kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку "Слова- названия предметов разного рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку "Слова- названия предметов разного рода"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Слова- названия предметов разного рода"»

Урок 24

Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОГО РОДА

Цели деятельности учителя: учить определять род слов- названий предметов; формировать умение выписывать из обратно­го словаря слова-названия предметов разного рода.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять род слов-названий предметов, находить инфор­мацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре, ана­лизировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны аде­кватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.




  • Сравните оба слова.

  • На какие вопросы они отвечают?

II. Актуализация опорных знаний.

  • На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? Како­го рода могут быть эти слова? Как определить женский род, муж­ской род, средний род?

  • Прочитайте в упражнении 28 стихотворение М. Грозов- ского «Снегирь». Выпишите слова-названия предметов, выделен­ные жирным шрифтом, столбиком. Укажите, какого они рода. (Пустырь-м. р., снегирь-м. р., гость —м. р., гроздь - ж. р.)

  • Как слова на цветном фоне помогают подтвердить, что вы правильно указали род слов-названий предметов? (С помощью окончаний: заснеженн\ый\пустырь, сел[} снегирь, важн \ыи\гость, рябинов\ая\гроздь.)

  • Докажите письменно, что каждое выписанное слово может изменяться по числам. (Пустырь^- пустырей], снегирьQ - снегир\й\, гостъ\Ц\ - гост\й\, гроздьQ - грозд\й\.)

  • Найдите слово «снегирь» в словаре происхождения слов. Ка­кое слово дало ему жизнь? (Снег.)

  • Как оно помогает проверить и запомнить написание слова «снегирь»?

Снегирь - снег.

  • Спишите предложения вупражнении 29, выбрав нужные окончания слов-названий действий.

  • В скобках укажите род слов-названий предметов.

  1. Дедушка (м. р.) читал [Ц(м. р.).

  2. Мышь (ж. р.) побежал[а] (ж. р.).

  3. Чучело (ср. р.) стоял[о] (ср. р.) на огороде.

  4. Стекло (ср. р.) блестел[о] (ср. р.) на солнце.

  5. Скворушка (м. р.) пелЦ (м. р.) песню.

  6. Это был(а](ж. р.) шинель (ж. р.) отца.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: исполь­зуют и схемы, и таблицы для решения учебной задачи, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления по теме.)

  • Рассмотрите схемы на доске:

D ВВШЕЕВ- 2 ЕЗЕЗ-

  • Какая схема соответствует первому предложению? Какая схема соответствует четвертому предложению? Сравните оконча­ния слов-названий предметов и окончания слов-названий действий, которые обозначают прошедшее время. Какой вывод можно сде­лать? (Окончания у слов-названий действий прошедшего времени становится таким же, как и у слов-названий предметов.)

Мам(а] - пел[а] ж. р.

лет[о1 - пелГо] ср. р.

мальчикЦ- пелЦ м. р.

  • Замените слова-названия действий прошедшего времени на слова-названия действий настоящего времени. Сравните окон­чания этих слов.

Мама - по

ет

ж. р.

лето - по ет

ср. р.

мальчик -

по|ет|

м. р.



57



  • Какой вывод можно сделать? (По окончанию слов-названий действий настоящего времени нельзя определить род, так как все окончания одинаковые.)

  • Выполните упражнение 30, работая в парах.

  • Откройте обратный словарь на -ь. Найдите слова с основой на -ль. Устно по цепочке определите род каждого из этих слов.

  • М. р.

    Лежал[а] деталь, был[а] сталь, был[а] печаль, лежал[а] шаль, стоял[а] ель.

    Запишите пять слов-названий предметов мужского рода вместе с любым из предлагаемых слов-названий действий: был (1 L -а, -о), лежал (1 L -а, -о), стоял (1 |, -а, -о). А сосед выполнит это же за­дание, но только со словами-названиями предметов женского рода.

Ж. р.

Был □февраль, стоял О корабль, лежал □ рубль, стоял О журавль, лежал Q щавель.

• Задание «Если буква заблудилась».

  • Прочитайте двустишие М. Дружининой. Какие звуки поменя­лись со сменой буквы? Четко произнесите их. (Булки - белки, Гбулк 'и] - [б'элк 'и].)

  • Изменился не только гласный звук (был звук [у], стал звук [э]). Изменился и согласный звук (был твердый звук [б], стал мяг­кий звук [б']).

  • Спишите предложение с нужным словом. Подчеркните все трудные написания.

Посмотрите, тут и там белки скачут по ветвям!

Задание «Произноси правильно».

  • Прочитайте стихотворение М. Высотской. Проверьте по сло­варю «Произноси правильно» произношение выделенного слова. (Скворечник - скворе[ш]ник.)

  • Произнесите это слово несколько раз.

IV. Решение кроссворда.

По горизонтали:

2. Эти люди любят труд. Их крестьянами зовут. Назовите-ка скорее место, где они живут!

3. Это слово очень скромно, а зна­чение огромно: предприятие большое и станки промышленные.

По вертикали:

1. Зверь огромный, косолапый, он сосет в берлоге лапу.

Ответы: 2. Деревня. 3. Завод. 1. Медведь.

  • Прочитайте выразительно стихо­творение М. Мревлишвили «Март».

Март хотя и плакса, Глаз один в слезинках,

Но хитрец большой: А в лучах другой.

  • Расскажите все о слове «плакса». Какую особенность замети­ли? Какие еще знаете имена существительные, которые могут быть отнесены к мужскому роду? (Он соня - она соня, он растеря - она растеря, он невежа - она невежа.)

V. Итог. (Коммуникативные: строят понятные речевые выска­зывания, формулируют ответы на вопросы; регулятивные: прини­мают инструкцию педагога и четко следуют ей, адекватно воспри­нимают оценку учителя.)

  • В пустые клетки впишите буквы. Что вы скажете о получив­шихся словах?

Отгадки:

а) Барабан, сарафан, караван, банан, сазан.

б) Кролик, коржик, коврик, козлик, ключик.


а


а


а



а


а


а



а


а


а



а


а


а



а


а


а


в)


а


а


а

н

б)

к




и

к


а


а


а

н

к




и

к


а


а


а

н

к




и

к



а


а

н

к




и

к


а


а

н

к




и

к

а)

в) Таракан, барабан, караван, каравай, сарафан.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку "Слова- названия предметов разного рода"

Автор: Гордиенко Диана Анатольевна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 456142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок русского языка во 2 классе по теме:«Написание слов – названий предметов разного рода»"
    ["seo_title"] => string(82) "urokrusskoghoiazykavo2klassiepotiemienapisaniieslovnazvaniipriedmietovraznoghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "304847"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457801353"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок по русскому языку на тему "Слова- названия предметов разного рода" Урок 2"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_slova_nazvaniia_priedmietov_raznogho_roda_urok_"
    ["file_id"] => string(6) "456141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518205957"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Слова-названия предметов разного рода""
    ["seo_title"] => string(59) "urok_russkogo_iazyka_slova_nazvaniia_predmetov_raznogo_roda"
    ["file_id"] => string(6) "561616"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603887182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова" "
    ["seo_title"] => string(90) "popova-svietlana-ivanovna-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-kl-nachal-naia-forma-slova"
    ["file_id"] => string(6) "110442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406032909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства