Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Наша дружная семья"»
Тема: Наша дружная семья .
Цель урока для учителя: - обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.
Цель урока для учащихся: - определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.
Задачи :
Образовательные: формировать представление детей о семье.
Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческие способности учащихся, навыки работы в паре и группах, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.
Воспитательные: пробуждать интерес к предмету ; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах, внимательное и заботливое отношение к близким людям.
Планируемые результаты:
Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Формировать ЗОЖ.
Регулятивные:
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Создать условия для совместного решения учебной задачи.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других).
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
I. Организация класса
- Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся улыбкой.
II. Актуализация знаний.
- Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам сложить из предложенных слов нужную пословицу, объяснить ее значение.
(На карточках записаны слова пословицы. )
СЕМЬЯ
ВМЕСТЕ
И
ДУША
НА
МЕСТЕ
- Объясните ее значение.
- О чём же мы сегодня будем с вами говорить?
Попробуйте определить тему урока. ( Семья).
слайд
-Верно. Тема нашего урока «Наша дружная семья»
Мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение» и поговорим сегодня о семье.
III. Постановка учебной задачи. - Зная тему урока, продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнаю….( Что такое “семья”, что такое “дружная семья”…)
Сегодня на уроке я научусь…..
слайд (обобщение ответов)
- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
IV. Реализация планируемых действий.
- В своей жизни мы общаемся с разными людьми.
С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.)
С кем чаще? (родителями)
Где это происходит? (В школе, на улице, дома)
- Человек не может жить без общения с другими людьми.
- А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья)
- Ребята, а как вы понимаете слово «семья»? Кого вы сразу вспоминаете?
(Семья это мама, папа, брат, сестра)
- Из какого источника можно узнать значение слова «семья»
– Ребята, неделю назад вы получили задание выяснить, что такое “семья”. – Поделитесь своими сведениями.
слайд
- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.: 1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
- Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?
Слайд (Семья- это группа близких родственников, живущих вместе)
Кто хочет нам рассказать расскажет нам ,что такое семья.
Семья - это мама, и папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье ещё братья и сёстры бывают.
Семья - это Я,
И меня называют: Котёнок и лапочка, заинька, птичка...
Мне кто - то братишка, а кто - то сестричка.
Семья - где все любят меня и ласкают,
И лучше СЕМЬИ ничего не бывает!!!
- Замечательно. А давайте попробуем сочинить небольшое стихотворение о семье. Я начинаю, а вы продолжайте.
слайд
У меня есть – мама.
У меня есть – папа.
У меня есть – бабушка.
У меня есть – дедушка.
А у них есть – я!
Вместе дружная семья!
слайд
– Что означают эти удивительные семь Я? (семья)
- Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны? (7 и Я ).
- Кто знает, почему именно 7, а не 5или 6?
А давайте вместе посчитаем, сгибайте пальчики:
- Самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.
-В слове «семья» главная часть означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. Семья состоит из папы, мамы, братьев и сестёр.
- Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын или мама и дочка. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? (Для воспитания детей, поддержки, дает уверенность в том, что тебя понимают и любят, проявляют заботу друг о друге. В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят, вместе нам хорошо, весело).
- Как одним словом назовем всех членов семьи?(родственники)
- В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Слайд
Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.
Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Среднее поколение – родители.
Младшее поколение – дети.
Работа с учебником. Стр.50
- Сколько поколений в семье наших друзей Сережи и Нади изображено на рисунке?
- Почему вы так решили?
- Сколько поколений живут в вашей семье?
– Что же может объединять членов семьи? (Забота друг о друге, нежность,любовь, ласка, забота).
- Как вы думаете, что такое культурное общение? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)
- А есть такое выражение культура общения. Нужна ли она в семье? - Обратимся к семье наших друзей, Серёжи и Нади. Рассматривая картинку, мы не можем слышать, о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку.
- Обратите внимание, как разговаривают наши герои? ( уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.) - Родственники заботятся друг о друге. Родственники помогают друг другу.
- А как, по-вашему мнению, какую семью называют дружной? (Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время… ).
слайд ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно и счастливо.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили: «Пусть каждый напишет только одно слово, которое считает важным для счастья семьи». Написали по одному слову
- Как вы думаете, какие слова написала эта семья? ( Понимание, любовь, забота , уважение…).
Слайд (обобщение ответов)
- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
(работа в парах)
- Я раздам вам листочки, где надо будет выбрать высказывания, которые помогают семье жить весело и счастливо. Эти высказывания надо подчеркнуть. (пока раздаю листочки по группам, говорю: «Не забудьте о правилах работы в группе. Распределите, кто будет читать, кто – подчёркивать, кто из вас будет руководить работой, а кто будет отвечать. По окончании работы подайте знак.» Отвечают с места. Если остальные согласны, то показывают плюс, если не согласны – минус.) Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо? Подчеркните.
Помогать друг другу.
Смотреть телевизор.
Не убирать в комнате.
Вместе отдыхать.
Поздно вставать и поздно ложиться.
Заботиться о младших сестрёнках и братишках.
Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.
Просить купить себе игрушку.
Поздравлять с праздниками.
Рассказывать друг другу новости.
Физминутка
Похлопайте! – кто похож на маму?
– кто похож на папу?
– кто похож сам на себя?
– у кого есть сестрёнки?
– у кого есть братишки?
– у кого есть и братишки и сестрёнки?
– у кого пока нет братишки и сестрёнки?
- кто любит свою семью, дорожит ею!
– Да, вы счастливые дети.
Работа в парах
Предлагаю поработать в парах и построить ДОМИК МОЕЙ СЕМЬИ
1.У каждого на парте есть лист с рисунком дома. Вам нужно будет построить дом своей мечты.
-Прочитайте слова под цифрой 1 , 2, 3, 4 на листочках и запишите в окошечках дома те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.
(у доски 2 – 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи)
- Ну, что ж, я очень рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание
Упражнение «Продолжи предложение»
- Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были… — Я люблю, когда бабушка… — Мои мама и папа для меня самые… — Я люблю своих родителей за то, что… — Я доверяю своим родителям… — Я люблю своего дедушку за то, что… — Я хочу своим родителям пожелать… — Свою семью я считаю… — Моя мамочка для меня самая…
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке
ромашка
VI. Итог урока.
Светофор.
- Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо всем.