Идея 7 модулей
Предмет: Математика
Тема: Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное
Цель: научить выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное.
Задачи:
- учебная - формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;
- развивающая - развивать вычислительные навыки; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить; обогащать математическую речь;
- воспитательная - воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе, доброжелательность по отношению к детям с ООП;
- здоровьесберегающая – создать на уроке условия для сохранения здоровья детей ( динамическая пауза, смена деятельности);
- коррекционная – организовать дифференцированный подход на определённых этапах урока к детям с ООП.
Методические условия: предварительное повторение нумерации многозначных чисел, устных приёмов умножения двузначных и круглых чисел; систематическая диагностика успехов каждого ученика, позволяющая гибко менять состав групп для организации дифференцированного обучения.
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, смайлики для оценивания за каждое правильное задание, листы ответов
Ход урока
1. Орг.Момент.Создание коллаборативной среды
а) – Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день.
Б) Тренинг создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
2. Актуализация знаний.
Прием «Бабочка» (проверка знания таблицы умножения). На доску вывешивается цветок. Учитель раздает детям стикеры в виде бабочек с примерами, кто правильно ответил тот прикрепляет бабочку к цветку.
Игра «Построй дом» решение круглых выражений. На доске висит крыша домика. На каждом кирпичике выражения, кто правильно ответил, прикрепляет свой кирпич с правильным ответом. В итоге получается домик.
Минутка чистописания. Загадки
1.Дарит бабушка-лисица Трём внучатам рукавицы: Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте! Сколько всех, пересчитайте!(6).
2. Грибники-зверушки На лесной опушке Стали хвастаться друг другу, Кто и что в лесу нашёл: Зайчонок – два боровика, Бельчонок – два моховика, Лосёнок – мухомора два, А ёжик – две волнушки. Сосчитайте-ка скорей Все грибы у тех зверей 8
3. Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла. Разделила на троих. Сколько каждому из них? 3
– Какое число у вас получилось? (683). Что вы о нем можете сказать?
(683– 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры;
в нем 6 сотен 8десятка 3 единиц).
3.Работа по теме урока
– Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?
(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) “+” и “-” 3-значные числа;
4) Постановка цели урока.
На доске:
800 · 3 200 · 4
234 · 2 468 : 2
600 : 2 693 : 3
– На какие группы можно разбить данные выражения? (“·” и “:” круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные).
На доске:
800 · 3 234 · 2
200 · 4 468 : 2
600 : 2 693 : 3
3.Постановка проблемного вопроса.
– Рассмотрите записанные примеры. Примеры какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?
(1-го, умеем “·” и “:” круглые 3-значные числа.)
– Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает – встает.
(1-й читает ответы: 2400, 800, 300.)
– У кого такие же ответы? Объясните способ решения.
с/оц: 3 – Оцените свою работу, если с заданием справились без ошибок.
Кто выполнил работу правильно?
– У кого были ошибки? В чём?
– Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:
234 · 2; 468 : 2. 693 : 3
– Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?
1) мы такие не учились решать;
2) “·” и “:” 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).
– Кто хочет научиться решать такие примеры?
– Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное.)
– Поставьте цели своей деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1 значное.)
– Подумайте, как можно найти значение этих выражений.
Кто хочет поделиться своими знаниями? (1 сильный ученик от группы у ДОСКИ):
234·2 = (200 + 30 + 4 ) · 2 = 200 · 2 + 30 · 2 + 4 · 2 = 468.
– Кто рассуждал так же?
– Кто по-другому?
– Какая группа объяснит решение 2-го выражения?
(1 ученик от группы у доски):
468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.
– Кто рассуждал так же?
– Кто по-другому?
Итог: – Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:
1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
4.Физминутка
5.Работа по теме урока
– А сейчас вы примените полученные знания на практике.
Решение примеров
с. 150 №2 1 ст. (По 1 ученику у ДОСКИ на каждое выражение.) 132·3=100·3+30·3+2·3=396. (Применяю распределительное свойство умножения.)
396:3=300:3+90:3+6:3=132.
– Кто самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?
– 2 столбик выполните в паре (проговаривая алгоритм своему товарищу).
Работа в паре( взаимопроверка)
(– Кто уже выполнил это задание, попробуйте записать своё выражение по нашей теме на умножение или деление и найти его значение).
Итог: – Чему учились, выполняя это задание? (Умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)
– Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?
1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
Физминутка для глаз
Решение уравнений
Х*2=846 х:2=234
Решение задачи
– Прочитайте текст в карточке №1. -Задача ли это?
“К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?”
– Докажите, что это задача.
– Выделите условие, вопрос.
– Определите тип задачи. (На нахождение частного.)
– Какая это задача по структуре? (Составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)
– Назовите числовые данные, что они обозначают?
– Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)
Решение задачи
Проверкa: – Сколько шаров получилось?
(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))
– Кто решил другим способом?
(321:3+318:3=213(ш)).
– Какой способ рациональный?
– Кто решил задачу верно?
– У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?
Вывод: – Какие знания и умения использовали?
1) умения решать текстовые задачи;
2) внетабличное умножение и деление;
3) умение составлять и решать выражения;
4) знание порядка действий в выражениях.
6.Закрепление.
Деление детей на группы с помощью геометрических фигур. Работа в группах.
Одной группе дается задание составить задачу на нахождение частного, а второй группе на нахождение произведения по теме урока. Группы составляют задачи, спикеры объясняют задачи.
Проверка
в/оц:
Итог: – Какие умения отрабатывали?
(Умение делить 3-значное число на 1-значное).
Составление кластера по теме урока. Защита кластера по критериям.
7. Рефлексия.
– Какое открытие сделали для себя на уроке?
– Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?
– Как умножить или разделить 3-значное число на 1-значное?
1) разложить его на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
– А кто считает, что ему ещё нужна помощь?
8. Оценочный этап.
– А теперь сосчитайте все смайлики, и оцените свою работу.
-Каким будет сегодня наше “дерево успеха”?
(у детей на парте яблочки : красные, зелёные, жёлтые)
Дети выбирают нужный цвет и устанавливают кубики.
- Зелёное – если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим умножать и делить трёхзначные числа на однозначные.
- Жёлтое грань– вы считаете, что научились умножать и делить трёхзначные числа на однозначные, но вам ещё нужна помощь.
- Красное – и вы считаете, что вам было трудно на уроке. Вы плохо усвоили новый вычислительный прием.
9 Домашнее задание.
-Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
Запишите по выбору 1 задание.
1 ур.
С. 151 № 6 (по учебнику).
2 ур.
Придумать и записать 4 выражения с подробной записью на изученную тему.
3 ур.
Придумать задачу, с решением на изученную тему.