Просмотр содержимого документа
«Урок по математике "Грамм"»
План-конспект
открытого урока по математике
в 3 классе
по программе Л. Петерсон
Учитель Скрипченко Н.Ф.
Класс – 3 «Б»
Тема:Единицы массы. Грамм.
Тип урока:изучение нового материала.
Цель:познакомить с новой единицей массы - граммом, его обозначением и местом в таблице единиц массы; показать возможность работы с разновесами (гирями); познакомить с разными видами весов.
Задачи:
Обучающая: создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах измерения массы и формирования понятия «грамм».
Развивающая: способствовать развитию математической речи, внимания, логического мышления. Содействовать развитию коммуникативных способностей, расширению кругозора.
Воспитывающая: создать условия для формирования внимательного отношения к окружающему миру. Способствовать формировании навыков здорового образа жизни.
Оборудование:
Для учителя: проектор, компьютер, весы, разновесы, предметы для взвешивания, гири 1 г, 1 кг, рисунок весов, шишки бумажные для детей.
Для учащихся: макеты гирь.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, самостоятельной работы.
Этапы урока.
I. Ориентировочно-мотивационный этап (этап целеполагания)
1. Организационный момент.
2. Устный счет..
3. Мотивация к учебной деятельности.
4. Актуализация знаний.
5. Постановка учебной проблемы.
II. Операционно-исполнительский этап (этап решения задач урока)
1. Совместное открытие знаний.
2. Поиск решения проблемы.
3. Первичное закрепление.
4. Практическая работа.
5. Анализ и решение задачи.
6. Самостоятельное применение знаний.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Рефлексия деятельности (итог урока)
IV. Домашнее задание
Ход урока
Учитель - Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке.
Устный счёт.
- А сейчас немного поиграем. Игра называется «Кто быстрее?». Делимся на 3 команды – по рядам. Сейчас я вам раздам карточку с цепочкой примеров, которую вам необходимо решить, как можно быстрее. Учтите, что задание у всех групп одинаковое. Как только команда будет готова, один представитель выходит к доске и прикрепляет карточку. (Дети выполняют задание, после чего следует коллективная проверка).
- Молодцы!
Математический диктант.
– Напишите в тетради число, в котором:
2 сотни, 4 десятка, 1 единица;
5 сотен, 3 десятка;
7 десятков, 9 единиц;
1 сотня, 8 десятков, 6 единиц;
3 сотни, 7 единиц.
- Поменяйтесь с соседом тетрадями. Проверка. Оцените соседа.
все верно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 4 и более – 2.
- Я думаю все справились с заданием и выполнили задание на 5/4/3.
Ребята, посмотрите на доску. Давайте с вами вспомним:
-с какими величинами вы уже знакомы?
-Назовите их?
-На какие группы можно разделить эти величины? (меры длины, меры площади, меры массы)
( мера длины: см, м, дм, км: мера площади: см2, дм2, м2: мера массы: кг)
-Что мы можем делать с величинами? (Сравнивать, переводить, выполнять действия.)
-Сегодня на уроке мы с вами отправимся в Магазин. Для чего туда ходят? Что там можно купить?
-Мы с вами пойдем в продуктовый магазин. Какие продукты чаще покупаете вы и ваши родители?
-Когда вы покупаете муку, крупу, то, как определяете количество продуктов? (взвешиванием)
-В каких единицах массы? (кг)
-А если вам не надо килограмм колбасы или масла? (в граммах)
-Сегодня мы знакомимся с новой единицей массы – граммом (записывается на доске). При сокращении точка не ставится (-г)
-Какое слово по написанию оно нам напоминает? (килограмм)
Эти два слова – родственники, они связаны друг с другом Слово «грамм» является частью слова «килограмм». На это указывает часть «грамм». Что обозначает часть «кило»?
-«Кило» - тысяча. Получается кило-тысяча-грамм. Один килограмм состоит из тысячи граммов. Вот это соотношение мы запишем в таблицу единиц масс и запомним 1кг=1000г
-Как вы думаете, для чего люди ввели эту единицу массы, ведь уже есть килограмм?
-Значит, какую цель мы перед собой поставим на уроке? (Узнать меньшую единицу массы.)
