kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Будь природе другом".

Нажмите, чтобы узнать подробности

     2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данной разработки урока - привлечь внимание детей к проблемным вопросам, существующих в природных сообществах, помочь ответить на проблемный вопрос: "Человек в природе - хозяин или часть природы?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Будь природе другом".»

Урок по Окружающему миру. Программная тема «Природа и человек. О заповедниках».

Тема урока: «Будь природе другом».

Цель:

-формировать представления и элементарные знания об экологии; формировать понятие «заповедник»;

-воспитывать экологическую культуры детей,

Задачи:

-развивать интеллектуальную инициативу у школьников, исследовательские и коммуникативные навыки, творческие способности;

- развивать умения актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации;

- углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

- развивать экологическое мышление у детей;

- развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

  • Учиться защищать природные ресурсы.

  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.


  1. Организация начала урока.

-Ребята, бывают ли случаи, когда у вас появляются слезы? Расскажите, когда это происходит.

-Когда мы говорим «природа», что понимаем под этим словом?

-Природа тоже живая. И когда ей больно и обидно, она тоже жалуется и плачет.

-Давайте посмотрим видеофрагмент и попробуем определить тему нашего урока.


2. Просмотр видеофрагмента. Формулирование темы и целей урока.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

( говорить мы сегодня будем о природе, о человеке, об экологии).

-Каковы же цели нашего урока?

(мы узнаем, какую роль играет человек в природе).

-Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический  плакат созвучный теме нашего урока - «Будь природе другом».

-Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.


3. Введение в тему урока.

Учитель.  

-А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля.

-ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом , “логос”-наука. Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология».

-Ежегодно в России каждый год посвящается какой-то проблематике или сфере, к примеру, 2010 год был объявлен Годом учителя, 2016 год был посвящен российскому кино, не стал исключением и нынешний 2017-й год. Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом экологии.
-Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в природных сообществах и улучшить состояние экологической безопасности страны.

За основу графической части логотипа (знака) принят круг с неровными линиями различных цветов, олицетворяющих многообразие природы России.

4. Работа в группах. Анализ причинно-следственных связей.

Учитель:

-Мы работаем в группах. Каждая группа носит название природного сообщества. Представьтесь.

(лес, водоем, поле, луг, сад).

-Сообщество. Как вы понимаете это слово? (взаимодействие живой и неживой природы, связь с окружающим миром и между собой).

-Значит и мы будем работать сообща. Давайте вспомним правила работы в группе.

-Задание 1.

- На доске прикреплены слова. Нужно составить экологические цепочки своего сообщества. (Один представитель от группы выполняет и презентует задание. Анализ, оценка детьми).

ЛЕС - сосна, жук-короед, дятел;

ЛУГ -семена растения, кузнечик, ящерица;

ПОЛЕ- зерно, мышь, лисица;

ВОДОЕМ - комар, лягушка, цапля;

САД – яблоня, гусеница, воробей.

ЧЕЛОВЕК – это слово должно остаться.



Анализ проделанной работы:

-Почему нужны друг другу грибы и деревья, солнце и дождь, растения и животные?

-А если убрать из цепочки одно звено?

-А если заменить один элемент?

-Почему осталось слово «ЧЕЛОВЕК»?

-Ребята, можно ли сказать, что на самом деле в России существует гармония в отношениях человека и природы?

-В конце урока нужно ответить на проблемный вопрос: Человек – часть природы или её хозяин? (вопрос вывешивается на доску).

5. Работа в группах. Влияние человека на природу. Экологические проблемы.

-Каждой группе картинка. Придумайте по ней ситуацию в вашем сообществе. Обсудите ее в группе. Представьте нам пути решения проблемы.

Ситуация-ВОДОЁМ

Идут по роще два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

ВОПРОС: Что сказал первый мальчик?

Ситуация-ЛУГ

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

– Что ты делаешь?– спросила старушка.

– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.

Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

– А я и не знал об этом.

ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?

Ситуация-ПОЛЕ

Гуляя с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.

– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.

– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...

ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?

Ситуация –САД

К.Ушинский «Птицы».

В одной хорошенькой деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив. Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою. Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.

ВОПРОС: Разве это правильно? Какие правила природы нарушили мальчики?

