Просмотр содержимого документа
«Урок по математике на тему: "Повторение. Решение задач на встречное движение"»
Тема урока: Повторение . Многозначные числа. Решение задач на встречное движение. (Урок-путешествие)
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Цель: повторить умение выполнять действия с многозначными и смешанными числами , решать текстовые задачи и уравнения изученных видов.
Планируемые результаты:
предметные:
называть единицы величин: расстояния, скорости, времени;
моделировать разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение;
решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел)
личностные:
проявление позитивного отношения к учебному процессу, ценить и принимать базовые ценности: “терпение”, “желание понимать друг друга”, “понимать позицию другого”.
метапредметные:
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем.
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Оборудование:
Мультимедийный проектор;
ноутбук;
экран;
мультимедийная презентация к уроку
карточки для работы в группе
Организационный момент.
Улыбнулись друг другу
Пожелали мысленно удачи.
I.Постановка цели урока.
-Всё в мире движется. Цветок растёт, капля воды то поднимается вверх в виде пара, то падает вниз в виде снежинки. Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца. Живое и неживое совершает движения. Движение – это жизнь. Человек всегда движется. Поэтому я вам предлагаю совершить сегодня на уроке путешествие.
-А вы любите путешествовать? Какой вид транспорта вы предпочитаете?
-Кто хотел бы отправиться на космической ракете? Почему?
Как называются люди, которые летают в космос?
-Кто был первым человеком, который побывал в космосе?
- Давайте представим, что каждый из вас космонавт и я предлагаю вам отправиться в космическое пространство. По пути мы будем делать остановки, а какие именно вы узнаете позже.
-Космические полеты тесно связаны с математическими точными расчетами, миром чисел и поэтому , чтобы мы могли вернуться обратно, нам нельзя ошибаться и выполнять надо быстро, но думая над заданиями.
Как вы думаете, какие математические знания нам пригодятся?
-Сегодня мы закрепим то, что знаем, а именно многозначные числа и арифметические действия над ними, величины и задачи на движение.
- Космонавты, отправляющиеся в полет, выполняют различные задания, проводят исследования, научные опыты. И все это они записывают в бортовые журналы. У нас тоже они есть – это ваши тетради. Поэтому откройте свои бортовые журналы и запишите дату полета .
_ Где начинаются полёты?
Байконур – первый космодром в мире, расположенный на территории Казахстана. Байконур сохраняет лидирующее место по числу запуска ракет: отсюда за год была запущена 21 ракета – носитель.
II. Актуализация знаний.
Путешествие в космос.
- Какие планеты солнечной системы вы знаете?
- Предлагаю вам совершить путешествие по этим планетам. А полетим мы на космической ракете, которую вы составите из геометрических фигур. (работа в парах)
- Назовите фигуры, которые лежат перед вами.
- на космическом корабле Восток.
Актуализация знаний.
1. Остановка - Меркурий.
- На Меркурии сутки в два раза больше года. Новый год можно праздновать два раза в день. День длится 3 месяца. Температура на поверхности достигает 300 градусов тепла.
Устный счет – гимнастика для ума.
1. 142800, 120500, 50540, 12100
- назвать числа в порядке возрастания;
- назвать числа в порядке убывания;
- назвать самое большое число;
- назвать самое маленькое число.
- уменьшите числа в 10 раз.
2. - Найти закономерность, продолжить ряд.
58, 68, 78,
160, 80, 40,
2, 3, 5, 8, 12,
Продолжим полёт.
2. Остановка “Венера”.
- Венера имеет слой плотной атмосферы. В ней так много облаков, что кажется, вся окутана ватой. Температура достигает 450 градусов. Воздух там, в десятки раз гуще нашего и совсем другой по составу.
Чистописание
- Дети отгадывают загадки. Считают количество букв в отгадках и увеличивают в несколько раз.
А) Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету, дети, кто скажите это? (космонавт) (9)
- Посчитайте. Сколько букв в слове «космонавт», увеличьте полученное
число в 70 раз и пропишите его 1 раз.
Б) Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не удивится:
Лишь распустит птица хвост_
И поднимется до звезд. (ракета) (6)
- Увеличьте полученное число букв в 90 раз и пропишите 2 раза.
В) В голубой станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится. (луна) (4)
- Увеличьте полученное число в 80 раз и пропишите 3 раза.
3. Остановка “Сатурн”.
- Сатурн - огромный облачный шар, окруженный кольцом. Но кольцо не твердое, оно состоит из мелких осколков, которые мчатся вокруг планеты.
Математический диктант:
В отряде космонавтов было 94 мужчины, а женщин на 66 меньше. Сколько всего людей в отряде? (94-66=28; 28+94=122)
Камень на Земле весит 18 кг, а на Луне в 6 раз меньше. Сколько весит камень на Луне? (18:6=3)
Первый искусственный спутник Земли весил 83 кг, а второй – 508 кг. На сколько второй спутник тяжелее первого? (508-83=425)
Температура Солнца очень высокая. Снаружи 3000 градусов, а внутри – в 5 раз больше. Какова температура Солнца внутри? (3000∙5=15000)
- Взаимопроверка.
4. Остановка “Юпитер
- Планета состоит почти из одних облаков. Сама планета небольшая. Юпитеру выпала «судьба» остаться навсегда планетой и светить не своим собственным светом, а отражать свет Солнца. Юпитер ярко сияет в ночном небе, не заметить его даже невооруженным глазом просто невозможно.
Работа с величинами.
1)Расположите величины в порядке возрастания.
Дециметр, километр, сантиметр, метр.
Грамм, тонна, килограмм.
Секунда, час, минута, сутки.
2)Преобразовать величины
300 км= _______ м
- Эта величина обозначает высоту полета космического корабля. С высоты 3оо ООО метров Ю.А.Гагарин видел облака и легкие тени на далекой милой Земле)
6 кг_________ г
( Эта величина обозначает вес собаки – космонавта, летавшей в космос. Их было много – Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, Пчелка, Мушка. Все они благополучно вернулись на Землю.)
3 года = _________ мес.
Эта величина обозначает возраст собаки, которая летала в космос)
108 мин.=__________ час.__________ мин.
( Эта величина обозначает время, за которое космический корабль «Восток» с Ю.Гагариным на борту совершил полный оборот вокруг нашей планеты)
5. Остановка “Плутон”.
- Плутон покрыт льдом и снегом, когда Плутон отдаляется от Солнца, то остывает до -238 градусов. Чтобы нам не замерзнуть, давайте проведём физкультминутку.
Физкультминутка.
Не зевай по сторонам (повороты в сторону)
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку (наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета (приседают)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс (кружатся)
Звезды в гости ждите нас.
6. Остановка “Марс”.
- Марс - красная планета, холодная пустыня. Днем температура 27 градусов, а ночью -123 градуса. Ученые считают, что если живые организмы были на Марсе, то они погибли от сурового климата. Облаков нет. Цвет – песчано-красный. Планета холодная (до -100 градусов), постоянно дуют холодные ветры.
Решить задачу:
Два лунохода отправились навстречу друг другу и через 3 часа встретились. Первый шел со скоростью 4км/ч, второй - 3км/ч. Какое расстояние было между ними сначала?
Проверка.
7. Остановка “Нептун”.
- Нептун совершает оборот вокруг солнца за 164 года. Сутки длятся 16 часов. Имеет 1 спутник.
Давайте выполним следующее испытание.
Решить уравнения:
Х*13=52
х:12=100
1000:х=25
Проверка.
III. Итог урока.
- Мы завершаем наш полет и готовим ракету к возвращению на Землю.
- Что нового вы узнали о космосе?
- Чем занимались на уроке?
- Внимание! Наша красавица Земля!
- Гагарин, вернувшись из полета, сказал: «Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее»
- Как актуальны эти слова и сейчас. Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.
Рефлексия:
- Центр нашей вселенной - Солнце. Оно большое и теплое. У каждого из вас на столе лежит солнышко. Если вам урок понравился, то прикрепите его на полях своего бортового журнала.