Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! -На прошлом уроке мы говорили о правилах вежливости. -Какого человека, по-вашему, можно назвать вежливым? -Знаете ли вы вежливые слова? - Я буду читать стихотворения, а вы должны их дополнить такими словами. -Дядя Саша огорчён, Рассказал он вот о чём: -Видел Настю-первоклашку Я на улице сейчас. Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс. Но давно уже от Насти Я не слышал слова… (здрасьте). А слово-то, какое – очень дорогое! -Встретил Витю я соседа. Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! Но, представьте! Зря от Вити Ждал я слова… (извините). А слово-то, какое – очень дорогое! - Дед про внучку говорил: -Экая досада! Я портфель ей подарил, Вижу – очень рада. Но нельзя ж молчать, как рыба, Ну, сказала бы… (спасибо). А слово-то, какое – очень дорогое! - Какие ещё вежливые слова вы знаете? - Когда человек должен быть вежливым? (всегда) «…Приходите тараканы, я вас чаем угощу!» Тараканы прибежали, все стаканы выпивали, А букашки – по три чашки С молоком и крендельком: Нынче Муха-Цокотуха – именинница! - На какой праздник пришли гости к Мухе-Цокотухе? -Так о чём же сегодня пойдёт речь на нашем уроке? - Правильно. Сегодня мы будем говорить об отношениях между друзьями, о том, как друзья празднуют дни рождения. -Откройте учебники на с. 56-57. Прочитайте, что мы узнаем на этом уроке. - Есть ли вас друзья? - Конечно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки. (Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать. -Как и где вы общаетесь? -Как проводите свободное время? -Приглашали ли вас друзья на свой день рождения? - Что за праздник – день рождения? От какого слова образовалось слово «Рождение»? Подберите к нему родственные слова. Как в мультфильме была названа Муха? (Именинница). -Откуда пошло это название? Раньше после рождения, ребёнка крестили в церкви. Там ему давали имя. Чаще всего ребёнку давали имя в честь святого, память которого церковь отмечала в этот день. Отсюда и пошло слово «именины» - день, в котором человек получил имя. - Знаете ли вы, когда у вас день рождения? Как вы готовитесь к этому дню? Какие подарки вам делают родители, друзья? - Рассмотрите рисунки на с.56-57. У Нади день рождения. Она пригласила друзей в гости. Как надо приглашать в гости? -А теперь посмотрите сценку «Как медвежонок Ивашка зверей к себе в гости звал». - Почему звери не пошли к Ивашке на день рождения? -Надя в отличие от медвежонка, вежливо пригласила гостей, и они согласились прийти. - С чем надо идти к имениннику? Как вы выбираете подарок? Что надо учитывать при выборе подарка? (Учитывается возраст, интересы и увлечения человека). - Послушайте стихотворение Игоря Шевчука и скажите удачно ли был сделан подарок? Подарок. На день рожденья Кактусу подарок подарили И поздравленья Кактусу любезно говорили: -Примите, милый Кактус, от нас сегодня в дар Прекрасный - распрекрасный большой воздушный… Бах! Запомни, что неловко, Дарить мышонку мышеловку, Лисе – капкан, Ежу – крючок, А поросенку – пятачок! -Существует ещё несколько правил выбора подарка. Попробуем догадаться – каких. -Лучший подарок по-моему, мёд! Это и ослик сразу поймёт… - Чьи это слова? Догадались? Да, Винни-Пух нёс горшочек мёда, но кому в подарок? - Правильно, ослику Иа-Иа. Что произошло, пока Винни-Пух шёл к ослику? Можно ли пользоваться вещью, которую вы решили подарить? -Какой выход из сложившейся ситуации нашёл Винни-Пух? - Хотел бы Винни-Пух получить на день рождения такой подарок, какой он нёс ослику? Можно ли дарить вещь, которая не нравится или не нужна вам самим? - Ну что ж, подарок мы выбрали. Что ещё хорошо было бы сделать? - Правильно составить поздравление и написать его на открытке. Поздравление должно состоять из нескольких частей. - Вы должны эти части поставить в правильном порядке. 1. Обращение. 2. Поздравление. 3. Пожелание. 4. Подпись. - Что такое обращение? Что можно пожелать? Для чего надо поставить своё имя под поздравлением? - Какие из этих открыток подойдут для поздравлений с днём рождения? - Посмотрите на рисунок на с.56. Надя принимает подарки. Как надо принимать подарки? Давайте представим, что вы получили подарок... - За подарок надо обязательно поблагодарить. Его надо открыть и рассмотреть при том человеке, который вам подарил. Если вам что-то не понравилось, об этом нельзя говорить дарящему. Все подарки аккуратно складываются, а не бросаются, как попало. Если вам подарили цветы, их надо поставить в воду. Если вам принесли конфеты или торт, их надо подать к столу. Если в подарок вы получили игру, то можно предложить сыграть в неё гостям вместе с вами. - Рассмотрите верхний рисунок на с. 57. В какие игры и игрушки будут играть дети у Нади в гостях? В какие игры играете вы, когда приходите к кому-то в гости? - Очень ответственный момент всего дня – праздничный стол. Меню составляется заранее. Чем вы угощаете гостей? Что подаёте к чаю? Как накрываете стол? - Как надо вести себя за столом? Все ли за столом у Нади ведут себя правильно? - Познакомимся с правилами поведения за столом. - Мы с вами учились культурно вести себя в гостях, быть вежливыми и внимательными друг к другу. На день рождения чаще всего приглашают друзей. А кого вы выбираете в друзья? Каким он должен быть? - У разных народов есть много пословиц и поговорок о дружбе, друзьях и взаимопомощи. Прочитайте некоторые из них на с.58-59 учебника, объясните их смысл. Какие из пословиц, на ваш взгляд, самые важные? -Вернёмся к целям, поставленным перед нами в начале урока. Перечитайте их. Справились ли мы с ними? О каких правилах культурного поведения вы узнали? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какие выводы вы можете сделать в конце урока? -Ребята, а какое настроение было у вас сегодня на уроке? У каждого из вас на партах облачко. Покажите своё облачко-настроение. Прикрепите своё облачко на доске, где прикреплено красивое улыбающееся солнышко. -Если настроение хорошее, облачко не закрывает солнышко. -Хорошее настроение помогает и в дружбе, и в делах. А с чего начинается дружба? -Правильно с улыбки. - И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песенкой крошки енота, который боялся своего отражения, но помирился с ним, лишь улыбнувшись ему. Звучит песенка «Улыбка» В. Шаинского (видеофрагмент из мультфильма о Крошке Еноте) Я предлагаю вам написать поздравительную открытку другу. |