмира Сериковна

Цели и задачи:

  • научить учащихся сознательному, выразительному чтению стихотворения

  • Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок";

  • развивать устную речь детей, наблюдательность, воображение, мышление;

  • воспитывать любовь к поэзии, к чтению.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, памятки по чтению "Наизусть учить - ум точить", "Стихи читай правильно, выразительно, с любовью", аудиозапись стихотворения Н. Некрасова, слова, написанные на доске для объяснения учащимся, "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецов, картинки.

I. Организационный момент.

Учитель совместно с учениками читают памятки на доске.

II. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

Проводится конкурс чтецов (Выразительное чтение учащимися стихотворения, заданного на дом «Славная осень! Здоровый, ядреный…» Н.А.Некрасова)



III. Сообщение темы урока.

Прочтение учащимися темы урока, записанной на доске "Н. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Сообщение учителем цели урока.

Учитель: Перед вами на доске висит портрет поэта, написавшего это стихотворение. Прежде чем вы услышите произведение, мы послушаем сообщение о жизни поэта.

Доклад ученика о жизни Н.Некрасова.

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие стихотворения. Учитель: Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян. У него большая поэма, целиком посвященная крестьянским детям. Она так и называется Крестьянские дети». Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А мы сейчас познакомимся с одним из отрывков. Ребята, Вадим и Юра подготовили для вас это стихотворение. Приготовьтесь ответить на вопросы:

- Кого встретил Н.А.Некрасов?

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Дети читают наизусть стихотворение Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок"

2. Повторное восприятие и словарная работа. Чтение вполголоса и вслух по две строчки с объяснением значения слов. На доске выписаны слова: студеная пора, хворост, уздцы, полушубок, вестимо, миновал, чинно.

Объяснение значения слова с использованием "Толкового словаря" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова ( картинки к словам на слайдах)

V. Анализ произведения. Беседа по прочитанному и выборочное чтение по вопросам:

-О чем говорит заголовок стихотворения? (О том, что мальчик очень маленький, в одежде мужской, а не детской)

-Как зовут мальчика? ( Власом ) Сколько ему лет ( шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? Найдите в тексте описание.

- Прочитайте. Какие слова из стихотворения помогают вам представить Власа?

- Каким хочет казаться мальчик? (Взрослым)

--Из каких слов это видно? Прочтите. (Семья- то большая, да два человека всего мужиков- то отец мой да я:)

-Подумайте, почему вся одежда велика Власу?

-Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? ( в лесу)

-В какое время года произошла встреча?(зимой)

-Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

-Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

-Что узнали о семье, в которой рос Влас?

-Подумайте, почему мальчик так говорит? ( понимает важность своей работы)

-На стр. 66 дан рисунок. Найдите в тексте слова, относящиеся к данному рисунку.

-Как идет мальчик? Найдите в тексте нужные строки.

-Прочитайте слова на доске: идет, шагает, шествует.

-Кто может совершать эти действия? ( идет ребенок, шагает солдат, шествует король)

-Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идет, не бредет, не шагает, а шествует. Почему? Как понимаете выражение: "И шествуя важно, в спокойствии чинном"? (Идет гордо, с достоинством. Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело.)

-Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? ( Делает все неторопливо, уверенно, без суеты, не шалит, по-взрослому)

VI. Физминутка.

-Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно. А теперь выполним зарядку для глаз: 1.Радуга

2.Качели. 3.Тепло ладоней.

-Почему он так разговаривает? (подражает речи взрослых )

VII. Подготовка к выразительному чтению. VIII.

Прослушивание аудиозаписи.

-Ребята, послушайте, как звучит это стихотворение в исполнении мастера слова.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Итак, мальчик подражает походке, а как он обращается с животными?

-Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

-Почему он так разговаривает? (подражает речи взрослых )

-Как отвечает Влас? (грубо и коротко)

Обратите внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

-Как нужно прочитать предложения с восклицательным знаком? ( с особой интонацией)

- В первых двух строках выделите слова, указывающие на холод.

- Найдите слова, которые говорят о том, как передвигается лошадь.

- Какие слова помогают нам представить по взрослому идущего мальчика? (Мальчик, выполнявший работу)

- Найдите сравнения в стихотворении.

- Для чего Некрасов использует сравнения? (Для того, чтобы ярче передать характер мальчика.)

- С какой интонацией будем читать слова Власа? (важно, с гордостью)

VIII. Чтение по ролям.

Учащиеся читают стихотворение по ролям.

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика. (чтение в парах, затем – вслух)

- С каким чувством поэт пишет о Власе?

IX. Выразительное чтение. Конкурс «Кто лучше?»

X. Домашнее задание.

Выучите стихотворение наизусть (стр.65-66), в тетради по чтению выписать из словаря Ожегова значения словарных слов.

XI. Итог урока. Оценки.

-Как вы думаете, зачем Н.А.Некрасов написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянским детям в далекое время, когда даже детям приходилось работать)

-Удалось ли ему это?

-Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

-Как вы понимаете эти слова? (надежда на лучшее будущее детей)

-Понравился вам урок? Покажите свое настроение.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Н.Некрасов "Мужичок с ноготок"

Автор: Исакова Гульмира Сериковна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250938

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства