Окружающий мир 2 класс
Тема: Ты и твои друзья
Цель: узнать правила общения между друзьями.
Задачи:
- Расширить представление учащихся о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями.
- Формировать умение применять правила общения с друзьями в коллективе.
Универсальные учебные действия
Личностные:
Учащиеся имеют представление о дружбе.
У учащихся формируется понимание необходимости соблюдения «правил дружбы».
Познавательные:
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое «друг», «дружба».
Построение рассуждений на тему: «Кто мой друг и почему я считаю его своим другом?».
Учащиеся будут учиться осуществлять поиск информации при выполнении заданий.
Регулятивные:
Формировать умение ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном. (При обсуждении жизненных ситуаций)
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные:
Применять правила работы в паре.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Формировать у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению.
Оборудование:
- учебник: А.А Плешаков Окружающий мир. 2 класс Часть 2
- рабочая тетрадь;
- презентации( к уроку, компьютер, проектор, СМАРТ доска.
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
УУД
1. Организационный момент
Проверка рабочего места.
Приветствие гостей.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1. -С чего мы обычно начинаем урок?
(С повторения).
На одном из последних уроков мы говорили о правилах общения в семье. Я предлагаю вспомнить их. Выберем высказывания, при соблюдении которых семья будет жить счастливо. Оцениваем смайликами - согласен, не согласен.
СЛАЙД 3 - ПРАВИЛА общения в семье.
Высказывания:
1) Помогать друг другу.
2) Смотреть телевизор.
3) Не убирать в комнате.
4) Вместе отдыхать.
5) Поздно вставать и поздно ложиться.
6) Заботиться о младших сестрёнках и братишках.
7) Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.
8) Просить купить себе игрушку.
9) Поздравлять с праздниками.
10) Рассказывать друг другу новости.
Какие правила мы оставим?
Слайд 4. Правильные ответы
На слайде учитель фиксирует выбранные правила:
помогать друг другу
вместе отдыхать
заботиться о младших сестрёнках и братишках
помогать родителям, бабушкам и дедушкам
поздравлять с праздниками
рассказывать друг другу новости
– Встаньте, кто выбрал эти правила.
– Что мы повторили? (Правила общения в семье).
– Могут ли эти знания помочь нам в открытии нового? (Эти знания могут нам помочь в открытии нового).
-Что нового мы с вами узнаем сегодня на уроке?(о дружбе)
-Как вы узнали?(в учебнике, на доске и правила семьи)
-Проверим. Правы ли вы?
СЛАЙД 5-друзья
-Определите цель сегодняшнего урока. (о дружбе)
-Кто может сказать, что мы сегодня узнаем?
Где мы можем найти подсказку? ( в учебнике.
-Откройте учебник на стр. 56 Слушаю …
2. Пробное действие.
– А теперь подумайте, как следует вести себя с друзьями.
СЛАЙД 6. Правила общения с друзьями.
– Назовите номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями. (1,2,4)
– Кто считает иначе? Докажите. (На доске учитель фиксирует номера выбранных ответов.)
– Что вы видите? Разное количество выбранных картинок.
– Что это значит? (Мы столкнулись с затруднением).
– В чём затруднение? Мы не можем обосновать…
– Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать).
Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя
(Р: УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками
(К: УУД)
3. Проблемное объяснение нового знания
– Какое задание вы выполняли? Надо было выбрать номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями.
– В чём причина затруднения? Почему получились разные ответы и их количество? (Нет эталона, правила)
– Какую цель перед собой поставите? (Узнать правила общения между друзьями).
– Дополним тему урока. О каких правилах пойдёт речь на уроке? О правилах дружбы.
Учитель вывешивает на доску табличку:
Правила дружбы:
ФИЗПАУЗА. «Мы друзья» презентация под музыку. 3 минуты
– В начале урока мы повторили правила общения в семье. Предлагаю вернуться к ним.
– Какие правила общения в семье могут пригодиться в общении с друзьями? (Учитель вывешивает правила на доску).
помогать друг другу
вместе отдыхать
поздравлять с праздниками
рассказывать друг другу новости
(Учитель убирает заботиться о младших сестрёнках и братишках
помогать родителям, бабушкам и дедушкам).
– Предлагаю вернуться к теме урока. Прочитайте её. Ты и твои друзья.
– Попробуйте объяснить, как вы понимаете определения «друг», «дружба». Вам знакомы эти слова? Высказывания детей.
– Я предлагаю уточнить определения с помощью толкового словаря:
СЛАЙД 7-словарь Ожегова
- Прочитайте
Друг – близкий тебе человек, но не родственник.
– А вот как говорится об этих словах в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.
ДРУГ – тот, кто связан с кем-то дружбой;
ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, общности интересов.
– Как вы считаете, это все правила дружбы? (Нет).
– Мы выяснили, что обозначают слова друг и дружба,
СЛАЙД 8. – разговаривай спокойно
-Посмотрите на слайд.
- ознакомьтесь с подписями под картинками, скажите, можно ли эти подписи отнести к правилам дружбы? (можно)
-Прочитайте их. Дополним наши правила.
На доску вывешиваются таблички:
-РАЗГОВАРИВАЙ СПОКОЙНО.
-ПОМОГАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ В РАБОТЕ.
-ДЕЛИТЕСЬ ДРУГ С ДРУГОМ.
Скажите, можно ли сказать, что мы назвали основные правила дружбы? (да).
Продолжаем дальше разговор. Теперь давайте попробуем разобраться, каких друзей мы выбираем.
СЛАЙД 9 лица детей
-У вас на партах лежат листочки с такими же рисунками.
– Посмотрите на ребят.
– С кем из этих ребят хочется дружить? Обведи рисунок. Объясните, почему.
Дети высказывают мнения.
– А в жизни, с каким человеком начать разговор легче и приятнее? Который улыбается.
– В общении друг с другом большую роль играет мимика лица. Я предлагаю выполнить упражнение “Отражение” в парах, повернитесь друг к другу и внимательно выполняйте задания.
– Покажите мимикой выражение внимания, удивления, печали, удовольствия, страдания, вины, радости.
– Какое выражение было приятнее изображать? (Радостное).
– Что вам помогло показать радость? (Улыбка).
– Конечно, улыбаться было приятней, с помощью улыбки можно сообщить без слов о прекрасном настроении.
– Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели общаться друг с другом – улыбнитесь.
– Мы открыли ещё одно правило дружбы, назовите его. Надо улыбаться. Учитель прикрепляет на доску правило дружбы
«Чаще улыбайся».
– Действительно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки. Посмотрите на доску. Что мы вывели? Правила, эталон дружбы.
ФИЗПАУЗА. Все встали. Упражнение на внимание. ПОВТОРЯЙТЕ ДВИЖЕНИЯ ЗА МНОЙ
Я буду показывать движения, а вы постарайтесь внимательно слушать и дружно их выполнять.
Сядет тот, кто назовёт пословицу о дружбе.
Уметь слушать и понимать речь других
(К: УУД)
Уметь осуществлять анализ объектов
(П: УУД)
Уметь проводить сравнение по заданным критериям
(П: УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками
(К: УУД)
4. Закрепление во внешней речи
– Какая работа нам сейчас с вами предстоит? (Закрепить новое знание).
1. – Мы проводим в школе много времени, школа – наш второй дом. А в доме должно быть уютно и комфортно. Как называют учеников, которые учатся в одном классе? Одноклассниками.
– Давайте обсудим, что вам нравится в одноклассниках.
– Дружный у нас коллектив? Можно ли сказать, что все наши правила дружбы соблюдены? (нет) (выслушиваются мнения детей)
– Есть ли у вас друзья среди одноклассников?
Задание в парах.
– Давайте поближе познакомимся с одноклассниками, узнаем, кто с кем дружит.
–Расскажите друг другу в парах о своём друге, используя правила дружбы.
Учащиеся выполняют задание. 1 минута
– Время вышло. Кто хочет всем рассказать о своём друге? (дети рассказывают о своём друге, используя правила дружбы)
– Продолжите фразу: Друг – тот, кто ...
– Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. В пословице говорится: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». Надо уметь считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, уметь оказывать помощь.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
(П: УУД)
Управление поведением партнера, оценка действия партнера
(К: УУД)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
(К: УУД)
7. Рефлексия учебной деятельности
– Настало время подвести итог урока.
-Какое новое знание вы сегодня открыли?
(Мы составили правила дружбы).
– Какие у вас были затруднения? Не могли обосновать ответы, не было эталона, правила.
– Удалось ли вам их преодолеть? Мы справились с затруднениями.
– Был ли этот урок вам полезен? Чем?
? Помогут ли вам в жизни правила дружбы?
– Ребята, я предлагаю вам оценить своё умение дружить.
– Выберете утверждение, с которым вы согласны и озвучьте его.
Отметить учеников, которые:
– правильно составляли рассказы о своих друзьях;
– правильно сделали выводы;
– сумели договориться в совместной работе;
– А теперь вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и оцените свою работу с помощью смайликов.
– А завершим наш урок маленьким четверостишьем:
Мы открыли все секреты.
Как нам дружбу сохранить
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
– Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
СЛАЙД 10 - кот Леопольд
– Вспомним слова мультипликационного героя Кота Леопольда и произнесём все вместе: «Ребята, давайте жить дружно!»
Обратить внимание на главное правило общения – «Разговаривай с другом так, как бы ты хотел, чтобы он разговаривал с тобой». Улыбка – главное правило общения.
– Если вы научитесь общаться, то вы всегда будете окружены хорошими друзьями.
Если останется время, смотрим фильм "Наш Дружный 2 класс"
Рефлексия
(К: УУД)
Смыслообразование
(Л: УУД)
Р: УУД – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей