Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Будь природе другом"»
Урок по теме «Будь природе другом»
( Окружающий мир. 2 класс «Школа России»)
Цель: Способствовать формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.
Задачи:
Продолжить знакомство с Красной книгой России.
Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу Смоленской области.
Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.
Развивать у обучающихся умение работать группами, учитывая мнение каждого участника.
Тренировать у обучающихся мыслительные операции анализа, синтеза, умение наблюдать, обобщать, развивать внимание, память, мышление, речь, коммуникативные качества, познавательный интерес.
Тип урока: урок комплексного применения знаний – конференция.
Авторы УМК: А.А. Плешаков
Планируемые результаты:
Предметные:
Определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира России, Смоленской области, занесённых в Красную книгу.
Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.
Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.
Уметь вести себя в природе.
Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе
Метапредметные УУД:
Познавательные: постановка и формулировка проблемы, умение добывать новые знания – находить и использовать необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем источниках, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, учиться принимать и сохранять учебную задачу, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять пошаговый и итоговый контроль за ходом выполнения задания по предложенному плану.
Коммуникативные: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, слышать собеседника, договариваться, приходить к общему мнению, вести диалог, вступать в речевое общение.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учиться проявлять ценностное отношение к миру природы, осознавать важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.
Оборудование: презентация к уроку, Красная книга Смоленской области, энциклопедии, атлас-определитель А.А. Плешакова «От земли до неба», книга для учащихся начальных классов А.А. Плешакова «Зеленые страницы», тест, таблички – названия отделов.
I. Организационный момент.
Цель: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Настроение. Светофор
Девиз. Мы – умные.
Мы – внимательные.
Мы – старательные.
Мы хорошо учимся.
У нас все получится.
II. Повторение пройденногоматериала
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
- Давайте вспомним о чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)
– Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Цвет тревоги, опасности)
– С какой целью была создана учеными Красная книга? ( Чтобы сберечь животных. Чтобы человек понял, что животные исчезают и их надо охранять. Чтобы больше узнать о животных и т.д.)
- Назовите животных и растения, которые занесены в Красную книгу России.
- Хотели бы вы продолжить разговор об охране природы?
III. Целеполагание. Фаза вызова. Цель: создание условий для формулирования обучающимися цели и задач урока, включение обучающихся в деятельность.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг – … (природа).
А теперь попробуйте отгадать ребус. Какое слово зашифровано? (Друг)
- Как вы понимаете значение слова «друг»? (Друг не бросит в беде, поможет, защитит.)
Можете ли вы определить тему нашего урока? (Будь природе другом)
Какие цели мы можем перед собой поставить?
1.Научиться беречь природу.
2.Узнать больше о животных занесенных в Красную книгу.
IV. Изучение материала, открытие нового.
Цель: создание условий для решения учебных задач и нахождения путей их решения, выбор способа и построения плана достижения цели.
Охрана животных и растений – это проблема государственная. Мы тоже можем помочь природе. Для этого надо знать какие животные и растения Смоленской области попали в список редких и исчезающих.
1 группа- юные краеведы.
Девиз: Люби и охраняй родной Смоленский край.
Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга – красная
Значит природа в опасности.
В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Красную Книгу называют Документом совести человека.
Ребята, рядом с нами находятся животные, которых пока ещё много, но они тоже нуждаются в помощи и охране. Они сегодня к нам пришли со своими просьбами, жалобами.
2 группа –знатоки животных
Паук – Я паук. Я плету красивую легкую сеть, чтобы поймать насекомых. Но ты не волнуйся, я тебя не трону. Я уничтожу вредных насекомых.
Пчела.
- Моё тело покрыто пушком. Мой звук жужжание. Меня любят цветки клевера, потому что я могу добраться до их пыльцы своим длинным хоботком. Не разоряйте ульи. Мед полезен всем.
Крот
– Я крот. Я занимаюсь тем, что готовлю плодородную землю для растений. Всю ночь я рою тунели, чтобы корни растений могли дышать. Я уничтожаю вредных насекомых. И особенно личинок майского жука. Пожалуйста, не заливайте норки.
Бабочка
- Я бабочка. Я очень красивая, поэтому все хотят меня поймать. Мне нужно очень осторожно себя вести в природе, чтобы какой – нибудь хулиган не поймал меня. Мне очень тяжело живется, потому что я беззащитная.
Работа с учебником. Стр 90
Чтение и обсуждение произведения Ю.Аркачеева «Сидел в траве кузнечик»
- Что случилось с кузнечиком?
- Что хотели сделать с ним мальчики?
Как чувствовал себя кузнечик?
- Чем закончилась встреча кузнечика и человека?
-Каковы основные причины исчезновения животных и растений?
Итог ( прочтение выделенного текста стр. 93)
V. Физкультминутка.
Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение.
Сэр Мусэр. Я - Сэр Мусэр, известный, я весел и богат, И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки в серебре,
Мои владенья - в каждом доме и дворе. Все, кто мусор повсюду бросают, Здоровья и радости мне доставляют.
Появляется свита (3-4 человека). Прохаживаются вместе по сцене, едят конфеты, пьют сок - упаковки и обертки бросают на пол.
Сэр Мусэр.
Пришли прислужники мои!
Они со мной, они свои!
Как не любить своих ребят
Повсюду мусор, - как я рад!
Появляются Чистота, Аккуратность и Порядок. В руках у них веники, совки, мешки для мусора. Начинают убирать.
Чистота. А мы мусор убираем, мы бумажки не бросаем! Аккуратность. Двор аккуратно уберем и чисто-чисто подметем. Порядок. Нам по душе - чистота, у нас во дворе - чистота!
(Замечают Сэра Мусэра и его свиту.)
Аккуратность. Мы с чистотой, порядком дружим,
А мусор нам совсем не нужен.
Порядок (подступая к Сэру My сэру).
Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, Сэр Мусэр, держись
Лучше с нами не борись.
Дети снимают одежды с Сэра Мусэра, все «украшения» и складывают мусор в
мешок.
Сэр Мусэр (в ужасе). Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья?
Ни подмоги, ни поддержки -
Потерял свою одежду.
Потерял свое богатство —
Как мне быть, куда податься?
Убегает вместе со свитой,
Ну, ничего, мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еще в городе нашем дворы,
Где дождемся мы лучшей поры.
Чистота, Аккуратность, Порядок остаются и разбирают мусор, сложенный в мешок. Чистота.
Бумага - не мусор! Положим в мешок,
Пусть людям послужит она новый срок.
Из макулатуры получаются новые книги и тетради.
Аккуратность.
Для яблочных огрызков местечко мы найдем Отходы пищевые на огород снесем!
Яичная скорлупка, овощные очистки
Все это перегниет и превратится
В хорошую питательную землю.
Порядок (отобрав пластиковые стаканчики).
Мы вырастим в этих стаканчиках рассаду! Игрушки сделаем для детского сада: Матрешку, лошадку, забавную хрюшку Отличные выйдут ребятам игрушки.
Чистота. В природе нет мусора, нету отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы!
Чистота, Порядок, Аккуратность уходят. Выходят школьники, несут большой глобус. Поднимают глобус повыше и поворачивают его.
Девочка. Мы на планете вместе живем.
Мальчик. Эта планета - наш общий дом.
Девочка. Быстрые реки и синие море.
Мальчик. Лес и поляны, и дальние горы.
Девочка. Дом для зайчонка, дом для оленя.
Мальчик. Дом для дельфина, кита и тюленя.
Вместе. Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нет!
Дом наш природный не погубите,
Сэра Myсэра в шею гоните!
Поступки людей разрушают природу или сохраняют её.
Давайте, послушаем правила друзей природы и научимся читать экологические знаки.
3 группа: Зеленый патруль. ( Показывает знак и комментирует его)
VI. Первичное закрепление. Отчёт групп (отделов) о проделанной работе.
Цель: проверка усвоенных обучающимися знаний, формирования универсальных учебных действий по данной теме, самооценка.
Давайте проверим полученные нами знания и напишем тест.
1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
А)Полюбуюсь и пойду дальше. (1 балл)
Б) Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 баллов)
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
А)Покормлю птенца (3 балла)
Б)Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели.(5 баллов)
В)Буду наблюдать издали. (1 балл)
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
А)Пойду , но буду собирать очень осторожно.( 5 баллов)
Б) Расспрошу об этом взрослых.(2 балла)
В)Не пойду.(1 балл)
4. После привала. У вас осталось много пустых банок и пакетов. Как ты поступишь?
А) Возьму с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик.(1 балл)
Б) Отнесу в кусты, чтобы никто не поранился.(5 баллов)
В) Закопаю в землю.(3 балла)
Подсчитываем количество очков и ставим общую сумму.
От 4 до 10 – ребята много знают о природе и умеете её охранять.
От 10 до1 6 – эти дети хотят помочь природе, но ваши знания еще не полные. Вам нужно больше читать , узнавать о природе и тогда вы сможете принести пользу.
-Что будет на планете Земля, если все будут соблюдать правила природы? (Мир станет краше, животные и люди будут рады. Красная книга будет не нужна)
4 группа-друзья поэзии
Все на свете нужны, И Мошки не меньше нужны, чем Слоны. Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мед И кто делает яд!
Деревья, трава, цветок, птица
Не всегда сумеет защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни
Человек береги зверей и птиц
Деревья и цветы
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Друзей в обиду не дадим
Мы младших братьев защитим
Мы вышли на улицу и говорим
Мы против убийства и мы победим.
VIII. Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Цель: определение эффективности урока, планирование последующей деятельности.
Оценки.
Домашнее задание. Поделка из пластилина животного, занесенного в Красную книгу Смоленщины.