kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку " Непроизносимые согласные".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В устном народном творчестве есть такая пословица

Не имя красит человека, а человек имя.(слайд 1)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (важны

качества человека)

-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Запишите пословицу в тетрадь, поставьте в словах

ударение и подчеркните безударные гласные в корне.

-Как можно проверить эти безударные гласные? (по

словарю)

Много в Якутии людей, которые прославили не

только свое имя, но и вместе с ним прославили

Чувашию и чувашский мир. Известные писатели,

художники, спортсмены являются гордостью Чувашии.

- Имена каких известных людей Якутии вы знаете?

(слайд 2)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку " Непроизносимые согласные".»

БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ

СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Цель:

развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Этапы урока

Ход урока


Ι. Актуализация знаний.










В устном народном творчестве есть такая пословица

Не имя красит человека, а человек имя.(слайд 1)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (важны качества человека)

-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Запишите пословицу в тетрадь, поставьте в словах ударение и подчеркните безударные гласные в корне.

-Как можно проверить эти безударные гласные? (по словарю)

Много в Чувашии людей, которые прославили не только свое имя, но и вместе с ним прославили Чувашию и чувашский мир. Известные писатели, художники, спортсмены являются гордостью Чувашии.

- Имена каких известных людей Чувашии вы знаете? (слайд 2)

Чапаев Василий Иванович - военачальник, герой Гражданской войны. Олимпиада Иванова прославила Чувашию своими спортивными победами на Олимпийских играх. А это- Николаев Андриян Григорьевич.

-Составьте предложение по опорным словам об этом известном на весь мир человеке.


Извесный космоса освоение Николаев вклад космонавт  Андриян внес в большой.  (слайд 3)


Извесный космонавт  Андриян Николаев внес большой вклад в освоение космоса. (слайд 4)


-Вы обратили внимание, что слово известный написано транскрипцией?  Почему? Обратимся к учебнику стр.71.




II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
























Проблемная ситуация. Работа по учебнику.

Упр. 75 – используется побуждающий диалог.

– Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.)

-Что обозначает каждое слово?

Известный-такой, которого знают, знакомый всем, знаменитый.

Вестник- тот, кто приносит весть, известие

Весть- известие, сообщение


– Сравните произношение и написание этих слов. Какое различие вы заметили? (Слышим и пишем по- разному. В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.)


– Какой вопрос возникает?

Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?)

-Как можно назвать такой согласный? (молчаливый, непроизносимый).

-Назовите тему нашего урока.


– Составим план урока.

Учитель составляет план вместе с детьми.

  1. Наблюдение.

  2. В какой части слова находится этот звук.

  3. Почему не произносятся?

  4. Как проверить?

  5. Упражняться.



III. Открытие новых знаний

1. Работа в парах.

На листочках (на парте) записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.

При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите?

При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится.

Проверка. Какое задание было? Как выполнили? Оцените свою работу.

-Запишите в тетрадь слова по вариантам

1 в.- слова, в которых нет непроизносимого согласного

2 в.- слова, в которых встречается непроизносимый согласный звук.

Выделите корень.

Весть вестник

известие известный

весточка известно


– Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.

Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

Весть вестник

известие известный

весточка известно

Физкультминутка для глаз.

-Как вы думаете все случаи мы рассмотрели?

2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.

Упр. 76

а) фронтально

– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится. (поездка, наездник)

- В каком случае согласный звук не произносится? (здн)

б) в паре

-Выпишите слова в 2 столбика, выделите корень (у доски 2 человека)

-Оцените свою работу.

Грусть грустно

Грустить грустный


С Т Н

З Д Н

Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.

3. Работа над текстом в рамке.


ΙV. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике.

- Нужно ли проверять написание этих букв? Ребята, кто- нибудь догадался, как можно это сделать? (предположения детей).

-Давайте проверим ваши предположения.

Упр. 77 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных Задания:

– Прочитайте слова первого ряда.

капуста капустный капустница

-Подчеркните проверочные слова. Почему оно проверочное?

Сравнить свой вывод с учебником на стр.73.

На доске схематично




Игра

Условие игры: На стене развешаны слова с непроизносимыми согласными (местный, звёздный, поездка). У детей на партах карточки с однокоренными словами (у каждого одна карточка).

-Подойдите к своему однокоренному слову. Выберите из своей группы, чьё слово будет проверочным. Запишите на листок.

Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.



V. Итог урока.



– С какой новой орфограммой вы познакомились?

– Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].)

– Как его можно проверить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.)


-Вернемся к предложению, которое составили в начале урока. Теперь сможете написать слово известный без ошибок?

Извесный космонавт  Андриян Николаев внес большой вклад в развитие и освоение космоса. (слайд 4)

Извесный космонавт  Андриян Николаев внес большой вклад в развитие и освоение космоса. (слайд 5)


VI. Домашнее задание.


1. Упр. 1, с. 86.

2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку " Непроизносимые согласные".

Автор: Винокурова Елизавета Васильевна

Дата: 23.04.2022

Номер свидетельства: 605526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Технологическая карта к уроку русского языка "Непроизносимые согласные""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_k_uroku_russkogho_iazyka_nieproiznosimyie_soghlasnyi"
    ["file_id"] => string(6) "383763"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485359161"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка"Непроизносимые согласные в корне слова ""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokarusskoghoiazykanieproiznosimyiesoghlasnyievkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "328466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463644955"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка"Непроизносимые согласные в корне слова ""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokarusskoghoiazykanieproiznosimyiesoghlasnyievkornieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "328468"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463644962"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"
    ["seo_title"] => string(69) "nabliudieniie_za_slovami_s_nieproiznosimym_soghlasnym_zvukom_v_kornie"
    ["file_id"] => string(6) "467044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1524217622"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства