Просмотр содержимого документа
«Урок по математике на тему " Умножение числа 9 на однозначные числа"»
Дата: 26.01.2018
Урок: математика
Тема: умножение числа 9 на однозначные числа
Цели: составить девятый столбик таблицы умножения; закреплять знание таблицы умножения на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; совершенствовать умение вычислять длину ломаной линии; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Математический диктант.
Выполните вычитания и запишите только ответы.
60 – 10 30 – 20 96 – 30 99 – 90
50 – 30 60 – 40 61 – 50 80 – 8
90 – 50 70 – 40 76 – 70 36 – 20
80 – 70 80 – 50 54 – 10 47 – 30
54 – 21 57 – 17 55 – 22 63 – 32
38 – 16 68 – 18 77 – 44 58 – 58
63 – 41 42 – 12 66 – 55 47 – 46
79 – 28 71 – 11 99 – 77 98 – 97
III. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке составим девятый столбик «Таблицы умножения».
1. Задание 1.
– Запишите сумму в виде произведения и вычислите ее значение.
9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 · 8 = 81
– При помощи полученного результата завершите заполнение девятого столбика «Таблицы умножения».
– Сколько в этом столбике однозначных значений произведений? (1.)
– Сколько двузначных значений? (8.)
– Сколько среди двузначных значений таких, в составе которых 1 десяток? (1.) 2 десятка? (1.) 3 десятка? (1.) 4 десятка? (1.) 5 десятков? (1.) 6 десятков? (1.) 7 десятков? (1.) 8 десятков? (1.)
– Обратите внимание на то, как изменяются цифры разряда единиц и цифры разряда десятков в значениях произведений этого столбика.
Справочный материал для учителя
Умножение на пальцах
– Пальцевой счет был необходим в торговых местах, где сталкивались представители разных народов, не имевших общего языка. Знаки, изображаемые на пальцах, были понятны всем без слов. Этот прием умножения используется для чисел, которые больше 5, но меньше 10:
6 · 9
6 · 8
6 · 7
6 · 6
7 · 9
7 · 8
7 · 7
7 · 6
8 · 9
8 · 8
8 · 7
8 · 6
9 · 9
9 · 8
9 · 7
9 · 6
Чтобы выполнить умножение на пальцах, нужно вытянуть на одной и другой руках столько пальцев, на сколько единиц каждый множитель превышает число 5. Сумма чисел вытянутых пальцев дает десятки произведения. Произведение чисел, соответствующее оставшимся незагнутым пальцам, дает единицы ответа.
Полученные десятки и единицы нужно сложить. Это будет искомым произведением. Например, нужно было умножить 7 на 8. На одной руке показывали 3 пальца (8 5 на 3), на другой – 2 (7 5 на 2).
3 + 2 = 5 – это десятки произведения чисел 7 · 8. На одной руке остались незагнутыми 2 пальца, на другой – 3. 2 · 3 = 6 – это единицы произведения: 7 и 8. Итак, 7 · 8 =50 + 6 = 56.
2. «Таблица умножения» в стихах.
Учащиеся читают отрывок из стихотворения «Таблица умножения» Марины Казариной.
Но для начала по порядку
Беремся умножать ДЕВЯТКУ!
Умножим девять на один,
Историю страны листая,
Пусть помнит каждый гражданин
О славном дне – ДЕВЯТОМ мая!
Умножить девять на два просто,
А чтоб не забывать ответ,
Запомни: твой «гражданский» возраст
Начнётся в ВОСЕМНАДЦАТЬ лет!
«Девятка на три», вслух считаем,
Здесь ДВАДЦАТЬ СЕМЬ – решенье есть!
А на четыре умножаем –
Получим ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ!
Совсем не сложно научиться
На пять девятку умножать!
Должно в итоге получиться
Произведенье СОРОК ПЯТЬ!
А чтоб на шесть умножить девять,
Нам ничего не нужно делать!
Мы с вами это проходили,
В ответе – ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!
А вот и умница Мальвина
Прилежно учит Буратино,
И говорит ему: «Смотри,
Девятью семь – ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ»!
Девятью восемь – вот задача,
Давай, работай, голова!
Но нас не подвела удача,
Даём ответ – СЕМЬДЕСЯТ ДВА!
На девять девять умножаем,
Ответ в таблице проверяем,
А равен, судя по всему,
ВОСЬМИДЕСЯТИ ОДНОМУ!
Пример последний остаётся,
И он нам сразу поддаётся!
Девятью десять – это просто!
В ответе – ровно ДЕВЯНОСТО!
3. Задание 2.
– Среди данных выражений найдите те, которые имеют одинаковые значения.
– Составьте из них равенства.
9 + 9 + 9 = 9 · 3 + 9 · 0
9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 + 9 · 4
9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 · 7
9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 · 3 + 9 · 6
– Подчеркните то равенство, в котором значение произведения равно 63.
4. Задание 5.
– Ломаная линия имеет 4 звена. Длина каждого звена равна 9 см. Чему равна длина всей ломаной?
9 · 4 = 36 (см)
– Что обозначает первый множитель? (Длина звена.)
– Что обозначает второй множитель? (Количество звеньев.)
– Начертите такую ломаную линию.
5. Задание 6.
– Ломаная линия имеет 9 звеньев. Длина каждого звена равна 4 см. Чему равна длина всей ломаной?
4 · 9 = 36 (см)
– Что обозначает первый множитель? (Длина звена.)
– Что обозначает второй множитель? (Количество звеньев.)
– Начертите такую ломаную линию.
– Сравните ломаные из заданий 5 и 6.
Физкультминутка
IV. Поупражняемся в вычислениях.
1. Задание 1.
– Сравните данные числовые выражения. Чем они похожи? (Они содержат два арифметических действия.)
– Какое действие надо выполнять первым? (Умножение.)
– Чем отличаются выражения первой и второй строки?
· +
· –
8 · 5 + 6 = 46
8 · 9 + 5 = 74
9 · 7 + 8 = 71
9 · 8 + 16 = 88
8 · 7 + 17 = 73
8 · 6 – 8 = 40
8 · 8 – 3 = 61
9 · 9 – 4 = 77
9 · 6 – 33 = 21
9 · 5 – 40 = 5
2. Задание 2.
– Сравните значения выражений. Запишите результаты сравнения в виде соответствующих равенств или неравенств.
7 · 8 9 · 6 8 · 8 7 · 9
8 · 9 = 9 · 8 8 · 8
– Какие знания помогли вам выполнить это задание?
3. Задание 3.
– Числа 56, 64, 72 являются значениями, взятыми из одного столбика «Таблицы умножения». О каком столбике идет речь? (Умножение числа 8.)
4. Задание 4.
– Сравните значения выражений. Запишите результаты сравнения в виде соответствующих равенств или неравенств.
– Используя рисунок, составьте задачу. Решением этой задачи должно быть произведение.
Задача. В шкафу три полки, на которых стоит по 9 книг. Сколько книг всего?
8. Задание 8.
– В верхнюю строчку таблицы запишите значения произведений из девятого столбика «Таблицы умножения» (по порядку от второго до пятого); в нижнюю строчку – следующие значения из этого же столбика (по порядку от девятого до шестого).
– Сравните числа, записанные в таблице друг под другом.