-Кто может обьяснить, что такое масса? (масса - это вес какого – то тела)
-А кто знает единицу массы меньшую, чем килограмм? (Грамм)
Учитель выкладывает табличку ГРАММ-г
-Сколько граммов в килограмме? (Варианты ответов)
-Где узнать? (В учебнике, справочнике, в Интернете)
- Ребят, откройте тетради, запишите число и классная работа.
- Ребята, сколько в одном километре метров?
- Верно, молодцы!
- Во французском языке первая часть слова «километр» означает тысяча.
1) Какие единицы измерения массы ты знаешь? Запиши их в порядке возрастания. Проверь свою запись:
грамм, килограмм, центнер, тонна
2) Сравни названия: грамм и килограмм. Что означает слово «кило»? Сколько в килограмме граммов?
1 кг = 1000 г
3) Вырази массу в килограммах и граммах (работа у доски)
7891 г = кг г 3500 г = кг г 1075 г = кг г 4009 г = кг г
4) Заполни пропуски в равенствах (работа у доски)
1 кг = … г
1 ц = … кг
1 т = … ц
5) Какая ещё единица массы содержит 1000 других единиц? Объясни свой ответ.
-Где используют различные единицы массы чаще всего? (В магазине)
А знаете ли вы, что история развития весов насчитывается много веков? Ученые считают, что весы были известны в Древнем Египте.
(показать модель старинных весов)
Эта конструкция представляет собой модель старинных египетских весов.
История весов на Руси тоже уходит в далекое прошлое.
№ 1 стр.101 (устно)
Вот так выглядят старинные русские весы -безмен.
(показать модель безмена)
Раньше единицы измерения массы имели другие названия, например, золотник – он гораздо меньше килограмма ( 4,3 гр), или –пуд.
-Кто знает пуд – это сколько? (16 кг)
С самого момента изобретения весов людей стал волновать вопрос их точности. Поэтому стали придумывать другие виды весов. (электронные)
- Ребята, как вы думаете, для измерения массы люди пользуются какой единицей измерения?
(килограммы и граммы)
Все мы ходим в магазин и просим, чтобы нам взвесили тот или иной товар. Если нам не нужен товар в 1 кг, то мы просим взвесить в меньших единицах измерения граммах.
-Ребята! Гири бывают разной массой.
Посмотрите на доску
Рассмотрим гири
Обратите внимание на гири в 1 гр, 2 гр, 5 гр.
-А где можно использовать такие гири, ведь в магазинах, на рынках, таких гирь нет?
( в аптеках для изготовления лекарств)
ФИЗМИНУТКА - Представьте, что вы чашечные весы: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- груз на правой чаше тяжелее, чем на левой;
- груз на левой чаше тяжелее, чем на правой;
- весы находятся в равновесии.
- Обсудите в паре и запишите, какие гири надо взять, чтобы получить:
7 г =
80 г =
600 г =
745 г =
- Выразите данные величины в указанных единицах массы и запишите:
3 кг = … г
2000 г = …кг
5700 г = … кг…г
На столе карточки разного цвета: красный – легкие, голубой – сложнее, зеленый – сложные задания.
Возьмите те карточки, задания которых вы сможете выполнить:
Вырази в г; кг;
2 кг = … г 7 кг = … г
5000 г = … кг
8500 г = … кг … г
Вырази в г; кг и г;
5 кг 020 г = … г
4350 г = …кг … г
9675 г = … кг … г
Сравни
5 кг 240 г … 5400 г
3 кг … 999 г
8 кг 020 г … 8020 г
Индивидуальная карточка.
Сравните единицы измерения массы.
1 кг … 1 г
25 кг … 52 г
1 кг … 1000 г
500 г … 1 кг
2 кг … 4 г
60 кг … 65 г
2000г … 2 кг
86кг … 86 г
500г … 499г
7г … 5 кг
1кг500г … 1500г
10кг … 1000г
Проверка.
VΙΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
С какой новой единицей массы мы сегодня познакомились?
- Вспомните пословицу, с которой начали урок. (Что в детстве приобретешь,
На то в старости обопрешься.)
Какая мера массы больше кг или г ?
Сколько граммов в 1 кг?
В каких случаях мы используем измерения в граммах?
- А сейчас, возьмите стикер и приклейте на карточку, которая соответствует вашей позиции на уроке:
1. Мне все было понятно на уроке, урок мне понравился.
2. Мне не все понравилось на уроке, некоторые задания вызвали у меня затруднения.
3. Я ничего не понял, и задания были сложные и скучные.