Урок по окружающему миру в 1 классе "Что мы знаем о грибах."
Урок по окружающему миру в 1 классе "Что мы знаем о грибах."
Цель урока: расширить знания учащихся о грибах, раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений и грибов и их особенностями, учить работать со справочным материалом, развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 1 классе "Что мы знаем о грибах."»
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе
Тема: Что мы знаем о грибах…
Цель: Расширить знания учащихся о грибах, раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений и грибов, и их особенностями; учить работать со справочным материалом, развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Оборудование: Картина леса, таблица «Грибы», предметы: орехи, грибы сушёные, варенье, лекарственный сбор, лист бумаги; у учеников – атласы-определители, рабочие тетради, цветные карандаши; муляжи грибов; у учителя – справочник А.Плешакова «Великан на поляне», помощники – Муравьишка и Мудрая Черепаха.
Ход урока.
1.Психологический настрой.
-Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2.Организационный момент.
Все садятся, проверяют содержимое на партах, ничего не трогают.
3.Сообщение темы.
-Ребята, сегодня Муравьишка Вопросик приглашает вас на прогулку. А вот куда, отгадайте.
Кто, как только жарко станет-
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой-
Скинет с плеч её долой? (Лес)
Правильно, сегодня мы с Муравьишкой и Мудрой Черепахой отправимся в лес.
-Что вы увидели на картине? Часто лес называют щедрым. Почему?
-Посмотрите на эти предметы. Все ли их можно назвать подарками леса?
(На столе разложены: банка черничного варенья, связка сухих грибов, орехи лесные, лекарственный сбор, лист бумаги)
-Расскажите, как данные предметы связаны с лесом?
(Дети выходят к столу, показывают предмет и рассказывают)
-Об одном из этих подарков мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку:
-И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
-Верно, это грибы, и речь сегодня пойдёт о них.
-А какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием?
-Что такое грибы?
-Какие бывают грибы?
-Где, когда и как растут?
-Все ли грибы можно собирать?
-Как правильно собирать грибы?
(На некоторые вопросы мы сможем сегодня получить ответы, а на другие ответим во 2 классе и в 3.)
4.Рассказ учителя.
-Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные. В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. А встретить их можно повсюду: в воде, в поле, в саду, на лугу, в лесу и в горах. Есть грибы-великаны, (диаметром до 1,5м). Есть грибы-малютки- всего 1мм. Есть микроскопические грибы, их можно увидеть только под микроскопом, т.к. они малы. Например, в Японии 20 лет назад был найден гриб огромных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для его доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились ещё больше- он потянул на 168 кг.
Грибы, которые заселяют пни, оставшиеся после рубки – очень полезны. Это лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес .
-Мы же сегодня поговорим о грибах, которые называются шляпочными. Под землёй у них находится грибница(тонкие белые нити, а ножка и шляпка – так называемое плодовое тело) Учитель показывает на таблице.
5.Новый материал. (продолжение)
-Настала пора познакомиться поближе с этими грибами. Однажды группа первоклассников отправилась в лес за грибами. Угадайте, какие грибы нашли ребята?
(Дети загадывают загадки, показывают гриб и кладут его в корзину.)
1.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я …(подосиновик)
2.И под старою сосною,
Где склонился пень-старик
Окружён своей семьёю
Первый найден …(боровик –белый гриб)
3.Не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В берёзовой роще. (подберёзовик)
4.Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
5.Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай-
Это …(сыроежки)
(Выходит девочка-грибник с корзинкой в руке, в корзинке- муляжи грибов.)
-Послушайте, ребята, какая забавная история приключилась со мной однажды в лесу.
(Читает стихотворение)
Доброй летнею порой
Бродим по лесу с сестрой.
Хоть устали от ходьбы-
В кузовках у нас грибы.
Вдруг мне крикнула сестричка:
-Глянь, под ёлкою лисичка!
Я от ёлки без оглядки,
Заблестели только пятки,
Я от страха онемела
В стороне за пень присела.
Громко сердце бьётся,
А сестра смеётся:
-Нас не съест она, поверь,
То грибок такой, не зверь.
-Чего же испугался грибник?
-Почему этот грибок так называется?
(Ярким своим цветом они напоминают лисий мех, за что и получили своё название. Замечательны эти грибы тем, что не бывают червивыми.)
6.Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом.
Очень дружные сестрички-
Называемся - …(лисички.)
-Оказывается, многие грибы дружат с определёнными деревьями и обычно селятся под ними. Такая дружба полезна и грибу, и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества. Поэтому нельзя вырывать из почвы грибы, можно повредить грибницу, нарушить дружбу.
6.Ознакомление с грибной грамотой.
-У вас на партах лежит вот такой листочек. Называется он «Грибная грамота»
-Давайте разглядим, какой гриб дружит с каким деревом и всем поведаем.
(Дети рассматривают и читают)
-Посчитаем грибы под каждым деревом. Постарайтесь запомнить, какой грибок с каким деревом дружит.
Ответьте мне на вопрос, почему мухомор получил такое название.
(Природа наградила гриб необыкновенной красотой, но красота обманчива: яд его вызывает удушье, обмороки. Мухомор используется как средство для уничтожения мух.)
-Ну, раз он ядовитый, может сбить его ногой?
(Нет, он служит лекарством для животных. Лось любит есть мухоморы.)
9.Работа с книгой А.Плешакова «Великан на поляне». Статья «Кому нужен мухомор?» Страница 127-128.
10.Познавательный материал.
-Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы.
(Достаю кусочек хлеба, который покрыт плесенью.)
-Не все знают, что плесень, покрывающая корочку хлеба – это гриб. Из плесневых грибов изготавливается лекарство, которым мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотик? А пенициллин? Это лекарство изготавливают из плесневых грибов. И всем известные дрожжи – это тоже грибы. Трутовик, выросший на стволе лиственных и хвойных деревьев – тоже представитель грибного царства.
11.Работа с атласом А.Плешакова «От Земли до неба». Страница 102, 104, 106.
-А как узнать, придя домой из леса, какие грибы вы собрали?
(Обратиться к бывалому грибнику, найти сведения в справочнике или атласе грибов…)
12.Советы Мудрой Черепахи людям, которые собирают грибы.
-Не вырывать грибы вместе с грибницей.
-Не нарушать моховой ковёр под деревьями.
-Грибы надо аккуратно срезать ножичком.
-Не губить ядовитые грибы.
-Червивые грибы можно срезать и развесить сушиться на ветках. Ветер разнесёт кусочки и от спор появятся новые грибницы.
Ну, что ж, молодцы. Теперь вы друзья леса и всех лесных жителей, т.к. знаете, кА вести себя в царстве грибов.
13.Творческая работа. (Рисование гриба)
-Теперь вам предстоит нарисовать грибы, которые мы разместим на нашей лесной поляне.
-Возьмите листочки, разметьте на линии шляпки и ножки. А теперь рисуем шляпку. Ножку и раскрашиваем свой грибок. Затем вырезаем и подходим к доске - помещаем гриб на лесной поляне.
14.Оценка деятельности.
-Как мы поработали?
-Что нового узнали?
15. Рефлексия.
-У вас на парте лежат светофорики. Если вам было всё понятно и интересно на уроке – поднимите зелёный кружок, а если скучно – красный.