kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемный урок по курсу основы светской этики по теме "Стыд, вина, извинение". Учащиеся учатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях с их проигрыванием на уроке, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок стыд, вина извинение»


Тема урока «Стыд, вина, извинение»


Цель: Формирование у учащихся собственной позиции относительно жизненных ситуаций через понимание этических понятий стыд, вина, извинение.

Задачи:

  • на основании формирования этических понятий «стыд», «вина», «извинение» стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.

  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

  • развивать умение высказывать свое мнение, аргументировать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

Виды деятельности: проблемная беседа, ролевая игра, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа – моделирование понятий, словарная работа.


Предметные: формирование у учащихся представления о понятиях «стыд», «вина», «извинение» и их взаимосвязи.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу, поиска средств ее осуществления; (рег)

- строить рассуждения в форме связи простых суждений, формулировать своё мнение (поз)

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности. (ком)

Личностные: развитие этических чувств (стыда, вины) как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Оборудование: м\медийная установка, экран, карточки с заданиями, ручки, тетради, толковые словари.

Планируемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «стыд», «вина», «извинение».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы.

• Осознавать, для чего людям необходимо научиться прощать.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Оргмомент

  1. Включить детей в деятельность. 

  2. Организовать самооценку предстоящей деятельности. 

  3. Воспитывать культуру поведения на уроке.




Приветствие


-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Готовность к уроку





Личностные. Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность.

Регулятивные. 

Самоконтроль; самооценка







2. Актуализация знаний

  1. Определить тему и цель урока. 

  2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.




Соберите из слов

-         Вспомните «золотое правило» нравственности.

- Для этого на доске есть слова из которых я предлагаю вам его собрать.


(1 человек собирает на доске)


«Не делай другим того, что сам считаешь злом».


- Что такое зло? Какие бывают поступки?

- Бывают злые поступки и добрые. А вы совершали какие – нибудь нехорощие поступки? (можно не говорить, поднять руку)

- А что ты испытывал? (конкретно ученик)

- А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?


Стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе.

(фиксировать на доске)




- Если человек испытывает стыд, осознаёт свою вину, что ему необходимо сделать, чтобы избавиться от этих чувств?

(попросить прощения, извиниться)


- Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение.


- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Таблица

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое стыд?




Что такое чувство вины?




Когда принято извиняться?






Тема появляется на доске.


СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ


РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

- А что вы знаете об этих чувствах человека? Что вы хотите узнать? Заполните первые 2 колонки таблицы.


- Стыд, вина и извинения это однородные члены предложения. Как вы думаете почему я оставила пробел между словами, а не поставила запятую?


- Какая связь существует между этими понятиями?


- Сегодня нам необходимо вывести формулу, поставить в пропущенное место слово, знак, м. б. стрелки, чтобы определить как эти понятия взаимосвязаны.






Моделируют правило


на доске










Анализируют

систематизиуют

















Познавательные. Анализируют материал; выделяют главное; формулируют выводы по результатам наблюдений.

Подведение по понятие на основе признаков

Регулятивные. 

Осуществляют пошаговый и итоговый контроль, выполняют учебное действие





Регулятивные УУД – удерживание учебной задачи

  1. Решение учебной задачи

Изучение нового материала.

Основные задачи учителя:

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;

  • ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;

  • развивать ответственность за свои поступки.



-Я предлагаю вам прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»


  1. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка


- Почему мальчик заплакал? (ему стало стыдно)

- Как бы вы поступили на месте мальчика?


- Как вы понимаете, что такое стыд? 


- Данное понятие у разных мыслителей предстаёт по – разному. Посмотрите, как авторы словарей объясняют, что такое стыд?

(работа со словарями)


Продолжите фразу «Стыд - это …»


СТЫД –  осознание вины за свой проступок


  1. 2. Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Это репродукция картины А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка»


-Кто является главным героем?                (Главный герой – мальчик.)

 

-Какие чувства испытывает мальчик?

Стыд, вину, огорчение, обиду)

- Как вы думаете, почему? (Он получил двойку, долго гулял, играл, огорчил родных)


- Как вы думаете попросит ли мальчик прощения у мамы?

- Какие слова он при этом скажет?


-Продолжим дальнейшее погружение в картину и представим себя в роли одного из героев. Назовите героев репродукции.

Дети выбирают карточки «мальчик – главный герой», «сестра», «младший брат», «мама».


- Кто из вас желает побывать в роли героев?

(задание группе героев)


ИГРА «ОЖИВИ КАРТИНУ»


- «мама»: что бы вы сказали сыну, когда он пришёл из школы,

увидев выражение его лица? 

