Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка"Непроизносимые согласные в корне слова "»
Тема: Учимся писать слова снепроизносимыми согласными в корне слова.
Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Задачи: Задачи урока:
учить определять наличие в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится.
–определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);
– умение совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);
– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).
- способствовать воспитанию у обучающихся умения слушать и уважать другое мнение;
Организация внимания учащихся. Психологический настрой.
-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.
- Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!
Минутка чистописания.
Один в поле не воин.-объяснение пословицы
- Какое сейчас время года? Нравиться ли вам осень? (ответы детей)
Осенняя пора- очей очарованье.- Какой звук в этих словах встречается чаще всего?
- Как вы думаете, какую букву будем прописывать на минутке чистописания? (ответы детей)
Давайте пропишем букву о в соединении с другими буквами.
Оо ое ого его оно
Осень дождь холодный идут- из данных слов составьте предложение.
Постановка учебной проблемы.
1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
Запишите отгадки.
Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет
Летом светит очень ярко
Осенью- наоборот. (Солнце)
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел
Стало очень …..(грустно)
Мишка был большой проказник
У него сегодня ….(праздник)
Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе)
Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.
2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.
- Сколько мнений в нашем классе? (два)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)
Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)
- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).
Постановка цели урока.
- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно) - Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать
- Какова цель нашего урока? ? (Учимся грамотно писать слова.) Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы достигнуть цели?
- Назовите тему урока? (Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне)
Работа со словами на доске: честный –честь, радостный –радость, местный-место, гигантский-гигант, яростный-ярость
- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл
- В каких словах при произношении согласный мы не слышим?
- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно?
- Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)
- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)
- Молодцы! Интересные названия придумали.
2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
Откройте учебники на стр.107 УПР 1
3.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
4. Подводящая беседа к формулированию правила.
- Ребята, давайте составим алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными.
- Как по-вашему, что нужно сделать, чтобы слово правильно написать?
- Как подобрать проверочное слово?
- А любое однокоренное слово подойдет? (Нет) – А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится)
(Устная работа- СЛОВА ЗАПИСАНЫ НА ДОСКЕ) - Найдите пары однокоренных слов и ответьте какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным
-Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют правило)
Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносился
Способ проверки.
Чтобы знать , как написать ,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Непроизносимые согласные проверяй так:
грустный- грусть
Звездный- звезда
- Исправьте ошибки (у кого есть они ) в тех словах что писали помощники на доске , а вы в тетради.
Закрепление изученного.ТПО СТР 61 УПР.1
ИГРА «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
Верно ли, что в слове пальто непроверяемая безударная гласная а
Верно ли, что слово медведь пишется с заглавной буквы
Верно ли, что в слове класс пишется удвоенная согласная
Верно ли, что в слове коньки непроверяемая безударная гласная а
Верно ли, что в слове дорога непроверяемая безударная гласная а
Верно ли, что в слове товарищ на конце пишется ь
Верно ли, что в слове ученик непроверяемая безударная гласная и
Верно ли, что в слове собака непроверяемая безударная гласная а
ЗАДАНИЕ
- Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Показать букву ,которую вставляете и назвать проверочное слово.
У ДОСКИ-тпо стр 62 упр 4
Словарная работа.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЕСТЬ ЛИ ТАКИЕ СЛОВА, ПРВОПИСАНИЕ КОТОРЫХ МЫ НЕ МОЖЕМ ПРОВЕРИТЬ, А НАДО ЗАПОМНИТЬ И ВЫУЧИТ НАИЗУСТЬ?
Здравствуйте, лестница -ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ, ПОДЧЕРКНИТЕ БУКВУ, КТР НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ В слове лестница непроизносимая согласная не проверяется. Это словарное слово Его нужно запомнить.
2.Работа по учебнику. Выполнение упражнения 2 стр. 107
Коллективная проверка написанного.
(РЕЗЕРВ. ЕСЛИ ЕСТЬ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ)
3.Самостоятельная работа.
Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный.
Трубка, стена, вестник,
косточка, лесник, тростник,
участник, зарядка, земля, зависть,
соседка, яростный, устный
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Оцените своих товарищей.
8.Подведение итогов урока.
1.Выводы и обобщения.
Что нового узнали на уроке?
Какую задачу ставили?
Удалось ее решить? В начале урока мы ставили перед собой задачи
- находить слова с непроизносимыми согласными
- подбирать проверочные слова
Мы справились с задачей.
Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? (Да, нет, не совсем)
Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? (Да, нет, не совсем)
Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.
На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.
2.Рефлексия. Какое настроение у вас в конце урока?
3.Самооценка детей. ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ ЗА УСТНЫЕ ОТВЕТЫ, ЗА РАБОТУ У ДОСКИ, ЗА РАБОТУ В ПАРАХ, РАБОТУ В ТПО