- Здравствуйте. Меня зовут Мария Александровна, я проведу у вас урок русского языка. -Ежедневно человечество разгадывает множество тайн и загадок. А как называют специалиста по расследованию тайн? - “Детектив” – частный сыщик, специалист по раскрытию тайн. - Нам предстоит заняться изучением улик и поиском доказательств. - Сегодня мы находимся в школе юных сыщиков. Это место, в котором каждый из вас станет участником расследования новых тайн |
-Ребята, посмотрите, нас встречает детектив Холмс. Детектив Холмс: «Здравствуйте, юные сыщики». Приглашаю вас в розыскное агентство для раскрытия нового дела. Однако в спешке я неверно записал его название. Помогите собрать слова воедино. Что у вас получилось? Тема: Зона степей Перед вами детективная доска. Она поможет определить цель и задачи урока. - Определите цель урока, дополнив высказывание -Изучение особенностей…зоны степей Как настоящие детективы составим план работы на уроке. Для этого также расставьте пункты плана в правильном порядке 1. Изучить географическое положение зоны степей 2. Рассмотреть климат степи 3. Познакомиться с растительным и животным миром Это и есть задачи урока - Молодцы! Вы самостоятельно определили тему, цель, задачи и составили план работы. Детектив Холмс подготовил карточки с уликами, которые мы будем превращать в доказательства. Улика – предмет или обстоятельство, уличающее кого-нибудь в чём-нибудь. Доказательство – сведения о фактах, полученных в результате исследования улик. Детектив пользуется блокнотом для записей. Такой блокнот лежит у каждого на столе. Приступим к работе. |
1. Улика «Дело для двух детективов» Выполнение первого пункта плана. (работа в парах) 1я улик. Как она называется? Дело для двух детективов. Поэтому вы будете работать в парах. Напомните правила работы в парах. Возьмите карточки под номером 1. Рассмотрите фотографии, на которых изображена степь. Чем она отличается от леса? Опишите степь по фотографии Выполняем работу на карточке №1 Вам необходимо вставить пропущенные слова в предложениях, используя слова для справок. Зона (степей) располагается к (югу) от лесной зоны. Находятся в России на юге страны, в частности, у (Чёрного моря) и Кавказа, а также в долине Оби и в Забайкалье. Это бескрайние (равнинные) пространства, покрытые (травянистым) ковром. Она выглядит как огромное поле, на котором растет душистое (разнотравье). Лишь изредка (в степи) можно найти одинокие деревца или небольшие группы (деревьев), которые растут возле (водоемов). Расскажите детективу Холмсу о 1м доказательстве, о чем мы узнали, выполняя 1 пункт плана? Отметим в блокноте детектива. Физкультминутка. - Не секрет, что у хорошего детектива отличная физическая подготовка. Проведем небольшую зарядку |
2.Улика «Оперативное совещание» Выполнение второго пункта плана Как вы думаете какой климат в степи? Проверим ваши предположения. Откройте учебник на странице 110. Найдите ответ на мой вопрос во втором абзаце. - Итак, какой же климат в степи? (Продолжительное и засушливое лето. Часто дуют сухие ветра- суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки, обычно они ливневые) -Как вы поняли из текста, что такое суховеи? ( Это сухие ветра) Расскажите детективу Холмсу, чему вы научились, выполняя это задание? Можем отметить это доказательство в блокноте для детективов |
.Улика «Один за всех и все за одного» Выполнение третьего пункта плана. Именно под таким девизом вы сегодня работаете в 2х детективных группах. В каждой группе выберите исполнителя,секретаря и исследователя. Исследователь – мозг группы. Он занят сбором информации. Помогает команде при решении задач. Секретарь записывает все на листке. У него самый разборчивый и аккуратный почерк. Исполнитель – представитель команды. Озвучивает решение команды. Обладает правильной и выразительной речью. Не забываем правила работы в группе:
Вы - 1 группа. Работаете на интерактивной доске. Выходите. Вы - 2 группа. Работаете на местах -Внимательно рассмотрите улику. Послушайте задание. -Первая группа будет рассматривать растительный мир зоны степей. А вторая - животный - Вам необходимо соединить описание животного или растения с иллюстрацией Типичный представитель степной флоры – ковыль. Это многолетняя трава с коротким корневищем и длинными узкими листьями, которые внешне напоминают проволоку. Главный враг ковыля, как и всех степных растений – бесконтрольный выпас скота, при котором трава безжалостно вытаптывается. Степной тюльпан — это дикий цветок, который растет сам по себе. Его прекрасные расцветки радуют взгляд каждого человека. Их поля растягиваются до самого горизонта. Цветет такое чудо природы почти неделю, а при благоприятных условиях погоды — дольше. Очень часто устраивают фестивали под названиями этих растений. Они находятся под защитой и занесены в Красную книгу. Типчак является лучшим пастбищно-кормовым растением степей и полупустынь. Это растение принадлежит к семейству злаковых, роду овсянница. Его даже называют «овсянница валисская». Типчак – многолетний злак, вырастающий до 25-40 сантиметров в высоту. Степной орёл – птица отряда соколиных, семейства ястребиных. Является дневным хищником. Относятся к перелётным птицам.. Степной орёл отлично бегает по земле и таким образом обеспечивает себя пропитанием Серая куропатка — исключительно наземная птица и очень редко садится на деревья. Она ловко и маневренно бегает в густой траве и между кустарников. Взлетает с большим шумом и громким хлопаньем крыльев лишь при опасности, летит быстро, невысоко над землёй, чередуя взмахи крыльев с короткими планированиями. Суслик является животным млекопитающим, относящееся к семейству белок, которые принадлежат отряду грызунов.Это небольшие зверьки 17-27 см, весом до полутора кг. Довольно социальные животные, проживают в норах, общаются при помощи свиста или шипения -Проверим. Исполнитель первой группы оглашает результат. Если вторая группа согласна, поднимите зеленый квадрат, если нет - красный. -Вы успешно выполнили задание.-О каких растениях и животных, которые обитают в зоне степей, вы узнали? Детектив Холмс: вы умело использовали мои улики и свои силы, тем самым, собрав все доказательства, вы раскрыли дело.
Вспомним, какова цель урока? Мы достигли её? - Когда и где вы можете использовать полученные знания? |
Сегодня за урок отлично получает… |
Молодцы! Детектив Холмс просит вас дать следственную экспертизу своей работе на уроке. Для этого в нашем деле подчеркните один из предложенных ответов. Сегодня я узнал… Теперь я могу… Было интересно… Я научился… Было трудно… У меня получилось… (Имя), оцени свою работу на уроке… (Имя), оцени работу в парах… (Имя), оцени работу вашей группы… (Имя), оцени работу соседа по парте… Детектив Холмс не прощается с вами, а говорит: «До новых встреч!» И я говорю вам до свидания. Наш урок окончен. |