2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данной разработки урока - привлечь внимание детей к проблемным вопросам, существующих в природных сообществах, помочь ответить на проблемный вопрос: "Человек в природе - хозяин или часть природы?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Будь природе другом".»
Урок по Окружающему миру. Программная тема «Природа и человек. О заповедниках».
Тема урока: «Будь природе другом».
Цель:
-формировать представления и элементарные знания об экологии; формировать понятие «заповедник»;
-воспитывать экологическую культуры детей,
Задачи:
-развивать интеллектуальную инициативу у школьников, исследовательские и коммуникативные навыки, творческие способности;
- развивать умения актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации;
- углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;
- развивать экологическое мышление у детей;
- развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Организация начала урока.
-Ребята, бывают ли случаи, когда у вас появляются слезы? Расскажите, когда это происходит.
-Когда мы говорим «природа», что понимаем под этим словом?
-Природа тоже живая. И когда ей больно и обидно, она тоже жалуется и плачет.
-Давайте посмотрим видеофрагмент и попробуем определить тему нашего урока.
2. Просмотр видеофрагмента. Формулирование темы и целей урока.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
( говорить мы сегодня будем о природе, о человеке, об экологии).
-Каковы же цели нашего урока?
(мы узнаем, какую роль играет человек в природе).
-Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический плакат созвучный теме нашего урока - «Будь природе другом».
-Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.
3. Введение в тему урока.
Учитель.
-А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля.
-ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом , “логос”-наука. Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология».
-Ежегодно в России каждый год посвящается какой-то проблематике или сфере, к примеру, 2010 год был объявлен Годом учителя, 2016 год был посвящен российскому кино, не стал исключением и нынешний 2017-й год. Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом экологии. -Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в природных сообществах и улучшить состояние экологической безопасности страны.
За основу графической части логотипа (знака) принят круг с неровными линиями различных цветов, олицетворяющих многообразие природы России.
4. Работа в группах.Анализ причинно-следственных связей.
Учитель:
-Мы работаем в группах. Каждая группа носит название природного сообщества. Представьтесь.
(лес, водоем, поле, луг, сад).
-Сообщество. Как вы понимаете это слово? (взаимодействие живой и неживой природы, связь с окружающим миром и между собой).
-Значит и мы будем работать сообща. Давайте вспомним правила работы в группе.
-Задание 1.
- На доске прикреплены слова. Нужно составить экологические цепочки своего сообщества. (Один представитель от группы выполняет и презентует задание. Анализ, оценка детьми).
ЛЕС - сосна, жук-короед, дятел;
ЛУГ -семена растения, кузнечик, ящерица;
ПОЛЕ- зерно, мышь, лисица;
ВОДОЕМ - комар, лягушка, цапля;
САД – яблоня, гусеница, воробей.
ЧЕЛОВЕК – это слово должно остаться.
Анализ проделанной работы:
-Почему нужны друг другу грибы и деревья, солнце и дождь, растения и животные?
-А если убрать из цепочки одно звено?
-А если заменить один элемент?
-Почему осталось слово «ЧЕЛОВЕК»?
-Ребята, можно ли сказать, что на самом деле в России существует гармония в отношениях человека и природы?
-В конце урока нужно ответить на проблемный вопрос: Человек – часть природы или её хозяин? (вопрос вывешивается на доску).
5. Работа в группах. Влияние человека на природу. Экологические проблемы.
-Каждой группе картинка. Придумайте по ней ситуацию в вашем сообществе. Обсудите ее в группе. Представьте нам пути решения проблемы.
Ситуация-ВОДОЁМ
Идут по роще два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:
ВОПРОС: Что сказал первый мальчик?
Ситуация-ЛУГ
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
– Что ты делаешь?– спросила старушка.
– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.
Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
– А я и не знал об этом.
ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?
Ситуация-ПОЛЕ
Гуляя с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.
– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.
– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:
– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...
ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?
Ситуация –САД
К.Ушинский «Птицы».
В одной хорошенькой деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив. Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою. Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.
ВОПРОС: Разве это правильно? Какие правила природы нарушили мальчики?
Ситуация- ЛЕС
"Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
ВОПРОС: Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой? Соблюдают ли законы природы девочки?
6. Проблемная беседа с элементами исследования.
УЧИТЕЛЬ:
-Человек - самый умный, а значит, в ответе за всё живое, что есть на планете! Необходимы меры по охране природы. Какие?
(На государственном уровне: организация заповедников
На уровне граждан: ответственное отношение к охране окружающей среды).
-Главный вид особо охраняемых природных территорий-это заповедник.
-Как вы думаете, как произошло слово «заповедник»?
-Что такое заповедное место? (запретное)Заповедник-охраняемая природная территория, в которой под охраной находится весь природный комплекс.
-О каких заповедниках России вы слышали? Ученики перечисляют названия заповедников.
-Достаточно ли знать только названия заповедников? (Нужно знать, где они находятся, в чем их ценность, как их охранять, для чего охранять).
7.Работа в группах. Обобщение имеющихся знаний. Составление и анализ схемы.
-Зачем создают заповедники?
-Составьте схему:
Заповедник
-Презентация групп.
8. Работа по карте. Заповедники России.
Учитель
- Всего в России на сегодняшний день создано более 12 тыс. особо охраняемых природных территорий разных уровней и категорий. Заповедники – прочитать текст и изобразить символ заповедника (презентация групп)
Ровно сто лет прошло с тех пор, как 11 января 1917 г. на берегу озера Байкал был основан первый в истории России общегосударственный заповедник – Баргузинский. Главной причиной создания было катастрофическое падение пушного промысла. Для спасения редкого баргузинского соболя был создан этот Заповедник. К моменту создания заповедника там обитало до 30 соболей. Уже через несколько лет соболи заселили не только территорию заповедника, но и вышли за её пределы.
Уссурийский заповедник создан в начале 20 века. Богатейшие территории хвойных и широколиственных лесов, стаи разнообразных птиц. Здесь можно увидеть редкого амурского тигра и гималайского медведя, который не устраивает берлог, а устраивается в дуплах старых деревьев, растение женьшень, лимонник, венерин башмачок, занесенных в Красную книгу.
Воронежскому заповеднику 94 года. Лес здесь преимущественно сосновый с примесью дуба. Его называют бобровым заповедником. Это главный объект охраны. Сейчас численность бобров превышает 340 тысяч видов. Их перевозят в другие заповедники. Но кроме бобра здесь была спасена популяция благородного оленя, завезенного к нам из Германии.
Большой Арктический заповедник - крупнейший по территории заповедник Евразии и дом для белых медведей, у которых в природе есть только один враг –ЧЕЛОВЕК. Последнее время человечество все больше обеспокоено проблемами таяния льдов и изменением климата на Северном полюсе. Цветы Севера — настоящее чудо - Полярный мак и арктическая роза. В отличие от других заповедников, здесь есть и промышленные участки: например, в некоторых местах добывают нефть.
Желание сохранить удивительный растительный и животный мир степи заставило местные власти создать Ростовский заповедник в 1995 году на юге нашей области. Особо ценными являются дикие тюльпаны, которые завораживают своей красотой. А растущий здесь дикий ковыль занесен в Красную книгу. В защите нуждаются и дикие животные, которые живут в донских степях. Значительно возросло количество пролетных и кочующих птиц (журавль-красавка, серый гусь).Ученые считают, что это связано с созданием в этих местах зоны покоя. Здесь существует единственный дикий табун мустангов в России. Участие человека в жизни мустангов минимальное. Единственное, в чём пришлось помочь животным, — это пробурить скважины.
-Перед вами карта России. Конечно же все я не обозначила на карте.
9. Индивидуальное сообщение.
- Роща «Дубки» – памятник природы в нашем городе.
«Дубовая роща» - первое искусственное насаждение в степной России. Эта дубовая роща на склонах балки Большая Черепаха посажена, по приказу императора Петра I. Дело Петра 1 продолжила Екатерина 2. В роще росли не только дубы, но и вишни, яблони, вербы, а также всевозможные кустарники. В большом дубовом лесу между деревьями были выстланы дорожки. На поддержание мостиков, дорожек, скамеек и уход за растениями из казны выделялись денежные средства. Позже никаких мер по улучшению "Дубков" не принималось. Чего здесь только не было: колония малолетних преступников, свинарник, шелковичный завод, проходили маевки, политические демонстрации. Большое количество людей, лошадей, костры, кухни нанесли непоправимый ущерб лесу.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах, роща была почти полностью уничтожена – несколько раз Таганрог бомбили вражеские самолёты, и деревья в роще горели. Фашистские захватчики нанесли большой урон роще «Дубки». По-видимому, боялись партизан и варварски вырубили почти всю рощу. Лес был вывезен в Германию. А у себя они охраняют свои леса и, говорят, что каждое дерево в лесах пронумеровано.
После войны были высажены новые дубовые саженцы. Однако на сегодняшний день в роще сохранились только два огромных старых дуба. По легенде как раз они и посажены руками царя Петра Первого. В 1985 году роще "Дубки" придан статус Государственного памятника природы. Роща имеет паспорт и охранное обязательство. В настоящее время роща зажата со всех сторон. Зеленый остров - уникальный дар природы пришел к печальному состоянию по многим причинам и ко всем причастен человек. Дома новостроек района потеснили её. В роще устраиваются пикники, сломаны мостики, выгуливают собак, ночуют бомжи и даже совершаются преступления.
Роща – ровесница Таганрога и уже отметила свое трехсотлетие. Это место стало любимым для гуляний у жителей города. Но далеко не все люди соблюдают законы природы в роще.
Своё выступление мне хотелось бы закончить словами нашего земляка
А.П. Чехова:
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»
10. Итог урока.
-Итак, давайте вернемся к главному вопросу урока: «Человек – друг природы или её хозяин?» (ответы детей).
-Только Человек может разрушить всё и сразу, и только сам Человек может всё это исправить!!! Так давайте оставаться Людьми, попробуем сохранить нашу Планету, чтобы в один момент не остаться жить среди бездушных камней под лучами испепеляющего солнца!
Рефлексия :
- Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета. Напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.
День защиты Земли - праздник 30 Марта 2017
Описание праздника "День защиты Земли" Целью проведения Дня защиты Земли, является, в первую очередь, защита окружающей среды нашей планеты. День защиты Земли начал отмечаться в XX веке. Именно в этот период ученые подсчитали, что если не поддерживать экологию Земли, человечество может погибнуть через 300-1000 лет
На свете существует много интересных праздников: День Солнца, День Воды, и даже День Подснежника. Есть настоящий праздник и у всей нашей планеты Земля. В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира — символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время — это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения «День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые её населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся». (С.П.Капица)