Просмотр содержимого документа
«Урок по самопознанию "Красота родной земли"»
самопознание
Тема: «Красота Родной земли»
Педагог:Акалита Нина Ивановна
Класс: 4
Цель: расширять представления учащихся о ценности и красоте родной земли.
Задачи:
−раскрывать значение понятий «родная земля», «малая родина»;
−развивать способность к эмоционально-эстетическому восприятию родного края как источника любви и вдохновения;
−воспитывать заботливое отношение к природе родного края.
Ресурсы: аудиозапись звуков природы.
Ход урока:
1 Орг.момент. Позитивный настрой.
Учитель предлагает детям пофантазировать. Звучит музыка.
– Представьте себе, что наступило утро. Вы только что проснулись, открыли глаза и увидели, как сквозь окно проникает в комнату солнечный лучик.
Вы как бы слышите его слова:
«Я пришел сказать, что солнце встало,
Искупалось в облаках и отправилось гулять,
Свет горячий оставляя по дорожкам и садам, деревням и городам.
Я хочу сказать, что мир уже проснулся,
Потянулся, встрепенулся и счастливо улыбнулся.
Просыпайся поскорей, просыпайся!
Потянись руками ввысь, и быстрее улыбнись!»
Вы почувствовали тепло солнечного луча на своем лице. Улыбнитесь, пожалуйста.
2 Проверка домашнего задания.
Написать историю о приключениях ручейка. Задание №2 в тетради.
3 Позитивное высказывание (цитата).
Нет ничего краше родной земли.
(Народная мудрость)
• Учитель приглашает учашихся к размышлению над смыслом цитаты урока, предоставляя возможность высказать всем желающим свою точку зрения.
4 Рассказывание истории (беседа).
Сочинение участницы Республиканского конкурса на лучшее произведение для детей А. Ерниязова «Мой край» стр 102 – 103.
Когда я думаю о родном крае, сразу представляю мой маленький аул на берегу тихой задумчивой речки.
Мне кажется, что на огромной планете Земля мой аул занимает особое место. Представьте его весной, когда наша речка разливается: не видно ни конца, ни края. И ты как будто живешь на берегу огромного моря, в туманной дали которого вот-вот появится белый пароход. Но вода спадает, и река опять входит в свои берега. На бескрайнем степном пространстве зеленеет трава, разноцветным ковром раскинулись белые, красные, желтые тюльпаны. Вдали виднеются небольшие холмы, а я их представляю огромными горами, с которых бежит талая вода. Начинает куковать кукушка, и моя бабушка говорит: «Пришла настоящая весна!».
Стою на берегу реки и иногда радуюсь, иногда огорчаюсь. Спросите: почему?
Как богат и разнообразен мир нашей природы! Это лисицы, корсаки, волки, кабаны, цапли, журавли, гуси, лебеди. В наших краях водятся и чирок-свистунок, и огарка! Мой дядя говорит, что у нас останавливаются даже казарки, возвращаясь с юга. Разве это не радость?
А огорчаюсь я, когда безжалостно вылавливают рыбу, стреляют в птиц и зверей, когда мелеет наша речка.
Всем сердцем мне хочется помочь моему родному краю сохранить его богатство и красоту. Что я могу сегодня сделать для этого? Любить, беречь и приумножать то, что создано природой и руками моих замечательных земляков.
Вопросы по тексту:
- Чем примечателен описанный в сочинении край?
- Что можно сделать, чтобы родная земля стала краше? (Ответы учащихся)
Беседа
Беседа по вопросам в учебнике:
Почему родной край дорог сердцу человека?
Как выглядит природа вашей земли?
Чем вы особенно гордитесь на родной земле?
(Ответы учащихся)
- Родной край всегда дорог сердцу человека, потому что именно с родного края начинается знакомство человека с огромным миром.
5 Творческая деятельность.
Задание
- Рассмотрите репродукцию картины казахстанского художника Загрутдина Назырова «Цветущие яблони» и ответьте на вопрос: каким изобразил художник свой родной край? (Репродукция представлена в учебнике)
(Ответы учащихся)
- Человек невольно ищет защиты у родной природы. Бывает, что настроение плохое, кажется, ничего не ладится, и вдруг - взгляд остановился на заснеженных вершинах гор, голубом небе... и сразу грусть отступает. На душе становится легко, радостно. Многие творческие люди черпают вдохновение в природе.
Игра-интервью
Выбирается репортер из числа учеников. Он с микрофоном подходит к одноклассникам и задает им вопрос:
• Что вы можете сделать для того, чтобы родная земля стала краше?
(Ответы учащихся)
Обобщение
- Красота родного края может быть не броской, не яркой, но она особенно дорога сердцу, потому что человек начинает понимать себя и окружающий мир через знакомство с родным краем.
6 Домашнее задание.
- Представьте, что к вам из другой страны приехал в гости друг, который никогда не был в вашем родном краю. Куда вы его поведете, что покажете и что расскажете о родном крае? Составьте карту путешествия. (Задание 4 в тетради.)
7 Заключительная минута тишины.
Учитель приглашает учащихся дать обещание:
Вы, друзья, не подкачайте, Честными быть обещайте. Учащиеся:
- Обещаем!
Не обижать ни птахи, ни сверчка. Не покупать для бабочки сачка. Учащиеся:
- Обещаем!
Любить цветы, леса, простор степей -Все, что зовется Родиной твоей! Учащиеся:
- Обещаем!
Урок 30
Цель: расширять представления учащихся о ценности и красоте родной земли.
Задачи:
−раскрывать значение понятий «родная земля», «малая родина»;
−развивать способность к эмоционально-эстетическому восприятию родного края как источника любви и вдохновения;
−воспитывать заботливое отношение к природе родного края.
Ресурсы: фонограмма песни на сл. И. Насалевича, муз. Г. Подольского «Люблю тебя, мой край родной!»
Ход урока:
1 Орг.момент. Позитивный настрой.
Учитель предлагает учащимся приложить руку к сердцу и послушать, как оно бьется.
– Послушаем свое сердце и помолчим...
Учитель тоже прикладывает руку к сердцу.
– В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть вежливым и чутким
2 Проверка домашнего задания.
Задание № 4 в тетради.
3 Позитивное высказывание (цитата).
В качестве цитата урока предлагается русская пословица «Человек без Родины – что соловей без песни». Объясняя ее значение, учитель делает вывод: как нет в природе соловьев, которые не умеют петь, так и нет людей, у которых не было бы Родины. У каждого человека есть Родина, которую нужно любить.
4 Рассказывание истории (беседа).
Учитель предлагает учащимся поделиться мыслями о том, что значит для каждого из них родной край.
А. Чижевский
Родимая земля
Твои поля, овраги, степи, горы, Небес твоих синеющий шатер. И звезд твоих мерцающие взоры, И в звездных искрах твой пытливый взор. Как это с детства душу волновало Пленительной, тревожной красотой, И вдруг опять так больно-близко стало При ярком звуке Родины святой.
- Какие чувства к родному краю передает автор?
(Ответы учащихся)
Задание
- Расскажите, чем богат ваш край. Как люди относятся к этим богатствам?
(Ответы учащихся)
Упражнение
-Напишите посвящение своему родному краю. (Выполняется в тетради, задание 3.)
5 Творческая деятельность.
Жители города Алматы считают символом своего города яблоко. Этот символ изобразили художники Владимир и Виктор Гвоздевы (представлен в учебнике). А что вы назвали бы символом своего родного края? Нарисуйте этот символ.
Для выполнения этого задания учащихся желательно разбить на 2-3 группы, каждая из которых в течение 7 мин создает символ. Для презентации работ следует предусмотреть время на уроке с тем, чтобы представитель каждой группы раскрыл ее замысел.
Обобщение
- Чтобы сохранить красоту родного края, нужно его любить и беречь. Посадите дерево, очистите от мусора ближайший сквер, набережную вместе с одноклассниками, разбейте во дворе вашего дома цветочную клумбу.
6 Групповое пение
Учитель предлагает учащимся в благодарность своей родной земле исполнить под фонограмму песню «Люблю тебя, мой край родной!»:
Люблю тебя, мой край родной!
Сл. И. Насалевича Муз. Г. Подольского
Люблю тебя, мой край родной! Здесь юности прошли года,
О, как мне дорог ты, Здесь мы росли с тобой. О, как мне дорог ты!
Твоею скромной красотой Под синим куполом небес
Полны мои мечты. Цветет знакомый луг
Живым ковром вокруг.
Тенистый сад зовет меня. Любой ручей я знаю здесь.
И над речной волной Он мой старинный друг. Шумит камыш густой.
7 Домашнее задание
Учитель предлагает учащимся совершить прогулку в один из уголков родного края, который кажется им наиболее красивым в городе, районе, ауле, и сделать новые открытия.