Ситуация- ЛЕС

"Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

ВОПРОС: Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой? Соблюдают ли законы природы девочки?

6. Проблемная беседа с элементами исследования.

УЧИТЕЛЬ:

-Человек - самый умный, а значит, в ответе за всё живое, что есть на планете! Необходимы меры по охране природы. Какие?

(На государственном уровне: организация заповедников

На уровне граждан: ответственное отношение к охране окружающей среды).

-Главный вид особо охраняемых природных территорий-это заповедник.

-Как вы думаете, как произошло слово «заповедник»?

-Что такое заповедное место? (запретное) Заповедник-охраняемая природная территория, в которой под охраной находится весь природный комплекс.

-О каких заповедниках России вы слышали? Ученики перечисляют названия заповедников.

-Достаточно ли знать только названия заповедников? (Нужно знать, где они находятся, в чем их ценность, как их охранять, для чего охранять).

7.Работа в группах. Обобщение имеющихся знаний. Составление и анализ схемы.

-Зачем создают заповедники?

-Составьте схему:

Заповедник

-Презентация групп.

8. Работа по карте. Заповедники России.

Учитель

- Всего в России на сегодняшний день создано более 12 тыс. особо охраняемых природных территорий разных уровней и категорий. Заповедники – прочитать текст и изобразить символ заповедника (презентация групп)

  1. Ровно сто лет прошло с тех пор, как 11 января 1917 г. на берегу озера Байкал был основан первый в истории России общегосударственный заповедник – Баргузинский. Главной причиной создания было катастрофическое падение пушного промысла. Для спасения редкого баргузинского соболя был создан этот Заповедник. К моменту создания заповедника там обитало до 30 соболей. Уже через несколько лет соболи заселили не только территорию заповедника, но и вышли за её пределы.

  2. Уссурийский заповедник создан в начале 20 века. Богатейшие территории хвойных и широколиственных лесов, стаи разнообразных птиц. Здесь можно увидеть редкого амурского тигра и гималайского медведя, который не устраивает берлог, а устраивается в дуплах старых деревьев, растение женьшень, лимонник, венерин башмачок, занесенных в Красную книгу.

  3. Воронежскому заповеднику 94 года. Лес здесь преимущественно сосновый с примесью дуба. Его называют бобровым заповедником. Это главный объект охраны. Сейчас численность бобров превышает 340 тысяч видов. Их перевозят в другие заповедники. Но кроме бобра здесь была спасена популяция благородного оленя, завезенного к нам из Германии.

  4. Большой Арктический заповедник - крупнейший по территории заповедник Евразии и дом для белых медведей, у которых в природе есть только один враг –ЧЕЛОВЕК. Последнее время человечество все больше обеспокоено проблемами таяния льдов и изменением климата на Северном полюсе. Цветы Севера — настоящее чудо - Полярный мак и арктическая роза. В отличие от других заповедников, здесь есть и промышленные участки: например, в некоторых местах добывают нефть.

  5. Желание сохранить удивительный растительный и животный мир степи заставило местные власти создать Ростовский заповедник в 1995 году на юге нашей области. Особо ценными являются дикие тюльпаны, которые завораживают своей красотой. А растущий здесь дикий ковыль занесен в Красную книгу. В защите нуждаются и дикие животные, которые живут в донских степях. Значительно возросло количество пролетных и кочующих птиц (журавль-красавка, серый гусь).Ученые считают, что это связано с созданием в этих местах зоны покоя. Здесь существует единственный дикий табун мустангов в России. Участие человека в жизни мустангов минимальное. Единственное, в чём пришлось помочь животным, — это пробурить скважины.

-Перед вами карта России. Конечно же все я не обозначила на карте.

9. Индивидуальное сообщение.

- Роща «Дубки» – памятник природы в нашем городе.

