Тип урока: Открытие нового знания;
Использование технологий: проблемно – поисковая технология
Учебник «Окружающий мир», 1 класс, Плешаков А. А.
Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Цель: познакомить учащихся с тем, что такое радуга, формировать первоначальные представления о свете и цвете.
Планируемые результаты:
предметные: дети знакомятся с цветами радуги, их последовательностью, формируется целостный взгляд на мир в его органичном единстве;
обеспечивается опыт исследования и объяснения природных явлений, дети учатся наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
личностные:
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности.
метапредметные:
опережающее обучение: связь природоведения и физики.
Универсальные учебные действия:
регулятивные
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· будет учиться работать по предложенному учителем плану;
· будет учиться высказывать предположение
познавательные
· попробует сформулировать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· составит алгоритм действия под руководством учителя;
коммуникативные
· слушает и понимает речь других;
· дети будут учиться договаривается и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
· Будут учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, ноутбук
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства: электронное приложение к учебнику Плешакова А. А.«Окружающий мир», 1 класс
Оборудование: карточки с заданиями, рабочие тетради на печатной основе, учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А., раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный этап (3 мин)
Ребята, сегодня на урок я принесла солнышко. Оно появилось у нас на уроке не случайно. Почему? Узнаете чуть позже. А сейчас я попрошу вас передать солнышко друг другу и сказать о том, какое настроение у вас в данный момент.
Итак, я услышала каждого из вас.
А теперь начнем наш урок.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Ребята с нами на уроке как всегда Мудрая Черепаха, она нам принесла очень интересное задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.
Начнём наш урок со сказки.
«Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве.
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
На минутку в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.(Радуга)
Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.
3. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса. (5 минут)
Чтение стихотворения:
Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
- Сколько цветов у радуги?(семь)
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной
А хотели ли бы узнать?
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
- Да, ребята, сегодня на уроке мы поговорим о радуге.
Тема: Почему радуга разноцветная?
-Какую цель поставим? -Нам помогает слово узнать.
Цель: узнать почему радуга разноцветная.
-Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
-У нас проблема, мы не знаем почему радуга разноцветная.
Проблемный вопрос.
- Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?
4. Открытие «нового» знания. Решение проблемной ситуации. (10 мин)
а)-На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.) Что при этом образуется? (Радуга).
б) объяснение учителя.
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
- Откуда же берётся цвет? Ведь солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета.
Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга.
Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.
Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» – называли её в старину и верили, что она приносит счастье.
С тех пор так и зовут – РАДУГА.
- Кто знает, из каких цветов состоит радуга?
Чтобы не путать этот порядок, люди придумали «запоминалку» «Как Однажды Жан-Звонарь Голубой Сломал Фонарь».
-Кто догадается, как подсказка может нам помочь?
– По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.
5. Первичное закрепление (5 мин)
а) Работа по учебнику с.41
Чтение объяснения Мудрой Черепахи.
- Посмотрите на картинку на с.41
- Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)
- Как думаете, что они хотят получить? (радугу)
- Может у них получиться радуга?
-Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
б)- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день).
6. Вторичное закрепление нового способа действия. (5 мин)
Я предлагаю вам продолжить работу в группах.
Откройте конверт, возьмите карточки.
Разноуровневые задания.
Прочитайте задание и выполните его.
1 группа: раскрасить радугу, пользуясь стихотворением-подсказкой
(интерактивная доска)
2 группа: работа с научным текстом. Задание: прочитай текст, найди интересные сведения о радуге, подготовься рассказать о своих находках всему классу
3 группа: народные приметы. Задание: расскажи как по радуге погоду определять можно.
Проверка.
7. Рефлексия.(4 мин.)
- Сегодня на уроке мы построили радугу. (вывесить работу 1 группы)
- С каким настроением мы её строили?
- Покажите с помощь смайликов ваше настроение.
(Дети выходят к доске и прикрепляют смайлики на радугу)
- Вот какая чудесная радуга у нас сегодня получилась.
- Чему она рада? (Узнали, как и когда появляется радуга, запомнили все её цвета…)
я научился…
было интересно…
было трудно…
могу похвалить себя за то, что…
могу похвалить одноклассников за то, что
больше всего мне понравилось…
для меня было открытием то, что…
8. Итог урока. (3 мин)
- А вы помните, какая была у нас тема урока?
- Какая цель?
- Узнали почему радуга разноцветная?
- Как и когда появляется радуга?
- Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке? (На уроках труда, изобразительного искусства.)
9. Д/З
В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о радуге.