Конспект урока по предмету «Окружающий мир».
Тема: «В гости к весне»
Класс: 2
Предмет: Окружающий мир.
Тип урока: урок-путешествие.
Цели урока:
Предметные:
Узнают: об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе весной.
Метапредметные:
Личностные:
-Адекватная мотивация к учебной деятельности;
-Интерес к чтению, потребность в чтении;
-Развивать память, внимание, логическое мышление;
-Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Познавательные:
-формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
-умение выявлять сущность, особенности объектов;
-умение на основе анализа объектов делать выводы;
-формируем умение устанавливать аналогии;
-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
-формируем умение определять цель деятельности на уроке самостоятельно или с опорой на учебник;
-умение оценивать выполнение своего задания в диалоге с учителем, одноклассниками или самостоятельно;
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
-формируем умение слушать и понимать учителя, одноклассников;
-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-умение оформлять свои мысли в устной форме;
-умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Коммуникативные УУД
-умение четко выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог;
-умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
Оборудование:
Учебник 2 класс А.А.Плешаков.
Карточки с заданием для групповой работы.
Презентация ,,В гости к Весне”.
Ход урока.
I Этап. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
Свой урок окружающего мира начнём с упражнения "Звездопад". Закройте глаза. Представьте звёздное небо. Много, много звёзд. И вот вы заметили, что одна звезда падает. Значит можно загадать желание. Загадайте, каким будет наш урок?
А при каких условиях наш урок будет успешным? Если будет царить доброжелательность, если вы будете организованными, дисциплинирован-ными, трудолюбивыми.
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками будут; внимание, находчивость, смекалка.
Послушайте пожалуйста сказку, которую написал Владимир Иванович Даль.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
Что же это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (времена года).
II Этап. Формулирование темы урока, целеполагание.
- Кто желает перечислить времена года? (зима, весна, лето, осень).
- Ребята, сегодня утром, в наш кабинет заходило одно время года, приглашало вас в гости и оставило вот такой вот прекрасный подарок. (на столе стоит букетик вербы). Как же называется это растение?(верба). Может кто-то из вас догадался, какое время года заходило к нам?(весна). Почему? (верба распускается весной).
- Молодцы! Конечно, этот подарок оставила для вас весна. Думаю, теперь вы готовы назвать тему нашего урока. Мы отправляемся в гости ...? (в гости к весне).
- Конечно, тема нашего урока “В гости к весне”.
-Ребята, у вас на столе лежат дневники юных натуралистов. В течении урока вы будете записывать в дневник информацию, полученную на уроке и выполнять задания. Запишите тему нашего урока .
- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Для этого я подготовила вам задание, которое вы будете выполнять в парах . Ваша задача - собрать пазл. (При завершении работы у детей получаются следующие картинки: камни, небо, сосульки, дождь, дерево, ромашка, бабочка, грибы.)
- Ребята, какие изображения на картинках вы видите? (дети называют слова, я открываю картинки на слайде).
- Каким словом мы можем назвать эти предметы? (природа). Разделите их на 2 группы. (живая и неживая природа). Назовите признаки живой природы(рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
- Может кто-то готов сформулировать цель урока?(-повторить полученные ранее изученные знания о весне;- узнать, как изменяется неживая и живая природа весной; -воспитывать бережное отношение к природе ).
- Верно. Молодцы, ребята!
III Этап. Актуализация знаний.
- Прежде чем отправится в гости к весне, давайте вспомним названия весенних месяцев. (март, апрель, май). А знаете ли вы, почему эти месяцы так назвали? (нет).
- Сейчас я предлагаю вам послушать сообщения о весенних месяцах и их названиях.
1 уч. Первый весенний месяц был назван в честь бога весенних побегов, земледелия и скотоводства, а этим богом у римлян был….Марс! А месяц был назван мартиусом – в честь Марса.
- Как вы думаете, ребята, какая же борьба у нас может происходить в марте? (борьба зимы и наступающей весны). Верно! Идет борьба между наступающей весной и уходящей зимой.
- А теперь узнаем о происхождении названия месяца апрель.
2 уч. Апрель назван в честь богини красоты Венеры.
Ещё его называют месяцем снегогоном, так как не только в русском языке, но и в других языках месяцы называли, ориентируясь на природные и погодные явления, характерные для каждого из них.
- Ребята, почему же апрель называют месяцем снегогоном? (потому, что именно в апреле обильно тает снег).- Молодцы! Осталось узнать о происхождении названия месяца май.
3 уч. Месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.
- Ребята, как же связаны весенний месяц май и урожай, который мы соберем осенью? (именно в мае мы начинаем сеять семена и высаживать рассаду, из которых к осени вырастают овощи, т.е. урожай).
Март наполовину зимний месяц, наполовину весенний. Ещё не раз вернутся метели. _Ребята, что происходит с солнцем весной? Оно с каждым днём всё выше будет подниматься над горизонтом и начнёт прогревать воздух и почву. Заплачут прозрачные сосульки. Зачернеют по открытым местам проталинки среди белого снега. На полях начнёт таять снег, зажурчат ручейки. На небе появятся белые кучевые облака.
На водоёмах от весеннего тепла во льду появятся трещины. На берегах прудов лёд станет тонким и хрупким. На реках начнётся ледоход, во время которого льдины сталкиваясь, нагромождаясь друг на друга, плывут по течению, пока не растают. Весенний ледоход завораживает, но в это время надо быть осторожными. Чем опасен ледоход? (Нельзя подходить близко к реке, а тем более выходить на лёд) (Ответы детей).
В апреле начинается обильное снеготаяние. Реки, переполняясь водой, выходят из берегов. Как называется это явление? Половодье. Всё это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них — таяние снега. Ещё один признак весны — весенние дожди.
В начале мая случается резкое понижение температуры, шумят холодные ветры, бывает выпадение небольшого количества осадков в виде снега, который быстро тает на прогретой весенней почве. Побудут холода, и наступит резкое потепление. В мае может прогреметь первая гроза. Федор Тютчев написал такие строки «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом».
Работа в дневнике натуралиста.
Ребята ,вспомните и запишите изменения в неживой природе весной, о которых мы говорили.
У. Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?
4 этап. Физкультминутка
Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях сверкая. Руки в стороны через край
Значит, к нам пришла весна. Прыжки на месте, хлопки в ладоши
Если снег везде растаял, и трава везде видна Приседание
И поет пичужек стая
Значит, к нам пришла весна. хлопки в ладоши
Если солнце разрумянит наши щечки докрасна, Наклоны головы влево..
Нам ещё приятней станет-
Значит, к нам пришла весна. Прыжки на месте
-Весна вдохновляла многих талантливых людей.
-Сейчас мы послушаем музыку (сонету) итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года. Весна». Какое настроение передаёт музыка?( Яркое, праздничное, веселое, радостное) . Что пытался передать композитор своей музыкой?(Композитор выразил всю мощь весны, природа освобождается от зимнего плена)
Александр Сергеевич Пушкин назвал весну «утром года»
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Не только композиторы и поэты воспевали весну в своих произведениях , очень многие художники пытались запечатлеть весну с помощью кисти.
-Ребята, рассмотрите репродукцию картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
А кто, знает , где находится оригинал? Картина находится в Москве в Третьяковской галерее.
- Что художник изобразил в своей картине?( Приближение весны. В полях растаял снег, видны проталины. Небо затянуто голубовато-серыми облаками. На березах сидят первые весенние птицы- грачи.)
-Ребята, представьте пожалуйста, что вы находитесь недалеко от берез, нарисованных на картине. Какие звуки вы услышали? ( Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльями, журчание воды). Какое настроение вызывает у вас картина «Грачи прилетели»?
- В конце зимы зимующие птицы становятся оживлённее. В первый солнечный день февраля прозвенела песенка большой синицы, значит весна не за горами.
Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации №:18 – 24.
Увидел чёрные пятна на пригорках и солнечных пригревах — жди весенних гостей. Каких? (Ответы детей).
-Ребята, кто знает, когда отмечают международный день птиц? 1 апреля
Вслед за проталинами появляются первые перелётные птицы. Почему перелётные птицы возвращаются в это время? (Есть корм )
Ранней весной, с появлением проталин, пробуждаются насекомые, зимовавшие в кучах опавших листьев и под корой деревьев. Пришло время возвращаться перелётным птицам. Прилёт грачей — одна из примет наступления весны. Следом за грачами прилетают скворцы и жаворонки. Они прилетают до того, как начнётся сокодвижение у берёзы. Берёзовый сок очень вкусный и полезный. А кто мне расскажет, как правильно собирать берёзовый сок? ( Просверлить кору дерева, вставить желобок, а потом залепить воском или заткнуть мхом) Весенний перелёт у большинства птиц бывает довольно быстрым. Некоторые птицы летят даже ночью, останавливаясь лишь покормиться.
Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег, поэтому птицы не могут найти корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода. Что надо делать, чтобы птицы не погибли?(Их надо подкармливать). В начале апреля прилетают зяблики. У водоемов появляются трясогузки, возвращаются стаи журавлей. В конце апреля и в начале мая в лесу можно услышать кукование кукушки и пение соловья. В мае, когда появляются мухи и комары, возвращаются на родину ласточки, стрижи и мухоловки.
Весной птицы вьют гнёзда. Для чего? (Они служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов). Подумайте, стоит ли подходить близко к птичьим гнездам, трогать их или брать в руки птенцов? Почему? (Ответы детей).
- А какую пользу приносят птицы? Интересные факты о птицах.
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
Ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров.0000000
Сова способна съесть за день 10 мышей-полёвок.
А кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.
Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.
Таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку). А ещё они очень красивые. Если внимательно понаблюдать за птицами, то можно увидеть красивое оперение птиц, их повадки. Это красота, которая находится вокруг нас каждый день. Мы к ней привыкли и уже её не замечаем. А это радует душу и делает человека добрее.
- А весной о птицах нужно заботится ? А как?
В конце зимы лопнули почки на ивах, и показались серебристые пуховки, но зацветут они после ольхи.
Ранняя весна в средней полосе начинается примерно в конце марта, когда появляются первые цветочки мать-и-мачехи. Подумайте, почему так рано могут появляться первые цветы? (Ответы детей). Почва весной насыщена влагой. Им требуется много света и влаги. Тепла им требуется немного. Вот они и цветут в начале весны Растения, цветущие в средней полосе весной, называют раннецветущими, а те из них, которые цветут сразу после схода снега — “первоцветами”.
Я каждую весну с великой радостью и удовольствием наблюдаю за появлением первоцветов, но меня всякий раз волнует один и тот же вопрос: что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?
А вы как думаете?( предположения детей)
Ребята, вопрос был один? А почему ответов несколько?
Потому что мы пока этого не знаем
Давайте представим, что мы научные работники и поищем ответ в научной статье.
Работа в группе
-Перед тем как приступить к работе, вспомните правила работы в группе
Слайд
Уважай своего товарища
Говори спокойно и ясно.
Умей каждого выслушать
Говори только по делу.
Не согласен - предлагай
Класс предварительно делится на 4 группы
Исследуйте статью, обсудите и подчеркните ответ на вопрос.
Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето органическими веществами и позволяет пробуждаться ему так рано .
Вопрос: что же является источником силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников?
Сообщения учащихся учитель сопровождает демонстрацией слайдов презентации №: 25 – 31.
!
Охрана первоцветов
Почему около раннецветущих растений горит сигнал опасности?
Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту. Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.
А ведь так не сложно сберечь весеннюю красоту ….
Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?
Не рвать цветы, а только любоваться ! (Правила друзей природы)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Вскоре запылит ольха, потом орешник. В конце апреля в средней полосе России в лесах зацветают различные ивы. Они имеют красивые соцветия жёлтого цвета с сильным ароматом. Целыми днями пчёлы и шмели летают возле серёжек ивы, собирая нектар и опыляя цветки. В это время пчёлы делают первый сбор.
Ещё одно явление в природе весной — на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клёна, берёзы, появляется травка.
Жизнь зверей весной
После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Весной у многих зверей начинается линька. Зимняя густая шерсть заменяется более редкой. А заяц, горностай, ласка и белка меняют ещё и цвет своей шубки.
Работа в дневниках. Запишите весенние изменения в живой природе.
Закрепление изученного материала.
Предлагаю поиграть в игру «Я знаю…». Вам даны утверждения. Ваша задача выбрать одно утверждение и закончить его. Я знаю пять явлений весны... Я знаю пять перелетных птиц ... Я знаю пять проснувшихся животных.. медведи, ежи, барсуки, бурундуки, хомяки, бабочки, лягушки.
VI Этап. Подведение итогов урока.
-Ребята, какой была тема нашего урока?
- Какие цели мы ставили на урок? - Узнать явления, которые происходят с приходом весны. Узнать, как взаимосвязаны весенние явления в живой и неживой природе.
- Узнали ли мы, какие явления происходят с приходом весны? Смогли ли мы узнать, как взаимосвязаны весенние явления в живой и неживой природе?
Оценивание с помощью сигналов
Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью элементов погоды:
5-Ясно – усвоил новые знания и научился применять на практике
4- Переменная облачность- усвоил новые знания, но ещё нужна помощь.
3- Облачно- тема урока осталась непонятной.
- Мне понравилась ваша работа на уроке! Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы! Отметки за урок:
Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы Михаила Михайловича Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее от человека».
- Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.
- Как вы понимаете их? (От самого человека зависит восприятия окружающего мира)
Словацкий поэт ГВЕЗДОСЛАВ ПАВОЛ сказал «Я СОРВАЛ ЦВЕТОК – И ОН ЗАВЯЛ, Я ПОЙМАЛ МОТЫЛЬКА – И ОН УМЕР У МЕНЯ НА ЛАДОНИ. И ТОГДА Я ПОНЯЛ, ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ».
-Ребята, я желаю вам, прикасаться к красоте, только сердце и вы вырастите настоящими людьми..
VII Этап. Д\/З:
1. Учебник: с.86-89 пересказ.
2.Оформи плакат в защиту первоцветов!
3.Поищи ответ на вопрос «Кого называют вестником весны и почему?»
Подведение итогов.
- Ребята, я бы хотела, чтобы вы очень внимательно послушали одно стихотворение.
Чтоб могли леса цвести, И сады, и реки,
Всё живое береги Ты на этом свете.
Ты природу полюби, Каждую травинку,
С птицами давай дружи,Береги былинку.
Мусор друг не оставляй В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй, Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.
- А какие ещё правила поведения в природе вы знаете?
Я СОРВАЛ ЦВЕТОК – И ОН ЗАВЯЛ, Я ПОЙМАЛ ЖУКА – И ОН УМЕР У МЕНЯ НА ЛАДОНИ. И ТОГДА Я ПОНЯЛ, ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ.
Приложение 1.
Сочинение о весне. (Письмо Незнайки)
Пришла весна. Стало теплее. Солнце светит, но не греет. Образовались проталины. Дни становится короче. Ночи становятся длиннее. На реке образуется лёд.. Река выходит из берегов. Почки набухают. Листья желтеют. Перелётные птицы улетают на юг.
Но не успеешь оглянуться, как пройдут три весенних месяца: февраль ,март, апрель.
Сочинение о весне. (Правильный вариант).
Пришла весна. Стало теплее. Солнце светит и греет. Образовались проталины. Дни становятся длиннее. Ночи становится короче..На реке начинается ледоход.. Река выходит из берегов.Почки набухают. Листья появляются.Перелётные птицы прилетают с юга.
Но не успеешь оглянуться, как пройдут три весенних месяца: март, апрель, май
-
- Предлагаю вам выполнить тест по теме урока. Работаем самостоятельно. На работу отводится 4 минуты.
1. Весна наступает:
а) 1 апреля б) 1 мая в) 1 марта.
2. День с приходом весны становится:
а) короче б) длиннее в) остался таким же.
3. Температура воздуха стала:
а) выше б) ниже в) осталась такой же.
4. Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а) метель б) снегопад в) ледоход.
5. Какие из этих растений является первоцветами?(несколько вариантов)
а) мать - и –мачеха б) астра в) георгин г) подснежник
6. Какая птица является перелётной?
а) голубь б) ласточка в) воробей –
Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте его работу по образцу. Поставьте отметку, согласно критериям. - Ознакомьтесь с отметкой, которую вам поставил одноклассник. Встаньте с мест, у кого 5. У кого 4? У кого 3? - Молодцы!