Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России». Тема урока: «Антонимы»
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятием "Антонимы";
научить использовать антонимы в речи, определять лексическое значение слова;
расширить лексический запас учащихся;
Развивающие:
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
развивать умение работать с текстом;
Воспитательные:
воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки
воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку;
Оборудование: ПК; презентация к уроку, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, напечатанные слова для восстановления пословиц.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Методические приемы:
• рассказ учителя;
• проблемные вопросы;
• работа над новыми понятиями;
• практические упражнения.
Педагогические технологии:
• технология проблемного обучения;
• игровая технология;
• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.
Описание используемых здоровьесберегающих технологий
Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму)
«Рыбки»
Рыбки весело плескались ( ладошки как бы ударяют по воде)
В чистой светленькой реке
То сожмутся, разожмутся, ( пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются) То закружатся в воде. ( круговые движения кистью)
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.
Физкультминутки.
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит Вот так, вот так он ушами шевелит
Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно Клювиком почистил пух И опять за парту - плюх!
Ход урока:
I. Организационный момент. (1мин.)
Учитель: - Здравствуйте, ребята!. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания. (3мин.)
Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:
(Пальчиковая гимнастика. «Рыбки».)
Учитель:
- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном. Спишите первую строчку с доски, правильно выполняйте соединение букв (в, ви, вн, ву, вс, ве, во, вя, вл, вч.).
Учитель:
- Прочитайте слова на второй строчке. (весенний, вешний)
- Что общего у этих слов?
- Это слова близкие по значению, синонимы.
- Расскажите правило, что мы называем синонимами?
- Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами.
Спишите слова красиво и аккуратно.
III. Самоопределение к деятельности. (3мин)
Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
1.Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка. 2.Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки – Он гоняет их метлой. Вася – добрый, Жора злой! |
Учитель: - Назовите слова – противоположные по значению из стихотворений.
(Храбрый, трусливый).
Учитель: - Эти слова называются антонимами.
На какой вопрос сегодня на уроке мы будем отвечать? (Что такое антонимы?)
Запишем тему урока.
IV. Работа по теме урока. (6мин)
Учитель.-Кто уже может ответить на этот вопрос?
(Слова противоположные по значению называются антонимами).
- Вспомните, какие антонимы вам встретились в стихотворениях?
-Запишите их в тетрадь.
- Поставьте ударение, подчеркните гласные буквы, разделите слова на слоги..
-Какое слово нельзя разделить для переноса и почему? (Слово злой состоит из одного слога).
Гимнастика для глаз. (1мин.) (По методу Г. А. Шичко.)
Учитель: - Продолжаем работать. Откройте учебник на с. 54.
Упр. 71.
- Прочитайте текст.
- Почему муравей загрустил?(За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?)
-Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)
-Как называются слова большой и маленький?
Прочитайте правило на с. 54. Самостоятельно, жужжащим чтением.
V. Физкультминутка (2 мин)
VI. Закрепление изученного материала. 20мин)
Учитель: - Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка»
В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов на с. 141. Найдите в словаре антонимы и назовите их.
1)Упр.72 с.55
Что нужно сделать в упражнении?
Где будете искать слова антонимы?
(Самостоятельная работа по вариантам, 1 вариант – чистый, храбрый, вчера, 2вариант – весна, хвалить, радость. Взаимопровера, взаимооценка.)
2 человека у доски. Работа с электронным приложением.
2) Динамическая пауза. Игра «Цепочка»
Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.
Быстрый –медленный, здоровый – больной, весёлый - грустный, вечер - утро, сладкий –горький, глубокий - мелкий, длинный – короткий, громкий - тихий, правда – ложь, друг - враг, война – мир, чистый – грязный, радовать - огорчать.
3) Работа с пословицами.
На доске таблички с пословицами, в которых не хватает слов-антонимов, слова прикреплены отдельно.
Учитель: - Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.
Ученье – свет, а не ученье (тьма).
Нет худа без (добра).
По одёжке встречают, а по уму (провожают).
Умей не только брать, но и (отдавать).
Мир строит, а война (разрушает).
Смелый побеждает, а трус (погибает).
- Как вы понимаете смысл пословиц?
- Запишите понравившуюся пословицу и подчеркните антонимы.
Упр. 73 с.56.
- Прочитайте пословицы.
Спишите любую пословицу, подчеркните в ней слова антонимы.
(Один ученик у доски, самостоятельная работа)
Самопроверка. Самооценка с помощью светофора.
VII. Рефлексия (5мин)
Рефлексия.
Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
( Какие слова называются антонимами).
Учитель: - Какие это слова?
(Слова, противоположные по значению).
Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
(Подбирали антонимы к пословицам).
-Какое задание вызвало у вас затруднение?
Учитель: - Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
Домашнее задание (3 мин)
Прочитайте задание в домашнем упражнении. Что не понято?
Выполнить упр. 74 (с.56)