Предмет: Математика
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 100»
Цели:
Закрепление умения выполнять действия сложения и вычитания в пределах 100, решение задачи в два действия, нахождение периметра фигуры, решение уравнений.
2.Развитие вычислительных навыков, логического мышления, мышления, внимания, умения доказывать, анализировать, работать в паре.
3.Ознакомление с традициями народа, воспитание интернациолизма, дружбы, трудолюбия, творческих способностей, интереса к предмету.
Форма урока: Индивидуальные, групповые, фронтальные
Оборудование: Учебник, рефераты, куй домбры, карточки с тестовыми заданиями, геометрические фигуры, смайлики, угощения для гостей.
Ход урока:
Организационный момент: Проверить готовность к уроку. Психологический настрой. Создать ситуацию успеха на уроке
-Здравствуйте, скажем, руками.
-Здравствуйте, скажем, глазами.
-Здравствуйте, скажем, ртом:
-«Здравствуйте!»
-Станет радостней кругом.
-Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.
Сообщение темы и целей урока: Звучит музыка домбры.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок – той, на котором мы будем говорить о традициях, обычаях казахского народа, закрепим умение выполнять внетабличное умножение и деление, деление с остатком; выполнять проверку; решать задачи и уравнения изученных видов;
развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, работать в паре,
познакомимся с традициями казахского народа.
-А кто знает, что такое той?
- На той всегда приглашаются гости - это дети, друзья, близкие люди, старейшины, которых хотят видеть на этом празднике.
- На сегодняшний урок вы должны были подготовить сообщения об обычаях и традициях казахского народа, и в течение урока вы будите о них рассказывать
А какое огромное событие ждет весь казахстанский народ 16 декабря? Правильно, 25-летие Независимости Казахстана
Родина то, что нужно как воздух,
Воздух степной и родной.
Нет на земле бескрайней просторов,
Чем степи казахской - большой.
Здесь в вышине орел парит.
Здесь Казахстан простерся!
И сердце радостью горит,
Ценнее нет земли и горсти.
Люблю я Родину свою:
Зеленые деревья, травы.
Как поднимаясь в вышину
Не забываю свои нравы.
Свои традиции, родной язык
Я не забуду никогда!
Я не забуду материк,
Где центром Казахстан парит!
1.Математическая разминка.
Мы открывем наш той обычаем «Шашу».
- Что это за такой обычай?
Шашу – осыпание конфетами, монетами
Во время радостного события на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают конфеты. По поверью верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу
- Обычно бабушки разбрасывают сладости, а дети ловят их, тот, кто больше поймал, тот самый ловкий.
-Сейчас мы с вами решим логическую задачу о конфетах.
1) сумму чисел 90 и 10 умножить на 7; 65 : 7
2) разность чисел 72 и 30 разделить на 7; 7 в кубе
3) частное чисел 770 и 7:7 в квадрате.
4) произведение чисел 21 и 7; 77 : 7
Логическая задача.
У Веры 9 конфет, а у Тани на 4 конфеты меньше. Сколько конфет должна Вера дать Тане, чтобы у обеих девочек конфет стало поровну?
Ответ:2
- Молодцы, правильно!
2.Работа в тетради.
Итак, той открыт. Давайте и мы откроем тетради, запишем число.
- Дайте характеристику числу 22.
- Назовите соседей числа 22.
- Вспомните, какой праздник Казахстан отмечает 22 числом?
(22 марта. Праздник весны – Наурыз)
-Что такое Наурыз?
Ученик рассказывает стихотворение о Наурызе.
Когда приходит Наурыз
Цветут сады, цветут поля.
Когда приходит Наурыз
Весною дышит вся земля.
Когда приходит Наурыз
Звучит и музыка, и смех.
И поздравленья принимая
Мы сами поздравляем всех.
Наурыз мейрамы — это праздник весеннего обновления в Казахстане. По восточному календарю Наурыз - начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы.
-А теперь давайте решим выражения состоящее из числа 2…
Чему равно значение выражения:
2+2-2+2-2+2-2+2-2+2=
Ответ: 4
3. « Байга» . Соревнования по рядам.
Следующий этап урока – байга.
- Что такое байга?
Байга — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у казахов. Это скачки по пересечённой местности на длинную дистанцию. В Казахстане обычно используется дистанция в 21 и в 31 километр.
- Правильно – это скачки на конях. А мы с вами будем соревноваться по рядам. Чья лошадь прискачет быстрей к финишу, тот ряд победит.
I - ряд
43 + 14=57
10 + 15=25
41 – 20=21
35 + 28=63
49 – 40=9
II - ряд
80 – 15=65
38 + 20=58
69 – 14=55
84 – 34=50
78 + 22=100
Физ. минутка для глаз. ( «Посмотри вокруг»)
- Дети берегите зрение.
4. «Айтыс» Решение задачи.
Что такое айтыс?
Айтыс - песенное состязание казахских акынов, импровизированный поэтический спор - одна из традиционных форм устной народной поэзии. Его часто проводят в местных филармониях, дворцах культуры.
- Правильно – это песенное соревнование между народными певцами и композиторами – акынами. Мы решим задачу о акынах. Слушайте, внимательно.
Задача.
«На айтыс акынов в театр пришли 13 детей и на 69 больше взрослых, чем детей. Сколько всего взрослых пришло в театр?»
- О чём задача?
- Что нам известно?
- Что следует узнать?
5. «Кыз куу» (Догони девушку)
Следующий обычай «Кызкуу».
Что это за обычай?
- Во время народного собрания или праздника юноши и девушки верхом на лошадях выходят в поле. Это состязание во время тоя, в котором юноша догоняет скачущую на коне девушку.
- Правильно, это состязание во время тоя, в котором юноша догоняет скачущую на коне девушку.
1.) - Мы с вами решим лабиринт на доске быстро и правильно – то получим звание ловких, быстрых, умных.
Проверка. (Коллективная).
Физминутка. (На казахском языке.)
Кане, канат жазайык
Карлыхаш боп ушайык.
Ушып, ушып алайык,
Орнымызха конайык.
6.«Кілем» (ковёр). Работа в парах.
- Когда устраивают той, то обычно ставят юрту.
- Кто из вас был в юрте? А чем украшают юрту внутри?
- Самым главным украшением юрты является - ковёр.
- Как переводится это слово на казахский язык? « Кiлем»
- Казахские народные умельцы славятся изготовлением ковров, которые делают своими руками.
-Вы сейчас тоже будете изготовлять ковер ручной работы из геометрических фигур.
У вас у каждого на парте геометрические фигуры.
- Назовите их. (треугольники)
- Сосчитайте сколько треугольников?
- Почему они так называются? (потому что у них три угла)
- Из треугольников составьте ковёр. (работа в парах)
- Какая получилась фигура? (Прямоугольник)
- Найдите периметр прямоугольника.
- Как найти периметр?
Проверка. Периметр - это сумма длин сторон.
7. Работа по учебнику.
Х+32=85 74-Х=33
8. «Кокпар» .
- Кокпар - национальная спортивная игра, где испытываются ловкость, сила, смелость, удаль участников кокпара. В кокпаре участвуют 10-15 джигитов. Участники на конях вырывают друг у друга тушу барана. Победит тот, кто доскачет до финиша с тушей барана.
- Правильно, участники на конях вырывают друг у друга тушу барана. Победит тот, кто доскачет до финиша с тушей барана.
У вас на партах лежит тест, самостоятельно ответьте на вопросы.
Тест.
Вариант № 1
1. Найди правильный ответ 24+6
а) 15
б) 30+
в) 16
2. Найди второе слагаемое, если первое равно 4, а сумма равна 13:
а) 9 +
б) 17
в) 8
3. Сравни: 4 + 10 * 15-1:
а)
б) в) =
4. Уменьши 27 на 20:
а) 7 +
б) 47
в) 0
5. От какого числа нужно отнять 6, чтобы получилось 12
а) 18+
б) 10
в) 2
Вариант № 2
1. От какого числа надо отнять 5, чтобы получить 10:
а) 15+
б) 5
в) 10
2. Найди среди данных чисел наименьшее однозначное: 20, 9,5
а) 20
б) 9
в) 5+
3. Сравни: 36 *63
а)
б) в) =
4. Сколько будет 28+12
а) 51
б) 40
в) 25
5. Вычисли:
Разность 12 и 2 увеличь на 10.
а) 0
б) 20+
в) 4
9.Итог урока
Итак, наш той закончен.
- С какими новыми словами мы познакомились на уроке?
- Что вам запомнился и понравился урок?
- У вас у каждого есть смайлик обведите, тот который больше соответствует вашему настроению за урок и покажите его гостям.
(Угощение гостей и детей сладостями)
10. Комментирование оценок.
11. Домашнее задание.
Учитель:
Спасибо за внимание,
Ведь главное - старание,
А навык и умение с годами к вам придут!
Вариант № 1
1. Найди правильный ответ 24+6
а) 15
б) 30
в) 16
2. Найди второе слагаемое, если первое равно 4, а сумма равна 13:
а) 9
б) 17
в) 8
3. Сравни: 4 + 10 * 15-1:
а)
б) в) =
4. Уменьши 27 на 20:
а) 7
б) 47
в) 0
5. От какого числа нужно отнять 6, чтобы получилось 12
а) 18
б) 10
в) 2