ель: научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять части в тексте; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Оборудование: карточки с гласными буквами, лента «светофор».
Ход уро ка
I, Организационный момент
П. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Сентябрь, з.ма, пр.щай, д.ревья, в.робей, л.са.
Учитель показывает слово, дети — букву, которую нужно поставить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку " Части текста"»
Урок 7, Части текста
Цель: научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять части в тексте; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Оборудование: карточки с гласными буквами, лента «светофор».
Учитель показывает слово, дети — букву, которую нужно поставить.
— На какие две группы можно разделить слова по орфограммам? (Безударные гласные, которые можно проверить, и безударные гласные, которые нужно запомнить.)
— Какие слова мы запоминали? (Сентябрь, прощай, воробей.)
— Вспомните, какие еще словарные слова вы знаете. (Дети называют слова, которыеучшги в 1 классе.)
— Какими словами проверяли остальные слова? (Зима — зимы, деревья — дерево, лиса — лисы.)
— Составьте рассказ, используя эти слова. (Свои рассказы читают 2—3 учащихся.)
III. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах. На парте перед учениками 3 карточки с частями текста.)
— Текст рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы получился текст.
Славная птаха!
Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей. Она очень внимательно посмотрела на меня. Глаза у нее карие, грудка серая — снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы черные. И пестринки по бокам.
Однажды у меня на окне появилась птица.
— Какую часть поставите первой? (Однажды у меня на окне появилась птица.)
— Почему? (Рассказывает, с чего история началась.)
— Какая часть вторая? (Второй абзац.)
— Почему? (Рассказывается сама история.)
— Почему оставшуюся часть поставили последней? (Подводит итог, заканчивает рассказ.)
— Итак, у каждой части свое назначение.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 20, прочитайте тему урока. {Части текста.)
— На какой вопрос мы должны ответить? (Какие части можно
выделить в тексте?) Упр. 18 (с. 20).
— Прочитайте задания. Какие задания нужно выполнить устно?
— Почему собака осталась ни с чем? (Пожадничала, хотела отобрать кусок мяса у другой собаки.)
— Назовите тему текста. (Собака увидела в воде свое отражение.)
— Назовите главную мысль текста. (Не жадничай. Погонишься за чужим, свое потеряешь.)
— Что отражает заголовок? (Тему текста.)
— Прочитайте начало, основную часть, концовку. (Дети читают части текста.)
— Прочитайте правило. (Самостоятельное чтение.)
— Для чего нужно начало? (Чтобы подготовить читателя к чтению.)
— Что пишут в основной части? (То главное, о чем хотел сказать автор.)
— Для чего нужна концовка? (Завершает текст.)
— Как отделить части на письме? (Писать каждую часть с красной строки.)
2. Работа с текстом
(Текст записан на карточках.)
— Прочитайте текст.
Пришла поздняя осень. Не шелестит листна деревьев. Птицы улетают в теплые страны. Звери прячутся в норы. Скоро станет тихо и пусто.
— Разделите его на части.
— Прочитайте начало. (Пришла поздняя осень.)
— Сколько предложений в основной части? Прочитайте их. (Не шелестит листва деревьев. Птицы улетают в теплые страны. Звери прячутся в норы.)
— Какое предложение завершает рассказ? (Скоро станет тихо и пусто.)
— Как отделить одну часть от другой? (Написать с красной строки.)
V. Физкультминутка
Шел козел по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
Ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем, занятье продолжаем..
VI. Продолжение работы по теме урока
(«Проверь себя» (с. 22). Пользуясь учебником, дети отвечают на вопросы в группах.)
— Оцените работу каждого члена группы. (Проверка — один человек из каждой группы дает ответ на один вопрос.)
VII. Рефлексия
— Оцените себя.
Зеленый цвет — все понял, могу идти дальше.
Желтый цвет — еще ошибаюсь.
Красный цвет — стоп! Мне нужна помощь.
VIII. Подведение итогов урока
— На сколько частей можно разделить каждый текст? (На три: начало, основная часть и концовка.)
— Вкакой части заключена главная мысль текста? (Восновной частив)
— Какие темы повторили? (Текст, тема текста, главная мысль текста.)
Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Мы с бабушкой ходим в лес за земляникой и грибами. Целыми днями купаемся в речке с ребятами, ловим рыбу и играем в разные игры. По вечерам мы с бабушкой читаем интересные книги. На будущее лето я обязательно поеду к бабушке в деревню.