(ощущения, чувства)

-«мальчик»: Что бы ты почувствовал и сказал, увидев маму, сестру и брата, встречающих тебя? 

-«младший брат»: Что бы ты сказал старшему брату?

-«сестра»: Чего заслуживал брат? Что бы я ему сказала?


- Испытывали ли вы когда – нибудь похожие чувства и при каких ситуациях?


- А может быть ситуация не была связана с отметкой?

Как поступали?


  1. Посмотрите небольшой видеосюжет (видеоролик социальной рекламы (сайт www.youtube.com/watch?v=GqXWqJhJIrY)).


- Кто из персонажей испытывает чувство стыда? (сын)


- Что стало причиной этого чувства? (грубое отношение к отцу, нетерпеливость)

- Как сын попросил прощения у отца? (целовал, обнимал)

-

- Как вы думаете простил ли его отец? Почему так решили? (выражение лица, улыбка)


-Что ощущает человек, когда испытывает чувство стыда? (вина)

- А что такое вина?

- Надо ли испытывать чувство вины? Почему? (чтобы понять и исправить свои ошибки)

Чувство вины – очень тяжёлое переживание.

 - Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?

(Извиниться, попросить прощения)


- Ребята, бывают ситуации, что чувства стыда, вины переживают не только дети, но и взрослые.


- Прочитайте фразы. Скажите, согласны ли вы с ними? 


(читает 1 ребёнок)


-Никогда не стыдно просить прощения.


- Попросить прощение может не каждый.


Просить прощения - Это признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения.















(2 человека работают со словарём)














Анализируют, формулируют выводы

















Проигрывают ситуацию



Выходят, думают над ролью





Приводят аргументы







Комментирование нескольких детских ситуаций




















Рассуждения детей


Познавательные УУД построение речевых высказываний в устной форме

Осуществляют поиск и работу с информацией в разной форме.

Устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные. 1 ур. Формируют собственное мнение.

2 ур. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности.

Личностные. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины как регуляторов морального поведения.












Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения

























4. Применение нового знания.

Самостоятельная работа с проверкой

  1. Самостоятельно решать поставленные задачи. 

  2. Уметь проверить результат работы. 

  3. Почувствовать себя успешным.







































  1. Я предлагаю вам рассмотреть ситуации, которые часто происходят в школе, с детьми.


Практикум-игра

Ситуации зачитывают сами дети.

1 ситуация. Коля в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Колю.

2 ситуация. Свете в автобусе  подружке случайно наступила на ногу  и пошла дальше. Света обозвала подругу.

3 ситуация. В классе происходит ЧП: Петя уронил на пол горшок с цветком. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.

4 ситуация. Марина опоздала на урок.

5 ситуация. Даша забыла поздравить дедушку с днем рождения и вспомнила об этом только на следующее утро.

6 ситуация. Вика нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.



- Как вы думаете человека, который совершил нехороший поступок и осознал свою вину, можно простить?


ВЫВОД Если человек раскаивается, извинился, осознает свою неправоту – его можно простить.

Умение признавать вину и прощать – это хороший поступок.


- Почему важно прощать других? (жить в мире и согласии)


- Какие слова можно сказать извиняясь?


- Я предлагаю вам прислушаться к советам, как следует извиняться.


        - Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.

       -  Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.

        - говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».

       -  Будьте искренними.

        - Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.


Работа в паре. Собери пословицу. (если останется время)

Составление пословиц и объяснение их.

-Доброму человеку бывает стыдно (даже перед собакой)

-Стыд перед людьми — хорошее чувство (но лучше всего стыд перед самим собой)

-Нет стыда признаться человеку (в своей ошибке)

- от стыда (не спрячешься)





Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия.


Личностные. Проявляют интерес к новому- мотивационная основа учебной

д-ти; развитие этических чувств – стыда, вины, извинения как регуляторов поведения.



Коммуникативные.Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей.


















  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.



Обобщение всей работы. Самооценивание.


Л. Н. Толстой говорил: «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой»

- О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение) (ответы детей)


  1. Моделирование понятий (групповая работа)

_ На партах лежат листочки с пустой схемой. Я предлагаю вам заполнить пустые окошки верными словами.

Для этого вам нужно соотнести понятие с определением.

 

Стыд – ответственность за поступок перед другими.

Вина – ответственность перед собой.

Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.


-Какая связь существует между этими понятиями?

- Какую формулу мы можем вывести?



2. Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».

Заполните 3 колонку






Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.










предположения


Личностные. Умение оценивать результат своей работы, причины успеха.


Регулятивные. Оценивать свои достижения.



Знаково-символическое моделирование, преобразование из одной системы в другую





самооценивание

  1. Домашнее задание


1ур. Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.

    1. ур. Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях

3 ур. составить самим рассказ по теме в тетради.





Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСНОВЫ

СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Золотое правило этики  Не делай другим того, что сам считаешь злом

Золотое правило этики

Не делай другим того, что сам считаешь злом

СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ

СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ

Вопрос Знаю 1. Что такое стыд? 2. Что такое чувство вины? Хочу узнать Узнал 3. Когда принято извиняться?

Вопрос

Знаю

1. Что такое стыд?

2. Что такое чувство вины?

Хочу узнать

Узнал

3. Когда принято извиняться?

СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ

СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ

Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»  Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.  Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.  За обедом отец и говорит:  — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?  Все сказали:  — Нет.  Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.  Тогда отец сказал:  — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.  Ваня побледнел и сказал:  — Нет, я косточку бросил за окошко.  И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

СТЫД – ЭТО… СТЫД –это осознание вины за свой поступок

СТЫД – ЭТО…

СТЫД –это осознание вины за свой поступок

Что такое стыд? Древнегреческий философ Демокрит «Стыд  – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение

Что такое стыд?

Древнегреческий философ Демокрит

«Стыд – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение

Ф.П.Решетников «Опять двойка»

Ф.П.Решетников «Опять двойка»

Игра «Убери лишнее»  Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? простить обидчика помочь отстающему ученику обидеть младшего грубый разговор с родителями затеять ссору хорошо подготовиться к урокам

Игра «Убери лишнее»

Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?

простить обидчика

помочь отстающему ученику

обидеть младшего

грубый разговор с родителями

затеять ссору

хорошо подготовиться к урокам

Что такое вина? Вина – это очень тяжёлое переживание человека.  Вина - ответственность перед собой.

Что такое вина?

Винаэто очень тяжёлое переживание человека.

Вина - ответственность перед собой.

Никогда не стыдно просить прощения  Попросить прощения может не каждый

Никогда не стыдно просить прощения

Попросить прощения может не каждый

          - Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.          -   Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.          - говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».         -  Будьте искренними. - Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.

          - Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.

         -   Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.

         - говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».

        -  Будьте искренними.

- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.

Этикетные слова Извини(те), пожалуйста! Я прошу прощения (за то, что…) Я виноват перед вами… Я не хотел тебя (вас) обидеть… Я приношу свои извинения… Простите… Не сердитесь, пожалуйста…

Этикетные слова

  • Извини(те), пожалуйста!
  • Я прошу прощения (за то, что…)
  • Я виноват перед вами…
  • Я не хотел тебя (вас) обидеть…
  • Я приношу свои извинения…
  • Простите…
  • Не сердитесь, пожалуйста…

«Стыд перед людьми –  хорошее чувство, но  лучше всего стыд  перед самим собой.»  Л.Н.Толстой

«Стыд перед людьми –

хорошее чувство, но

лучше всего стыд

перед самим собой.»

Л.Н.Толстой

СТЫД ВИНА  ИЗВИНЕНИЕ Признак силы, также как и умение прощать Ответственность за поступок перед другими Ответственность перед собой

СТЫД

ВИНА

ИЗВИНЕНИЕ

Признак силы, также как и умение прощать

Ответственность за поступок перед другими

Ответственность перед собой

Собери пословицы - Доброму человеку бывает стыдно но лучше всего стыд перед  самим  собой - Стыд перед людьми — хорошее чувство Не спрячешься От стыда в своей ошибке даже перед собакой - Нет стыда признаться человеку

Собери пословицы

- Доброму человеку бывает стыдно

но лучше всего стыд перед  самим  собой

- Стыд перед людьми — хорошее чувство

Не спрячешься

От стыда

в своей ошибке

даже перед собакой

- Нет стыда признаться человеку

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.
  • Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях ;
  • Составить самим рассказ по теме в тетради.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"

Автор: Пономарева Екатерина Олеговна

Дата: 29.06.2019

Номер свидетельства: 516232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Стыд, вина и извинение" 4 класс."
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-orkse-po-tiemie-styd-vina-i-izvinieniie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "312394"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459339062"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по ОРКСЭ " Стыд.Вина.Извинение.""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_uroka_po_orkse_styd_vina_izvinenie"
    ["file_id"] => string(6) "507752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555689774"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Разработка этапа урока  по ОРКСЭ с использованием иллюстрации"
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-etapa-uroka-po-orkse-s-ispol-zovaniiem-illiustratsii"
    ["file_id"] => string(6) "312370"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства