Ведущей идеей современной концепции школьного образования является идея гуманизации, ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и возможности. Такая позиция не может не отразиться на методике преподавания обязательных школьных дисциплин, и в частности математики, курс которой должен приобрести большее общекультурное звучание, стать более значимым в формировании личности.
Школьный курс математики не всем дается легко, и как следствие этого - потеря интереса к обучению. Не все дети одаренные в математическом смысле, для особо способных детей у нас в школе существуют специальные программы, имеются факультативы, кружки. Но как достичь психологической комфортности в обучении математике для остальных детей?
Наш поиск направления обновления отечественного образования не был оригинальным: мы пошли по пути интеграции в традиционную систему образования гуманистических идей Ш.А Амонашвили при сохранении всего продуктивного, что всегда обеспечивало стабильность высоких результатов обучения в отечественной школе. Гуманизация обучения – это максимальный учет особенностей, возможностей, темперамента, склонностей и интересов ребенка. Ученик не должен чувствовать себя беспомощным от неумения выполнить требования учителя, ущемленным от боязни получить двойку, уязвленным от насмешек более способных ребят. Дети не должны работать на пределе своих возможностей. Учеба должна быть в радость, ребенку должно быть интересно, понятно, чтобы не наступило разочарование от учебы вообще.
Создание положительных эмоций у школьников - это мощный инструмент их обучения и воспитания. Изгнать с уроков скуку, равнодушие помогут творческие задания. «Единство обучения и творчества» - этот девиз как нельзя лучше способствует достижению воспитательных и образовательных целей. Например, на уроках математики при изучении параллельных прямых детям дается понятие, что по-гречески «параллелос» это «идущий рядом». Кто нарисует параллельные прямые? Сразу понятно, что это такое и как это изобразить. Кто нарисует пентаграмму? По-гречески «пента» - «пять», «грамма» - «черта, линия». Слово незнакомое, но обязательно из всего класса найдется такой, кто нарисует знакомую всем пятиконечную звезду. Эта работа над словом должна быть каждодневной, незаметной на первый взгляд. И не на кружке или математическом вечере, а на самом ординарном рядовом уроке. Все это не только развивает речь, память, воображение, но и готовит к лекционной форме обучения в старших классах. Этим закладывается будущая гуманитарная культура. Понимание и умение оперировать математическими терминами, знание истории слов - одна из важнейших задач уроков математики.
Обучение математике - это, в итоге, обучение решению задач. Основной курс математики подразумевает решение типовых задач. для их решения требуется лишь умение работать «по образцу», то есть знание определенного алгоритма, с помощью которого можно решать задачи данного типа. Такой подход не позволяет подготовить учащихся к решению нестандартных задач. Поэтому важно, чтобы к окончанию школы у ребят имелся достаточный опыт решения задач, когда требуется проявить творческую (пусть даже небольшую) оригинальность и уметь выработать собственный метод их решения. Следуя данной цели, учитель на уроках математики должен учить находить в данных условиях задач еще и другие, сначала неприметные, но именно те, необходимые условия, которые и позволят юным математикам с веселым торжеством решить очередную «сложно-простую» задачку несколькими способами, и что важно и ценно: каждое такое решение доставляет ребятам настоящую радость, потому что оно - не на отметку, а на истинное удовольствие от счастливой догадки, эвристического озарения. Таким образом, и создается реальная и общедоступная технология изобретения» развивающих задач, технология, творчества.
Очень жаль, но иногда приходится видеть, что математику преподают как науку безымянную. Ученик заучивают теоремы, формулы, законы, а об авторах не слышат ни слова. Слава великих ученых, история их жизни могут явиться сильным воспитательным средством. В содержании школьного курса должны органически вплетаться имена людей, творивших науку, богатые в эмоциональном отношении эпизоды истории науки. Исторические тенденции в обучении математика нужно тщательно беречь и развивать. Это не может не увлечь, не заинтересовать учащихся, привлекая их к уроку математики, а главное - обогатит духовный облик школьника. И тогда ученик превратится из сосуда, который нужно наполнить, в факел, который нужно зажечь, а образование поднимется до того уровня, на котором ему надлежит быть.