«Дубовая  роща» - первое  искусственное  насаждение  в  степной  России.   Эта дубовая роща на склонах балки Большая Черепаха посажена, по приказу императора Петра I. Дело Петра 1 продолжила Екатерина 2. В  роще  росли не только дубы, но и вишни, яблони, вербы, а также всевозможные кустарники. В  большом  дубовом  лесу  между деревьями  были  выстланы  дорожки.  На  поддержание  мостиков,  дорожек,  скамеек  и  уход  за  растениями  из  казны  выделялись  денежные  средства.  Позже  никаких  мер  по  улучшению  "Дубков"  не  принималось.  Чего  здесь  только  не  было:  колония  малолетних  преступников,  свинарник,  шелковичный  завод,  проходили  маевки,  политические  демонстрации. Большое  количество  людей,  лошадей,  костры,  кухни  нанесли  непоправимый  ущерб лесу.

Во время Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах, роща была почти полностью уничтожена – несколько раз Таганрог бомбили вражеские самолёты, и деревья в роще горели. Фашистские  захватчики  нанесли  большой  урон  роще  «Дубки».  По-видимому,  боялись  партизан и  варварски  вырубили  почти  всю  рощу.  Лес  был  вывезен  в  Германию.  А  у  себя  они  охраняют  свои  леса  и,  говорят,  что  каждое  дерево   в  лесах  пронумеровано.

После войны были высажены новые дубовые саженцы. Однако на сегодняшний день в роще сохранились только два огромных старых дуба. По легенде как раз они и посажены руками царя Петра Первого. В  1985  году  роще  "Дубки"  придан  статус  Государственного  памятника  природы.   Роща  имеет  паспорт  и  охранное  обязательство. В  настоящее  время  роща  зажата  со  всех  сторон.  Зеленый  остров  - уникальный  дар  природы  пришел  к  печальному  состоянию  по  многим  причинам  и  ко  всем    причастен  человек.  Дома  новостроек  района  потеснили  её. В роще устраиваются пикники, сломаны мостики, выгуливают собак, ночуют бомжи и даже совершаются преступления.  

Роща – ровесница Таганрога и уже отметила свое трехсотлетие. Это  место стало  любимым  для  гуляний  у  жителей  города. Но далеко не все люди соблюдают законы природы в роще.

Своё выступление мне хотелось бы закончить словами нашего земляка

А.П. Чехова:

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

10. Итог урока.

-Итак, давайте вернемся к главному вопросу урока: «Человек – друг природы или её хозяин?» (ответы детей).

-Только Человек может разрушить всё и сразу, и только сам Человек может всё это исправить!!!
Так давайте оставаться Людьми, попробуем сохранить нашу Планету, чтобы в один момент не остаться жить среди бездушных камней под лучами испепеляющего солнца!

Рефлексия :

- Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета. Напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.



День защиты Земли - праздник 30 Марта 2017

Описание праздника "День защиты Земли"
Целью проведения Дня защиты Земли, является, в первую очередь, защита окружающей среды нашей планеты. День защиты Земли начал отмечаться в XX веке. Именно в этот период ученые подсчитали, что если не поддерживать экологию Земли, человечество может погибнуть через 300-1000 лет

На свете существует много интересных праздников: День Солнца, День Воды, и даже День Подснежника. Есть настоящий праздник и у всей нашей планеты Земля. В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира — символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время — это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения «День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые её населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся». (С.П.Капица)











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру "Будь природе другом".

Автор: Пономарева Ольга Викторовна

Дата: 15.08.2017

Номер свидетельства: 425429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок окружающего мира "Будь природе другом""
    ["seo_title"] => string(45) "urok_okruzhaiushchego_mira_bud_prirode_drugom"
    ["file_id"] => string(6) "590364"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1635928465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-bud-prirodie-drughom"
    ["file_id"] => string(6) "142879"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418385761"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по окружающему миру на тему: "Будь природе другом!" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-bud-prirodie-drughom"
    ["file_id"] => string(6) "131962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416250965"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Какие бывают животные» урок окружающего мира в 1 классе."
    ["seo_title"] => string(58) "kakiiebyvaiutzhivotnyieurokokruzhaiushchieghomirav1klassie"
    ["file_id"] => string(6) "316731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460148474"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Урок окружающего мира во 2 классе "Будь другом природе. Проект «Красная книга или Возьмём под защиту". "
    ["seo_title"] => string(113) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-bud-drughom-prirodie-proiekt-krasnaia-knigha-ili-voz-miom-pod-zashchitu"
    ["file_id"] => string(6) "150205"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420450988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства