Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Явления природы" 2 класс»
Проект урока 2 класс
Структура
• Учебный предмет: окружающий мир
• УМК «Школа России»
• Тема урока: Явления природы
• Тип урока: изучение нового материала ( 2 учебных часа)
• Задачи урока: познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить детей измерять температуру воздуха.
• Ожидаемые результаты:
- Предметные: получить возможность расширить и систематизировать свои знания о природе; познакомиться с разными видами термометров.
-Личностные: вызывать интерес к учебной деятельности, развивать доброжелательное отношение к окружающему нас миру.
- Метапредметные:
регулятивные УУД - предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные УУД – учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера;
коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
2
• Оборудование
компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, термометры, картинки для работы в группе, карточки для работы в пере.
Способы оценки: листы самоконтроля.
• Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы.
Дети уже знают времена года, что относится к живой и неживой природе.
Этапы урока и хронометраж
№
п/п
Название этапа
Хронометраж
I.
Организационный этап.
3 мин.
II.
Проверка домашнего задания.
15 мин.
III.
Актуализация знаний, определение темы урока.
8 мин.
IV.
Этап освоения новыми знаниями.
15 мин.
V.
Физкультминутка.
2 мин.
VI.
Совместное открытие знаний.
20 мин.
VII.
Рефлексия.
10 мин.
VIII.
Домашнее задание.
7 мин.
IX.
Итог урока.
10 мин.
• Содержание урока (в таблице):
3
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое
основание:
формируемые УУД
(группа УУД и
название
конкретного УУД) ,
средства их
формирования
(формы, методы,
приемы и т.п.)
1.Организационный момент
-Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
Дети настраиваются на урок.
Личностные: обеспечение мотивацией у учащихся к изучению нового материала. Вызвать интерес к учебной деятельности.
2.Проверка домашнего задания.
-На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе.
- Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.4
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …
- Давайте сейчас все дружно вспомним, какая бывает природа?
- Сейчас мы поработаем в парах.
-Вам необходимо распределить по группам предметы живой и неживой природы. (Приложение № 1).
- Объясните, почему вы сделали именно так.
Природа!
Ребята отвечают на вопрос учителя.
Дети работают в паре. На столах у них предметные картинки. Один выделяет картинки живой природы, а товарищ не живой.
Зачитывают ответы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа).
Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания.
Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером.
5
3.Актуализация знаний, определение темы урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А о чем именно мы с вами будем вести речь, предстоит догадаться самим.
Приложение №2
Идет показ презентации.
Что вы видите на картинках?
Как все это вы можете назвать? Кто догадался?
- Верно – это явления природы.
Тема нашего урока так и называется «Явления природы»
- Ребята, какие задачи мы перед собой поставим.
И что мы должны сделать, чтобы их реализовать.
Ответы детей : радуга, дождь идёт, метель, шторм, молния.
Высказывания детей.
Ставят задачи. Предполагают решение, поставленных задач
Личностные:
Формирование ориентированного взгляда на мир, разнообразие природы.
Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; делать обобщения, ставить учебные задачи.
Регулятивные: умение высказывать свои предположения в диалоге с учителем.
4. Освоение новых знаний.
- Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
- Откройте учебник с.28. и прочитайте, что еще относится к природным явлениям.
- Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.
- Сколько времен года вы знаете?
- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Групп у нас 4, как и времен года.
- Каждая группа выберет картинку, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе сами характеристику. (Приложение № 3)
Дети работают с учебником на с. 28
6
-Мы знаем четыре времени года: осень, зима, весна, лето.
Дети по одному подходят к столу учителя и вытягивают картинку.
Дают краткую характеристику временам года.
Личностные: формирование межличностных отношений.
Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.
7
5.Физкультминутка
Ёжик топал по тропинке И грибочек нёс на спинке. Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка. В огороде чьём-то ловко Раздобыл косой морковку.
Ходьба на месте.
Руки на поясе, наклоны туловища вперед и назад.
Прыжки на месте.
Ходьба на месте.
Регулятивные: умение контролировать действия.
6.Совместное открытие новых знаний.
- Продолжаем работать.
- Какое время года за окном у нас?
- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?
- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?
- Температуру воздуха измеряют специальным прибором.
- Кто-то из вас уже догадался о каком приборе идёт речь?
Ответы детей.
Высказывания детей.
Дети делятся своим жизненным опытом.
Это термометр, он показывает, какая температура сегодня на улице.
Познавательные: применение полученных знаний для решения задач творческого характера.
Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
8
А в чем измеряется температура?
Температура измеряется в градусах.
Показываю уличный и комнатный термометр, а также обычный градусник.
- Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 – количество градусов холода.
- Но шкалы все-таки отличаются. Почему?
Сейчас вы будете работать в группах.
Предположения детей.
Дети, опираясь на учебник, говорят части термометра.
-Стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала.
Дети сами делают выводы.
Каждая группа выполняет свое задание. 1 гр. Определяет температуру холодной воды и температуру своего тела. 2 гр. – теплой; температуру в классе и за окном. Всё фиксируют в рабочую тетрадь. С. 22-23 № 5
Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Умение работать в группе.
Личностные:
уважение мнений своих товарищей, дружеское взаимоотношение.
Понимание роли ученика и своего отношения к делу.
9
7. Рефлексия.
-Продолжите предложение
-Сегодня на уроке я узнал…
- Я открыл для себя…
-Я похвалили бы себя …
Дети продолжают одно из предложений.
Личностные:
самопознание и самоопределение.
Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку.
8.Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу с термометрами и выполните в рабочей тетради № 7 на с.24
Дети фиксируют домашнее задание в дневники.
Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще подлежит усвоению.
9.Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- На какие вопросы получили ответы?
- на все ли получили ответы?
- Где вы сможете найти ответы на эти вопросы?
- Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
- Какой вывод сделали?
- Какую работу мы выполнили?
Оценки за урок…
Дети отвечают на вопросы, поставленные учителем.
(фронтальная работа)
Выполнение листов самоконтроля.
Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
Установление учащимися значения результатов своей деятельности-смыслообразов.
10
Регулятивные:
целеполагание – постановка учебной задачи.
Планирование - определение
последовательности
промежуточных
целей с учётом конечного результата.
Познавательные:
общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, поиск и выделение необходимой информации, логические- установление причинно-следственных связей, построение логических высказываний.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации, контроль и самооценка.
11
Приложение №1
ручка
луна
железо
телевизор
горы
автомашина
щука
вода
одежда
гриб
звезда
цветок
камни
бабочка
дождь
шиповник
солнце
дерево
заяц
грач
холодильник
снег
шалаш
карась
кот
Приложение№2
12
13
14
Приложение №3
15
16
Приложение № 4
Лист самоконтроля.
Виды деятельности на уроке
Оценка деятельности
Выполнил самостоятельно
Были затруднения
Выполнил с помощью товарищей
Определение темы
Планирование
Изучение нового материала
Работа в группе
Обобщение знаний
17
Литература:
1.Учебник «Окружающий мир» 1 часть 2 класс. Автор А.А. Плешаков. Москва, «Просвещение» 2012 год.
2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс Москва «Вако» 2012 год.
3. «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требования ФГОС» Авторы: И.И. Бондарева, О.Ю. Дедова, Н.Н Деменева и др. Москва. Аркти 2014 год.