kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по окружающему миру "Наша дружная семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по окружающему миру "Наша дружная семья".

Цель урока: обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Задачи урока:

Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.

Развивающие: способствовать развитию: устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления,  творческих способностей учащихся, навыков работы в группе, умения ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через пословицы, песни; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, внимательное и заботливое отношение к близким людям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему миру "Наша дружная семья"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39 имени П.Н.Самусенко»







Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе (ФГОС)


Тема: «Наша дружная семья»







Автор методической разработки:

Серышева Елена Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко»






Предмет, класс: Окружающий мир 2 Г класс


УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.


Тема: "Наша дружная семья"


Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье


Планируемые образовательные результаты:


Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:


Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

  • Уметь различать родственные взаимосвязи.

  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения.

Тип урока: открытия нового знания на основе жизненного опыта.

Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый, наглядный.

Учитель начальных классов: Серышева Елена Владимировна

Технологическая карта урока

Тема урока



Наша дружная семья.


Цель урока



Задачи














Для учителя

Для учащихся

- обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.

Развивающие: способствовать развитию: устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческих способностей учащихся, навыков работы в группе, умения ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через пословицы, песни; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, внимательное и заботливое отношение к близким людям.

- определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.

Образовательные: знакомятся с понятием «семья» , правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету через изучение пословиц ,песен; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям.

Основное содержание урока

Дружная семья. Счастливая семья. Уважительное отношение к родителям и старшему поколению. Семейные традиции , родословная.

Основные термины и понятия

Семья, поколение, традиции, родословная, культура общения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве.

  • Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных.

  • Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве.

  • Ориентируются в своей системе знаний.

  • Находят способ представления информации.


Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: основные





дополнительные

- А.А. Плешаков .Окружающий мир. Учебник для 2-го класса, 2 часть. Стр. 42-47 ;

- А.А. Плешаков .Рабочая тетрадь для 2-го класса к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 часть

-Е.М. Тихомирова . Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир».

- ноутбук (для учителя);

- презентация;

- чистые листы бумаги;

-мини сочинения.

Межпредметные связи

Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.












Сценарий урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формы, методы, методические приёмы

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Присаживайтесь.

- Давайте сейчас попробуем определить наше с вами настроение. У вас на партах лежат солнышко и тучка. Покажите мне с помощью этих карточек ваше настроение.

- Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.

- Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?(Солнце дает жизнь всему живому). 

И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

Приветствуют друг друга, гостей, настраиваются на работу.







Отвечают.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.






Оформляет свои мысли в устной форме.

Фронтальная, словесный, слово учителя

2.Постановка учебной задачи.

-Я прочитаю вам  историю, которая произошла с одним маль­чиком. А вы, ребята, постарайтесь  проследить, как менялось настроение героя, чтобы потом  поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.

«Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался!

Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
- Мама, вот он я! — закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша. - Хочу, чтобы мама меня ви­дела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком
.

-Как же менялось настроение мальчика? 

-Почему Миша вначале  был  доволен, что он стал невидимкой? (потому что его не станут ругать за разбитую вазу)

-Почему же Миша решил, что невидимкой быть плохо? (потому что друзья с ним не общались, не замечали его, мама не видела и не слышала его)

- Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на свете без общения с другими людьми.








Внимательно слушают.


























Сначала он обрадовался, что стал невидимкой, затем ему стало скучно, т.к. ребята его не замечали и в итоге он заплакал потому что понял что плохо быть невидимкой.







Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают своё мнение.








Учится слушать и понимать речь других.




































Учится слушать, уважать чужую точку зрения, строить свои высказывания.



Фронтальная, словесный, рассказ учителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (об общении между родственниками, друзьями)

- Молодцы, все верно мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». Слайд №1

-Где могут общаться люди? (дома, на улице, в школе в магазине и др.)

- С кем мы общаемся?

В своей жизни мы общаемся с разными людьми.

Ведь урок наш, друзья

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

(наша дружная семья)

Цель урока: формировать навыки культуры общения и поведения в семье.

Высказывают свои предположения.





Отвечают на вопросы






Принимают учебную задачу.


Фронтальная, словесный, беседа





Коллективная

4. Усвоение новых знаний.

- Правильно, первый опыт общения человека происходит именно в семье.

- А вот почему именно семь я, мы узнаем послушав стихотворение

М. Шварца.









Человек не может жить без общения с другими людьми. Самые близкие для вас люди – это ваша семья. На этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье. Но мы общаемся не только с людьми, но и с книгой. Давайте пообщаемся с учебником ,откройте его на стр.42.

Прочитайте тему: « Наша дружная семья».Слайд №3

Что мы сегодня на уроке будем делать? Слайд №4

Сегодня в этом классе

Мы собрались не зря.

Сегодня мы узнаем,

Как нам важна семья.

Давайте же о дружбе

В семье поговорим,

И дружбе в наших семьях

Урок наш посвятим.

- Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья?

- Где можно узнать точное толкование слова? ( В толковом словаре)

Наши ребята работали с толковым словарём, давайте узнаем, что же они выяснили. Поделитесь своими сведениями.

1.Семья - это группа живущих вместе близких родственников.

Слайд №5

2. Семья – это объединение людей, сплочённых общими интересами.

- Давайте коснёмся первого определения. Кого мы называем близкими родственниками?

-Мы сейчас поиграем в игру «Отгадалки». Я хочу услышать, знаете ли вы как называются ваши родственники.

Мама и папа - … (родители)

Отец вашей мамы - … (дедушка)

Жена дедушки - … (бабушка)

Брат вашего папы - … (дядя)

Сестра мамы, она же жена дяди - … (тётя)

Дочь тех же родителей - …(сестра)

Как называют сына брата или сестры? (племянник)

- Молодцы, своих родственников вы знаете. Но семья – это не только группа родственников. Нас с вами тоже можно назвать семьёй. Какое определение подходит для нашей классной семьи?

- Какой у нас общий интерес? (учёба, получение знаний)

Но, перефразируем народную пословицу Учёбе –время, отдыху –минута.

Проведём физкультминутку.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение. Остальные слушают.

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!








Читают.













Отвечают.





Подготовленные уч-ся знакомят со сведениями из толкового словаря.







Отвечают

Играют в игру. Отвечают. Проявляют познавательную активность.











Отвечают

Учатся воспринимать на слух. Находят в тексте строки, раскрывающие главную мысль стихотворения.
















Учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке.

















Учится слушать и понимать речь других, извлекать необходимую информацию.


Индивидуальная, фронтальная
















Индивидуальная



Фронтальная














Фронтальная






Индивидуальная








Фронтальная, словесный, игра















Фронтальная

Физкультминутка

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Повторяют движения

Осуществляет профилактику утомления

Коллективная, практический

4. Продолжение по теме урока

Своих родных вы знаете. Но вот только знать и помнить их, не достаточно, нужно уметь с ними общаться.

- Как вы думаете, что такое культурное общение?( вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к людям)

- А есть такое выражение культура общения.

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Давайте послушаем стихотворения, которые приготовили ребята (выступление подготовленных учеников)

- Ребята, что вы чувствовали, когда слушали стихотворение? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)
- Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)

- Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке.

- Какой вывод можно сделать из этого стихотворения.
Вывод. Необходимо соблюдать культуру общения, уважать старших.
- И еще одно стихотворение, которое приготовили (выступление подготовленных учеников)

- Итак, о чем было это стихотворение? (о том, что надо помогать старшим в семье)
Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи.


- Обратимся к семье наших друзей, Серёжи и Нади.

Рассматривая картинку, мы не можем слышать о чём беседуют наши герои, как обращаются друг с другом. Попробуем оживить картинку.

- Что мы можем сказать об этой семье? В семье помогают друг другу.

-Чем родители помогают Наде и Серёже?

- Чем любят заниматься в этой семье в свободное время?

- Как в вашей семье проходят вечера? Выходные дни?

- Что нужно для хорошей дружной семьи? (Относиться друг к другу с уважением, не кричать друг на друга, называть друг друга по именам, во время разговора не перебивать друг друга)




Высказывают своё мнение.





















Рассматривают иллюстрацию на экране и в учебнике. Отвечают на поставленные вопросы. Строят свои предположения.





Обобщают, делают вывод.



Учится слушать, уважать чужую точку зрения, строить свои высказывания.






Учатся воспринимать на слух. Находят в тексте строки, раскрывающие главную мысль стихотворения.













Учится слушать, уважать чужую точку зрения, строить свои высказывания.









Учится оформлять свои мысли в устной форме.



Фронтальная, словесный, беседа.
























Фронтальная, словесный, наглядный, беседа.




5. Первичное закрепление знаний и способов действий.

- Давайте проверим, как вы усвоили правила поведения в семье.

Для этого прочитайте и определите признаки хорошей, дружной семьи.

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.


У вас на столах лежат необходимые материалы, из которых вы работая в группе, должны создать рисунок семьи, какой вы ее видите и сказать, пример какой семьи у вас получился, дружной или недружной и доказать свой ответ.

Вывод:

Семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время – это дружная семья.

О своей дружной семье нам сейчас расскажет Козлова Милена

Распределяют картинки в две группы: как правильно вести себя в семье и как поступать не стоит.


















Собирают рисунок анализируют, делают вывод.






Рассказывает и демонстрирует фотографии своей дружной семьи.


Классифицируют.



Осуществляет контроль и самоконтроль для установления правильности выполнения задания.






















Практический







Практический, групповая.

Продолжение по теме урока.

- Нет одинаковых семей. Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой.

- А что же такое традиция? Прочитаем об этом в учебнике на странице 44.

Вывод. Традиция – то ,что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи.

- Для чего нужны семейные традиции?

-Какие традиции есть в ваших семьях?




Читают по учебнику. Отвечают.



Благодаря традициям прошлое живет в настоящем и продолжается в будущем. Благ. трад. Мудрость старших передается молодым.




Учатся находить и извлекать из текста значимую информацию.




Работа с текстом учебника. Беседа.

6. Итог урока.

Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим. Забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! 
Семья – это сложно!
 
Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

Слушают.



7. Домашнее задание.

Домашнее задание выберите по желанию:

  1. Написать сочинение «А в нашей семье…»

  2. Подготовить фоторепортаж «Моя семья»

Слушают задание.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


8. Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, вам понравился урок?

-Что понравилось?

- Я довольна нашей работой на уроке. За проявление активности на уроке мне хотелось бы отметить …. учащихся. Они получают за урок…

- Покажите с помощью карточек, с каким настроением мы заканчиваем урок.

Отвечают на вопросы.





Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Беседа по вопросам.





Саморегуляция

9. Организованное окончание урока.

Урок окончен. Спасибо всем.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по окружающему миру "Наша дружная семья"

Автор: Серышева Елена Владимировна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по окружающему миру  по теме: «Как живет семья?»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-kak-zhiviet-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "253584"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447609488"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока "День Знаний"."
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt_uroka_dien_znanii_1"
    ["file_id"] => string(6) "434305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508856654"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока на тему: "Ты и твои друзья" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ty-i-tvoi-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "115127"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411843155"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по самопознанию на тему "Мир семьи" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-po-samopoznaniiu-na-tiemu-mir-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "194874"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427819093"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока "Как зимой помочь птицам?""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_kak_zimoi_pomoch_ptitsam"
    ["file_id"] => string(6) "359627"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479325900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства