2. Актуализация знаний Определить тему и цель урока. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока. | Соберите из слов - Вспомните «золотое правило» нравственности. - Для этого на доске есть слова из которых я предлагаю вам его собрать. (1 человек собирает на доске) «Не делай другим того, что сам считаешь злом». - Что такое зло? Какие бывают поступки? - Бывают злые поступки и добрые. А вы совершали какие – нибудь нехорощие поступки? (можно не говорить, поднять руку) - А что ты испытывал? (конкретно ученик) - А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? Стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе. (фиксировать на доске) - Если человек испытывает стыд, осознаёт свою вину, что ему необходимо сделать, чтобы избавиться от этих чувств? (попросить прощения, извиниться) - Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение. - Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать? Таблица Вопрос | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Что такое стыд? | | | | Что такое чувство вины? | | | | Когда принято извиняться? | | | | Тема появляется на доске. СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ - А что вы знаете об этих чувствах человека? Что вы хотите узнать? Заполните первые 2 колонки таблицы. - Стыд, вина и извинения это однородные члены предложения. Как вы думаете почему я оставила пробел между словами, а не поставила запятую? - Какая связь существует между этими понятиями? - Сегодня нам необходимо вывести формулу, поставить в пропущенное место слово, знак, м. б. стрелки, чтобы определить как эти понятия взаимосвязаны. | Моделируют правило на доске Анализируют систематизиуют | Познавательные. Анализируют материал; выделяют главное; формулируют выводы по результатам наблюдений. Подведение по понятие на основе признаков Регулятивные. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль, выполняют учебное действие Регулятивные УУД – удерживание учебной задачи |
Решение учебной задачи Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим; ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение; развивать ответственность за свои поступки. | -Я предлагаю вам прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Косточка» Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка - Почему мальчик заплакал? (ему стало стыдно) - Как бы вы поступили на месте мальчика? - Как вы понимаете, что такое стыд? - Данное понятие у разных мыслителей предстаёт по – разному. Посмотрите, как авторы словарей объясняют, что такое стыд? (работа со словарями) Продолжите фразу «Стыд - это …» СТЫД – осознание вины за свой проступок 2. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». - Ребята, внимательно рассмотрите картину. Это репродукция картины А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка» -Кто является главным героем? (Главный герой – мальчик.) -Какие чувства испытывает мальчик? ( Стыд, вину, огорчение, обиду) - Как вы думаете, почему? (Он получил двойку, долго гулял, играл, огорчил родных) - Как вы думаете попросит ли мальчик прощения у мамы? - Какие слова он при этом скажет? -Продолжим дальнейшее погружение в картину и представим себя в роли одного из героев. Назовите героев репродукции. Дети выбирают карточки «мальчик – главный герой», «сестра», «младший брат», «мама». - Кто из вас желает побывать в роли героев? (задание группе героев) ИГРА «ОЖИВИ КАРТИНУ» - «мама»: что бы вы сказали сыну, когда он пришёл из школы, увидев выражение его лица? (ощущения, чувства)
-«мальчик»: Что бы ты почувствовал и сказал, увидев маму, сестру и брата, встречающих тебя?
-«младший брат»: Что бы ты сказал старшему брату?
-«сестра»: Чего заслуживал брат? Что бы я ему сказала? - Испытывали ли вы когда – нибудь похожие чувства и при каких ситуациях? - А может быть ситуация не была связана с отметкой? Как поступали? Посмотрите небольшой видеосюжет (видеоролик социальной рекламы (сайт www.youtube.com/watch?v=GqXWqJhJIrY)). - Кто из персонажей испытывает чувство стыда? (сын) - Что стало причиной этого чувства? (грубое отношение к отцу, нетерпеливость) - Как сын попросил прощения у отца? (целовал, обнимал) - - Как вы думаете простил ли его отец? Почему так решили? (выражение лица, улыбка) -Что ощущает человек, когда испытывает чувство стыда? (вина) - А что такое вина? - Надо ли испытывать чувство вины? Почему? (чтобы понять и исправить свои ошибки) Чувство вины – очень тяжёлое переживание. - Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? (Извиниться, попросить прощения) - Ребята, бывают ситуации, что чувства стыда, вины переживают не только дети, но и взрослые. - Прочитайте фразы. Скажите, согласны ли вы с ними? (читает 1 ребёнок) -Никогда не стыдно просить прощения. - Попросить прощение может не каждый. Просить прощения - Это признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения. | (2 человека работают со словарём) Анализируют, формулируют выводы Проигрывают ситуацию Выходят, думают над ролью Приводят аргументы Комментирование нескольких детских ситуаций Рассуждения детей | Познавательные УУД построение речевых высказываний в устной форме Осуществляют поиск и работу с информацией в разной форме. Устанавливать причинно – следственные связи. Коммуникативные. 1 ур. Формируют собственное мнение. 2 ур. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности. Личностные. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины как регуляторов морального поведения. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения |
4. Применение нового знания. Самостоятельная работа с проверкой Самостоятельно решать поставленные задачи. Уметь проверить результат работы. Почувствовать себя успешным. | – Я предлагаю вам рассмотреть ситуации, которые часто происходят в школе, с детьми. Практикум-игра Ситуации зачитывают сами дети. 1 ситуация. Коля в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Колю. 2 ситуация. Свете в автобусе подружке случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу. 3 ситуация. В классе происходит ЧП: Петя уронил на пол горшок с цветком. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. 4 ситуация. Марина опоздала на урок. 5 ситуация. Даша забыла поздравить дедушку с днем рождения и вспомнила об этом только на следующее утро. 6 ситуация. Вика нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.
- Как вы думаете человека, который совершил нехороший поступок и осознал свою вину, можно простить? ВЫВОД Если человек раскаивается, извинился, осознает свою неправоту – его можно простить. Умение признавать вину и прощать – это хороший поступок. - Почему важно прощать других? (жить в мире и согласии) - Какие слова можно сказать извиняясь? - Я предлагаю вам прислушаться к советам, как следует извиняться. - Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению. - Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь. - говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ». - Будьте искренними. - Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину. - Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение. Работа в паре. Собери пословицу. (если останется время) Составление пословиц и объяснение их. -Доброму человеку бывает стыдно (даже перед собакой) -Стыд перед людьми — хорошее чувство (но лучше всего стыд перед самим собой) -Нет стыда признаться человеку (в своей ошибке) - от стыда (не спрячешься) | | Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия. Личностные. Проявляют интерес к новому- мотивационная основа учебной д-ти; развитие этических чувств – стыда, вины, извинения как регуляторов поведения. Коммуникативные.Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Обобщение всей работы. Самооценивание. | Л. Н. Толстой говорил: «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» - О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение) (ответы детей) Моделирование понятий (групповая работа) _ На партах лежат листочки с пустой схемой. Я предлагаю вам заполнить пустые окошки верными словами. Для этого вам нужно соотнести понятие с определением. Стыд – ответственность за поступок перед другими. Вина – ответственность перед собой. Извинение – это признак силы, также как и умение прощать. -Какая связь существует между этими понятиями? - Какую формулу мы можем вывести? 2. Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал». Заполните 3 колонку | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. предположения | Личностные. Умение оценивать результат своей работы, причины успеха. Регулятивные. Оценивать свои достижения. Знаково-символическое моделирование, преобразование из одной системы в другую самооценивание |