Тема урока | Наша дружная семья. |
Цель урока Задачи | Для учителя | Для учащихся |
- обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи. Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи. Развивающие: способствовать развитию: устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческих способностей учащихся, навыков работы в группе, умения ставить вопросы, находить нужную информацию. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через пословицы, песни; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, внимательное и заботливое отношение к близким людям. | - определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое. Образовательные: знакомятся с понятием «семья» , правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт. Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать. Воспитательные: проявляют интерес к предмету через изучение пословиц ,песен; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям. |
Основное содержание урока | Дружная семья. Счастливая семья. Уважительное отношение к родителям и старшему поколению. Семейные традиции , родословная. |
Основные термины и понятия | Семья, поколение, традиции, родословная, культура общения. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве. Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных. Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве. Ориентируются в своей системе знаний. Находят способ представления информации. | Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких. Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Ресурсы: основные дополнительные | - А.А. Плешаков .Окружающий мир. Учебник для 2-го класса, 2 часть. Стр. 42-47 ; - А.А. Плешаков .Рабочая тетрадь для 2-го класса к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 часть -Е.М. Тихомирова . Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир». - ноутбук (для учителя); - презентация; - чистые листы бумаги; -мини сочинения. |
Межпредметные связи | Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах. |
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Формы, методы, методические приёмы |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | - Ребята, поприветствуйте наших гостей. Присаживайтесь. - Давайте сейчас попробуем определить наше с вами настроение. У вас на партах лежат солнышко и тучка. Покажите мне с помощью этих карточек ваше настроение. - Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно. - Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь. | Приветствуют друг друга, гостей, настраиваются на работу. Отвечают. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Оформляет свои мысли в устной форме. | Фронтальная, словесный, слово учителя |
2.Постановка учебной задачи. | -Я прочитаю вам историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, постарайтесь проследить, как менялось настроение героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока. «Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. - Мама, вот он я! — закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну. - Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша. - Хочу, чтобы мама меня видела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком . -Как же менялось настроение мальчика? -Почему Миша вначале был доволен, что он стал невидимкой? (потому что его не станут ругать за разбитую вазу) -Почему же Миша решил, что невидимкой быть плохо? (потому что друзья с ним не общались, не замечали его, мама не видела и не слышала его) - Какой же вывод можно сделать? Вывод: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на свете без общения с другими людьми. | Внимательно слушают. Сначала он обрадовался, что стал невидимкой, затем ему стало скучно, т.к. ребята его не замечали и в итоге он заплакал потому что понял что плохо быть невидимкой. Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают своё мнение. | Учится слушать и понимать речь других. Учится слушать, уважать чужую точку зрения, строить свои высказывания. | Фронтальная, словесный, рассказ учителя. |
3. Сообщение темы и целей урока. | - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (об общении между родственниками, друзьями) - Молодцы, все верно мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». Слайд №1 -Где могут общаться люди? (дома, на улице, в школе в магазине и др.) - С кем мы общаемся? В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Ведь урок наш, друзья Про удивительных семь «Я»! Кто они мне подскажите? Тему вы определите! (наша дружная семья) Цель урока: формировать навыки культуры общения и поведения в семье. | Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы | Принимают учебную задачу. | Фронтальная, словесный, беседа Коллективная |
4. Усвоение новых знаний. | - Правильно, первый опыт общения человека происходит именно в семье. - А вот почему именно семь я, мы узнаем послушав стихотворение М. Шварца. Человек не может жить без общения с другими людьми. Самые близкие для вас люди – это ваша семья. На этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье. Но мы общаемся не только с людьми, но и с книгой. Давайте пообщаемся с учебником ,откройте его на стр.42. Прочитайте тему: « Наша дружная семья».Слайд №3 Что мы сегодня на уроке будем делать? Слайд №4 Сегодня в этом классе Мы собрались не зря. Сегодня мы узнаем, Как нам важна семья. Давайте же о дружбе В семье поговорим, И дружбе в наших семьях Урок наш посвятим. - Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? - Где можно узнать точное толкование слова? ( В толковом словаре) Наши ребята работали с толковым словарём, давайте узнаем, что же они выяснили. Поделитесь своими сведениями. 1.Семья - это группа живущих вместе близких родственников. Слайд №5 2. Семья – это объединение людей, сплочённых общими интересами. - Давайте коснёмся первого определения. Кого мы называем близкими родственниками? -Мы сейчас поиграем в игру «Отгадалки». Я хочу услышать, знаете ли вы как называются ваши родственники. Мама и папа - … (родители) Отец вашей мамы - … (дедушка) Жена дедушки - … (бабушка) Брат вашего папы - … (дядя) Сестра мамы, она же жена дяди - … (тётя) Дочь тех же родителей - …(сестра) Как называют сына брата или сестры? (племянник) - Молодцы, своих родственников вы знаете. Но семья – это не только группа родственников. Нас с вами тоже можно назвать семьёй. Какое определение подходит для нашей классной семьи? - Какой у нас общий интерес? (учёба, получение знаний) Но, перефразируем народную пословицу Учёбе –время, отдыху –минута. Проведём физкультминутку. | Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение. Остальные слушают. Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. - Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» - мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! Читают. Отвечают. Подготовленные уч-ся знакомят со сведениями из толкового словаря. Отвечают Играют в игру. Отвечают. Проявляют познавательную активность. Отвечают | Учатся воспринимать на слух. Находят в тексте строки, раскрывающие главную мысль стихотворения. Учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке. Учится слушать и понимать речь других, извлекать необходимую информацию. | Индивидуальная, фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная, словесный, игра Фронтальная |
Физкультминутка | Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши). | Повторяют движения | Осуществляет профилактику утомления | Коллективная, практический |
4. Продолжение по теме урока | Своих родных вы знаете. Но вот только знать и помнить их, не достаточно, нужно уметь с ними общаться. - Как вы думаете, что такое культурное общение?( вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к людям) - А есть такое выражение культура общения. - Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая) - Давайте послушаем стихотворения, которые приготовили ребята (выступление подготовленных учеников) - Ребята, что вы чувствовали, когда слушали стихотворение? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке) - Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие) - Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке. - Какой вывод можно сделать из этого стихотворения. Вывод. Необходимо соблюдать культуру общения, уважать старших. - И еще одно стихотворение, которое приготовили (выступление подготовленных учеников) - Итак, о чем было это стихотворение? (о том, что надо помогать старшим в семье) Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи. - Обратимся к семье наших друзей, Серёжи и Нади. Рассматривая картинку, мы не можем слышать о чём беседуют наши герои, как обращаются друг с другом. Попробуем оживить картинку. - Что мы можем сказать об этой семье? В семье помогают друг другу. -Чем родители помогают Наде и Серёже? - Чем любят заниматься в этой семье в свободное время? - Как в вашей семье проходят вечера? Выходные дни? - Что нужно для хорошей дружной семьи? (Относиться друг к другу с уважением, не кричать друг на друга, называть друг друга по именам, во время разговора не перебивать друг друга) | Высказывают своё мнение. Рассматривают иллюстрацию на экране и в учебнике. Отвечают на поставленные вопросы. Строят свои предположения. Обобщают, делают вывод. | Учится слушать, уважать чужую точку зрения, строить свои высказывания. Учатся воспринимать на слух. Находят в тексте строки, раскрывающие главную мысль стихотворения. Учится слушать, уважать чужую точку зрения, строить свои высказывания. Учится оформлять свои мысли в устной форме. | Фронтальная, словесный, беседа. Фронтальная, словесный, наглядный, беседа. |
5. Первичное закрепление знаний и способов действий. | - Давайте проверим, как вы усвоили правила поведения в семье. Для этого прочитайте и определите признаки хорошей, дружной семьи. 1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. 2. Члены семьи любят и не обижают друг друга. 3. Живут в одной квартире. 4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира. 5. Вместе занимаются домашним хозяйством. 6. Каждый член семьи отдыхает отдельно. 7. Вместе распределяют деньги на покупки. 8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время. 9. У каждого свой кошелек. 10. У каждого члена семьи свое хозяйство. У вас на столах лежат необходимые материалы, из которых вы работая в группе, должны создать рисунок семьи, какой вы ее видите и сказать, пример какой семьи у вас получился, дружной или недружной и доказать свой ответ. Вывод: Семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время – это дружная семья. О своей дружной семье нам сейчас расскажет Козлова Милена | Распределяют картинки в две группы: как правильно вести себя в семье и как поступать не стоит. Собирают рисунок анализируют, делают вывод. Рассказывает и демонстрирует фотографии своей дружной семьи. | Классифицируют. Осуществляет контроль и самоконтроль для установления правильности выполнения задания. | Практический Практический, групповая. |
Продолжение по теме урока. | - Нет одинаковых семей. Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой. - А что же такое традиция? Прочитаем об этом в учебнике на странице 44. Вывод. Традиция – то ,что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи. - Для чего нужны семейные традиции? -Какие традиции есть в ваших семьях? | Читают по учебнику. Отвечают. Благодаря традициям прошлое живет в настоящем и продолжается в будущем. Благ. трад. Мудрость старших передается молодым. | Учатся находить и извлекать из текста значимую информацию. | Работа с текстом учебника. Беседа. |
6. Итог урока. | Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим. Забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! | Слушают. | | |
7. Домашнее задание. | Домашнее задание выберите по желанию: Написать сочинение «А в нашей семье…» Подготовить фоторепортаж «Моя семья» | Слушают задание. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | |
8. Рефлексия учебной деятельности. | - Ребята, вам понравился урок? -Что понравилось? - Я довольна нашей работой на уроке. За проявление активности на уроке мне хотелось бы отметить …. учащихся. Они получают за урок… - Покажите с помощью карточек, с каким настроением мы заканчиваем урок. | Отвечают на вопросы. | Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
9. Организованное окончание урока. | Урок окончен. Спасибо всем. | | | |