kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру на тему «На пути к единству»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира на тему «На пути к единству».

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему «На пути к единству»»

Тема: «На пути к единству».

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Формируемые УУД:

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем; поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное; отличать верно, выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные: осуществлять смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:

  1. для учителя: конспект урока, наглядность, учебник, рабочая тетрадь;

  2. для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.

Литература:

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс.2 часть. – М.:Просвещение, 2013.

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир., Рабочая тетрадь.

4 класс, 2 часть - М.:Просвещение, 2013.






Ход урока



Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся

Орг. момент.






Проверка домашнего задания.

















Сообщение темы. Постановка учебной задачи.



























Изучение нового материала.



































































































Физкультминутка.






































































Первичное закрепление изученного материала.





















Закрепление изученного материала.

































Подведение итогов. Рефлексия.

-Здравствуйте ребята!

Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Садитесь.


-Давайте вспомним, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке (Подвижники Руси и землепроходцы)


-Хорошо, а кто такие подвижники, а кто землепроходцы?

(Подвижники-люди, которые двигают вперед жизнь, приносят в нее что-то новое.


Землепроходцы-люди, которые идут в новые земли, осваивают их.


Праведники-это люди, которые ищут правду, добиваются справедливости).



-Чтобы нам узнать тему урока, вам нужно ответить на вопросы. За правильный ответ вы будете получать слово, затем вам необходимо составить из полученных слов тему урока.


1.Какой митрополит собрал летописи разных княжеств в общую историю страны? (Макарий)

2.1 марта 1564 года вышла в свет первая русская печатная книга, какая это книга? (Апостол)

3.Где поставлен памятник Ивану Федорову? (Москва)

4.При Иване Грозном в России в 564 году впервые появилось важнейшее дело (книгопечатание)


-Вы получили все 4 слова, попробуйте составить тему нашего урока. (На пути к единству)

-Хорошо, тему мы узнали, теперь давайте поставим цели урока.

1. Познакомиться с историей праздника “День народного единства”



-Ребята, а что такое “Единство”? (Единство-целостность, сплоченность)

-Назовите дату праздника? (4 ноября наша страна отмечает День народного единства).

-Этот праздник связан с событиями 1610-1613 годов.

-.. окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков.

В начале 17 века голод и междоусобные войны разоряли страну. Она стала в этих условиях лёгкой добычей для врагов. Русская земля на северо – западе и западе была занята поляками. Крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон.

- Как вы понимаете, что такое гарнизон? (войсковое подразделение, обороняющее какой-либо объект)

-России грозила утрата независимости и захват со стороны других государств.


-Какой царь вошел в историю под прозвищем Грозный? (Иван IV)

В Москве он умер.

-У Ивана Грозного, было 3 сына. Кто назовет имена? (Иван, Федор, Дмитрий)

- Старшего сына убил сам Грозный, в Угличе загадочно погиб царевич Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). С кончиной бездетного царя – Федора Ивановича прервалась династия Рюриковичей.

Прямых наследников престола не оказалось. В России началась борьба за власть.

Настало в стране Смутное время...

- Подерите однокоренные слова к слову «смута» (мутный, мутить, омут)

- Предположите, что означает «смутное время»?


-На 40 странице прочитайте определение «смутному времени».


В стране царил беспорядок и раздор. Объявились самозванцы, выдававшие себя за спасшегося в Угличе царевича Дмитрия, это Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, а вместе с ними в Москву пришли и поляки.

-Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной памяти имена участников народно-освободительной борьбы: патриарха Гермогена, героев освободительного движения Козьмы Минин и Дмитрия Пожарского.

- Посмотрите на слайд. Что на нём изображено? (монастырь Троице - Сергиев)

- В смутное время Троице-Сергиев монастырь выдержал 16 месяцев осады польскими войсками. К концу осады живых осталось немного. Но они отказались от предложения поляков сдаться. За свободу и независимость боролись и простые люди и священнослужители.

-В учебнике на странице 41 найдите раздел «Календарь памятных дат». По цепочке начиная с 1 ряда от окна, начнем читать.

-Молодцы.

-Как вы понимаете слово «ополчение»? (войско, собираемое в помощь регулярной армии путём добровольного привлечения широких народных масс)

-Кем был Гермоген?

- Какой же подвиг он совершил?

(в это тяжелое время для России, патриарх призвал русский народ встать на защиту России. Отказался выполнять просьбу поляков и не подписал грамоту на царствование польского королевича. Русские люди подхватили этот призыв, и началось патриотическое движение за освобождение столицы от поляков)


Раз –подняться, потянуться,

Два –согнуться, разогнуться,

Три–в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре –руки шире,

Пять –руками помахать.



-Одна из грамот патриарха Гермогена дошла до Нижнего Новгорода и пробудила патриотические чувства других людей.

- Ребята, «патриотические чувства» - это какие?( любовь к родным местам, и гордость за свой народ)

-Давайте же узнаем о дальнейших событиях.

-Откройте стр. 42 и прочитайте до конца второго абзаца.

-Удалось ли Гермогену поднять людей на борьбу за Россию? (да)

-Каким образом? (грамота патриарха Гермогена в Нижний Новгород и пробудила патриотические чувства у народа)

-Кто призвал людей к защите Отечества? (Козьма Минин)

-Кто возглавил народное ополчение?

(князь Дмитрий Пожарский)

-На месте, где создавалось второе ополчение, был установлен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Посмотрите на стр.42


-Ребята, а как проходило освобождение Москвы мы увидим в видеоролике.

-Удалось ли освободить Москву от поляков? (бой был тяжелый, но наше ополчение было настроено на победу и люди освободили Москву от захватчиков)

-Да, Москву от поляков освободили, страна была спасена, но династия правителей пресеклась, что делать ?

(правителя нет, нужно найти нового правителя)

-Давайте узнаем, удалось ли найти нового правителя России!

Читаем по цепочке на стр.43.

1)Для чего собирались выборные люди?(для избрания царя)

2)Кто избрал царя?(Земский собор)

3)По настоянию, какого патриарха был избран молодой боярин на престол?(Гермогена)

4)Как звали этого боярина? (Михаил Федорович Романов)

-В каком году закончилась великая Российская смута? (1613)

-Какой это век?(17)

-Посчитайте, сколько лет назад был избран Михаил Романов?(404)

-Кто выйдет и посчитает?

-404года назад утвердилась династия Романовых.


-Откройте рабочую тетрадь на странице 23. Прочитайте задание под номером 3.

- Что необходимо выполнить?

Сейчас Вам предстоит работа в парах, соотнесите изображения и названия городов и составьте устное описание о событиях в Смутное время в каждом городе.

ОТВЕТЫ

Давайте начнем с храма в городе Углич( при загадочных обстоятельствах умер младший сын Ивана Грозного), в Нижнем Новгороде установлен памятник Козьме Минину и Дмирию пожарскому (на том месте создавалось второе народное ополчение),в Ярославле (место сбора народного ополчения), Ипатьевский монастырь в Костроме(место избрания на престол Михаила Романова)


А теперь проверим, кто из вас был самый внимательный на уроке:


1)Почему же престол опустел?»

а) У царя Фёдора не было детей, а его младший брат Дмитрий умер

2)Кто захватил русские города?(поляки)

3)Что создали русские люди для борьбы с врагами? (народное ополчение)

4)Кого пригласили возглавить народное ополчение? (во главе войска встал князь Дмитрий Пожарский)

5)Закончите предложение: «Когда народное ополчение двинулось к Москве, это был … год» (1612)

6) В каком году закончилась великая Российская смута? (1613)

7)Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?(4 ноября)

Как называется этот праздник?(День народного единства)

-Какое значение имеет для людей этот праздник?(этот праздник символизирует не победу, а сплоченность народа,напоминает гражданам нашей страны о многонациональности страны о важности сплочения, ведь благодаря общей вере и силы народа мы победили)



- Давайте обобщим наш урок и подведём итог. Сформулируйте вывод по уроку.

Рефлексия

-Давайте оценим наше занятие,

Если вам понравилась ваша работа на уроке – то покажите ладошку, если вам не понравилось, то, как вы работали на уроке и были не активны – то покажите кулачек.

Домашняя работа.

Стр. 40-43 ответить на вопросы, с.23 №5, №4.



Дети приветствуют учителя.




Повторяют, что проходили на прошлом уроке.

















Отвечают на вопросы, называют тему.



























Обсуждают новую тему.



































































































Выполняют вместе с учителем физкультминутку.




Обсуждают, отвечают на вопросы.

























Смотрят видеоролик.
































Работают в тетради.


























Закрепляют материал.
































Подводят итоги, записывают домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по окружающему миру на тему «На пути к единству»

Автор: Чиликова Анастасия Игоревна

Дата: 06.01.2021

Номер свидетельства: 569389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Неживая и живая природа".  УМК "Школа России", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(111) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-niezhivaia-i-zhivaia-priroda-umk-shkola-rossii-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407781672"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(95) "aktual-nyie-voprosy-obuchieniia-mladikh-shkol-nikov-printsipam-poznaniia-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "145033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418833081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "292534"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455292045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства