kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку на тему "Слова- названия предметов разного рода" Урок 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку на тему "Слова- названия предметов разного рода" Урок 2

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Слова- названия предметов разного рода" Урок 2»

Урок 25

Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОГО РОДА

Цели деятельности учителя: показать, что смысл слова за­ключается в основе слова; учить выписывать из обратного словаря

в) Таракан, барабан, караван, каравай, сарафан.

слова-названия предметов женского, мужского и среднего рода; формировать умение выделять окончания слов-названий предметов разного рода.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно выделять окончания слов-названий предметов разного рода; находить информацию (текстовую, графическую, изобразитель­ную) в словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны аде­кватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.




  • Сравните словосочетания. Чем похожи? Чем различаются?

  • Какого рода слово «плакса» в каждом случае?

    1. Актуализация опорных знаний.

  • Рассмотрите слова мужского, женского и среднего рода в таб­лице на с. 54. С помощью каких слов можно убедиться, что слова- названия предметов в таблице мужского, среднего и женского ро­да? (Он, она, оно.)

  • Ответьте на блок вопросов, который расположен между дву­мя подсказками Летучей Мыши. Какой усвоенный материал мы повторили? (Именно у слов мужского рода нулевое окончание. Окончания показывают, что слова правильно объединены в группы; окончание - изменяемая часть слова. Смысл слова позво­ляет понять его основа, эта часть слова не изменяется.)

  1. Изучение нового материала. (.Познавательные: осознан­но строят речевое высказывание в устной форме о взаимосвязиокончания слова с его родом; регулятивные: применяют освоен­ные способы действия; осмысливают текстовой материал, выделя­ют предмет речи и его свойства.)

  • Обратимся вновь к таблице на с. 54. Зачитайте в третьей ко­лонке слова женского рода. Что обнаружили? (На конце всех этих слов буквы и -я.)

  • На какие буквы нужно открыть обратный словарь, чтобы об­наружить слова женского рода? (На буквы и -я.)

  • Откройте обратный словарь на букву а. Прочитайте первые 10 слов-названий предметов (упражнение 31).

  • Проверьте: все эти слова - женского рода?

  • Выпишите любые пять слов. Выделите окончания. (Моя баб[а], моя резьб\а\, моя моя ро$а], моя гроз\а\.)

  • Откройте обратный словарь на букву я, прочитайте первые 10 слов-названий предметов.

  • Все эти слова действительно женского рода?

  • Выпишите любые пять слов. Выделите окончания. (Моя зме\я[ моя сабл\я\, моя цапл[я\, моя песн\я\, моя зар\я\.)

  • Вернитесь еще раз к таблице. В каком столбике слова средне­го рода?

  • Внимательно рассмотрите их окончания.

  • На какие буквы будете искать в обратном словаре слова сред­него рода? (На буквы и -е.)

  • Откройте обратный словарь на букву е. Выпишите первые семь слов (упражнение 32). Все ли эти слова среднего рода? Анишит Йокоповна уверяет, что одно из этих слов - мужского ро­да. О каком слове идет речь? (Слово «кофе».)

  • Выделите у слов, которые вы написали, окончания (там, где это возможно). Используйте слова «дам» (кому? чему?) и «любу­юсь» (кем? чем?).

Есть (кто? что?) |Пол,[ёТ,

12Е0.

а0

Дам (кому? чему?) . гор. [jg ,

.мор.[»3»

кафе,

.сердцЩ.

блюдц[у|, кофе.

Любуюсь (кем? чем?) .пол] ем],

S2L

ем

мор [ём], кафе,

I : |

,сердц,[ём], блюдц[[ё\Г кофе.

кафе, 1сердц[ё], ,блюдц|ёТ, ,кофе, (м. р.).

  • У каких слов нет окончаний? (Кафе, кофе.)

  • Откройте обратный словарь на букву о.

  • Выпишите первые четыре слова (упражнение 33).

  • Устно измените форму каждого из них с помощью слов «дам» и «любуюсь».

  • У какого слова нет окончания? (Какао.)

  • Почему вы так думаете? (Слово «какао» не изменяется.) Вы­делите основы слов и их окончания (там, где они есть).

Дакао,, дерев[о],

| кружев[о~|, слов [о].

  • Прочитайте все слова на букву о, кроме слов с голубой мет­кой и слов со звездочкой.

  • Какого рода все прочитанные вами слова? (Все слова среднего рода.)

  • Найдите среди них и выпишите еще два слова, у которых нет окончаний, потому что они - неизменяемые. (Эскимо, кино.)

  • Что же такое нулевое окончание? На какую букву в обратном словаре искать слова-названия предметов мужского рода? Ведь у них нулевые окончания?

  • Посмотрите обратный словарь на буквы б. в, г. Как выстрое­ны здесь слова? (Слова в Обратном словаре выстроены по концу слова, то есть завершает такое слово последняя буква основы: крабП, yOae^J, флаг[^J, кладП и т. д.)

  • Есть ли среди слов-названий предметов слова мужского ро­да? Они все - с нулевым окончанием? Как вы это докажете? (У лю­бого из этих слов есть нулевое окончание, это можно доказать, если изменить слово: краб - краба; удав - удава, флаг - флага, клад - клада.)

  • Мы читаем список слов, основа которых оканчивается на бу­квы б, в, г. Какого рода эти слова? (Мужского рода.)

  • Как вы думаете, а на буквы д. ж, з в обратном словаре можно будет найти слова мужского рода?

  • Что вы можете сказать об основах этих слов и об их оконча­нии? (Мы убедились в том, что все эти слова в обратном словаре мужского рода. Таким образом, сет слово муж/кого рода шкан- чивается на согласный, то у него нулевое окончание. Есть звук и обратный ход: если слово в обратном словаре заканчивается на согласный зв\'к (д. ж j и т. д.) оно мужского рода )

  • Очень важно, чтобы вы правильно формулировали объясне­ние. Например: «Основа слов клад, лимонад, запад оканчивается на букву д. Докажем, что у них - нулевые окончания: клад - клада, лимонад - лимонада. Окончания у этих слов появляются, когда мы начинаем их изменять. Значит, у слов клад, лимонад, запад - нуле­вые окончания».

IV. Повтор и систематизация знаний. (Познавательные: ис­пользуют схемы и таблицы для решения учебной задачи, дополня­ют и расширяют имеющиеся знания об изучаемом предмете; ком­муникативные: участвуют в учебном диалоге, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и выводы.)

•Опрос по цепочке.

  • Кто сейчас нам скажет о словах, которые мы нашли в обрат­ном словаре на букву ж? Что ты можешь сказать об основах этих слов? На какую букву они заканчиваются? А об окончаниях этих слов? Как ты нам докажешь, что у этих слов - нулевые окончания?

  • Вернитесь к таблице на с. 56 и расскажите, какие там оконча­ния у слов-названий предметов разного рода.

м. р. ср. р. ж. р.

- П -о, -е -а, -я

  • Посмотрите на плакат Летучей Мыши на с. 59. Какие бывают окончания у слов-названий предметов в словарях? Что вам кажется необычным? (У слов мужского рода могут быть окончания -а, -я. У слов женского рода — нулевое окончание.)

  • Приведите примеры слов среднего рода, у которых есть окон­чания, и слов, у которых нет окончаний (то есть неизменяемых слов). Выполняют запись в тетради:

-о -е I I

Окн[о], Мор[ё], Кафе,

зеркал[о], пол[ё], .эскимо,

лиц[о], гор[ё], кино;,

сел [о]. сердц[ё]. метро.

Упражнение 34.

- Откройте обратный словарь на букву а. Отыщите группу слов на -шка. Среди этих слов найдите слова мужского рода. Миша и Маша нашли девять таких слов.

  • Выпишите их, выделив окончания. (Мишк\а\, парнишк\а\, сы- нишк\а], зайчишк[а\, братишнЩ, соловушк\а\ дедуш/{а\, скворушк\а\ дядюшк^а].)

  • Откройте обратный словарь на букву я.

  • Есть ли в списке слов упражнения 35 слова мужского рода? (Есть.) А слова, которые могут быть и мужского, и женского рода? (Есть.)

  • Выпишите их, выделив окончания.

м. р. м. р. и ж. р.

ДядЫ, Грязнул[я],

судь[я]. ТИХОН0.

V. Итог. (Регулятивные: принимают инструкцию педагога и чет­ко следуют ей.)

  • Вернитесь к плакату Летучей Мыши. Прочитайте пункт 1. Теперь вы согласны с ним? Запишите его в тетрадь. Подтвердите своими примерами.

-а -я □

Пап[а], Дяд[я], МальчикЦ],

дедушк[а], Кол[я], братЩ,

Миш[а} Тол[я]. столП.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку на тему "Слова- названия предметов разного рода" Урок 2

Автор: Гордиенко Диана Анатольевна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 456141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова" "
    ["seo_title"] => string(90) "popova-svietlana-ivanovna-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-kl-nachal-naia-forma-slova"
    ["file_id"] => string(6) "110442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406032909"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Технологическая карта к уроку"
    ["seo_title"] => string(35) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "262886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449421588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства