Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4 классе "Жизнь леса"»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема. ЖИЗНЬ ЛЕСА.
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».
3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е:тесты по теме «Почва»; индивидуальные карточки; карточки для работы с таблицей «Деревья, кустарники, травянистые» и схемой «Цепи питания»;рисунки «Лес»; записи голосов птиц; схемы грибов; электронная презентация, карточки для рефлексии.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент.
-Проверка готовности учащихся к уроку.
- Какое у вас сегодня настроение?
- Как узнать о настроении человека? (по мимике, жестам).
- Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение. (Дети изображают)
- Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!
II. Проверка домашнего задания.
-Проверим домашнее задание.
- Как называлась тема домашнего раздела? (Земля-кормилица. Почвы).
– Приведите примеры различных типов почв.
– Какая почва самая плодородная?
– Какие почвы в нашем крае?
- Из чего состоит почва?
– Почему нужно бережно относиться к почвам?
– Как нужно охранять почвы?
Тест «Земля-кормилица. Почвы»
1. Характерными почвами нашего края являются:
а) черноземы; в) подзолистые почвы;
б) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре; в) лесной зоне;
б) степях; г) пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка; в) перегноя;
б) глины; г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода; в) воздух;
б) камни; г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок; в) глина;
б) перегной; г) ил.
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8. Каким цветом обозначены на карте низменности?
а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.
9. Один сантиметр почвы в природе образуется:
а) за 100–150 лет; в) 5–10 лет;
б) 250–300 лет; г) 1–2 года.
В это время два ученика выполняют задание на индивидуальных карточках.
Карточка 1
— Найдите ошибки в тексте.
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
Карточка 2
— Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.
Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)
Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)
Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растении. (Песок.)
Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)
Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
Это живые организмы, под действием которых из остатков растении образуется перегной. (Микробы.)
Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
Проверка тестов, индивидуальных карточек.
О т в е т ы: 1(а), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в) (ответы на доске, взаимопроверка).
III. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности. (слайд 1.)
Мы пойдем сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Учитель. Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса.
На доске открывается тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
IV. Работа над новым материалом.
Послушайте «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес». (слайд 2.)
Звучит запись голосов птиц. Учитель читает сказку.
Сказка о художнике, который решил нарисовать лес
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал Старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос Старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал Лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
Учитель. Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? (слайд 3.)
Ученики. Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.
Учитель. Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.
1) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
2) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.
(Кустарники.)
3) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)
Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.
Ученики. Деревья, кустарники, травы.
Учитель. Что растет на самой земле?
Ученики. Лишайники и мхи.
Учитель показывает схему «Ярусы леса». (слайд 4.). (слайд 5.)
-Назовите растения леса. (слайд 7.)
Учитель предлагает заполнить таблицу:
Деревья
Кустарники
Травы
- Назовите животных леса. (слайд 6.)
Учитель открывает схемы на доске.
Дуб – жуки-короеды - кукушки - орлы
Учитель. Что обозначают стрелки?
Ученики. Это цепи питания.
Учитель. Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?
Ученики. В лесу животные находят пищу.
Учитель. Назовите цепи питания (цепочкой). Давайте рассмотрим цепи питания:
дуб жуки-короеды.
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?
Ученики. Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.
Учитель. Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.
Ученики. Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.
Учитель. В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Ученики. Грибы. (слайд 8.)
Учитель. Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их… (Опята).
(Дети стоят.)
2. А это – красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор.)
(Дети садятся.)
3. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовики.)
(Дети стоят.)
4. Растут в лесу сестрички.
Рыжие ... (Лисички.)
(Дети стоят.)
5. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Не бери ты их с полянки,
Называются … (Поганки.)
(Дети садятся.)
Учитель. Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.
Учитель. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?
Ученики. Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.
Учитель. Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?
Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 168 учебника.
Ученики. Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.
Ученики. Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.
Учитель. Как можно назвать лес?
Ученики. Лес – природное сообщество. Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Оцените свою работу на уроке с помощью карточек (зелёная – хорошо, жёлтая – удовлетворительная, красная – неудовлетворительно.)
Домашнее задание.
Читать, пересказывать с. 164–169. Составить письменно в тетрадях описание природного сообщества - лес, пользуясь планом с. 165.
Приложения к уроку
Тест «Земля-кормилица. Почвы»
1. Характерными почвами нашего края являются:
а) черноземы; в) подзолистые почвы;
б) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре; в) лесной зоне;
б) степях; г) пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка; в) перегноя;
б) глины; г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода; в) воздух;
б) камни; г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок; в) глина;
б) перегной; г) ил.
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8. Каким цветом обозначены на карте низменности?
а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.
9. Один сантиметр почвы в природе образуется:
а) за 100–150 лет; в) 5–10 лет;
б) 250–300 лет; г) 1–2 года.
Карточка 1
Найдите ошибки в тексте.
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
Карточка 2
Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.
Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. ____________________
Вещество, хорошо удерживающее воду. __________________
Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растении. __________________
Вещество, необходимое для жизни и развития растений. ___________
Вещество, помогающее корням растений дышать. _________________
Это живые организмы, под действием которых из остатков растении образуется перегной. ___________________________
Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. ___________________________