Литература: Ш. Амонашвили «Школа жизни». Москва. 2000 г.
«Тайна Альбрехта Дюрера». – М.: Издательский Дом Ш. Амоншвили, 2000.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гуманизация обучения на уроках математики. »
Учитель начальных классов
Безбородова Ирина Петровна
Гуманизация обучения на уроках математики
Ведущей идеей современной концепции школьного образования является идея гуманизации, ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и возможности. Такая позиция не может не отразиться на методике преподавания обязательных школьных дисциплин, и в частности математики, курс которой должен приобрести большее общекультурное звучание, стать более значимым в формировании личности.
Школьный курс математики не всем дается легко, и как следствие этого - потеря интереса к обучению. Не все дети одаренные в математическом смысле, для особо способных детей у нас в школе существуют специальные программы, имеются факультативы, кружки. Но как достичь психологической комфортности в обучении математике для остальных детей?
Наш поиск направления обновления отечественного образования не был оригинальным: мы пошли по пути интеграции в традиционную систему образования гуманистических идей Ш.А Амонашвили при сохранении всего продуктивного, что всегда обеспечивало стабильность высоких результатов обучения в отечественной школе. Гуманизация обучения – это максимальный учет особенностей, возможностей, темперамента, склонностей и интересов ребенка. Ученик не должен чувствовать себя беспомощным от неумения выполнить требования учителя, ущемленным от боязни получить двойку, уязвленным от насмешек более способных ребят. Дети не должны работать на пределе своих возможностей. Учеба должна быть в радость, ребенку должно быть интересно, понятно, чтобы не наступило разочарование от учебы вообще.
Создание положительных эмоций у школьников - это мощный инструмент их обучения и воспитания. Изгнать с уроков скуку, равнодушие помогут творческие задания. «Единство обучения и творчества» - этот девиз как нельзя лучше способствует достижению воспитательных и образовательных целей. Например, на уроках математики при изучении параллельных прямых детям дается понятие, что по-гречески «параллелос» это «идущий рядом». Кто нарисует параллельные прямые? Сразу понятно, что это такое и как это изобразить. Кто нарисует пентаграмму? По-гречески «пента» - «пять», «грамма» - «черта, линия». Слово незнакомое, но обязательно из всего класса найдется такой, кто нарисует знакомую всем пятиконечную звезду. Эта работа над словом должна быть каждодневной, незаметной на первый взгляд. И не на кружке или математическом вечере, а на самом ординарном рядовом уроке. Все это не только развивает речь, память, воображение, но и готовит к лекционной форме обучения в старших классах. Этим закладывается будущая гуманитарная культура. Понимание и умение оперировать математическими терминами, знание истории слов - одна из важнейших задач уроков математики.
Обучение математике - это, в итоге, обучение решению задач. Основной курс математики подразумевает решение типовых задач. для их решения требуется лишь умение работать «по образцу», то есть знание определенного алгоритма, с помощью которого можно решать задачи данного типа. Такой подход не позволяет подготовить учащихся к решению нестандартных задач. Поэтому важно, чтобы к окончанию школы у ребят имелся достаточный опыт решения задач, когда требуется проявить творческую (пусть даже небольшую) оригинальность и уметь выработать собственный метод их решения. Следуя данной цели, учитель на уроках математики должен учить находить в данных условиях задач еще и другие, сначала неприметные, но именно те, необходимые условия, которые и позволят юным математикам с веселым торжеством решить очередную «сложно-простую» задачку несколькими способами, и что важно и ценно: каждое такое решение доставляет ребятам настоящую радость, потому что оно - не на отметку, а на истинное удовольствие от счастливой догадки, эвристического озарения. Таким образом, и создается реальная и общедоступная технология изобретения» развивающих задач, технология, творчества.
Очень жаль, но иногда приходится видеть, что математику преподают как науку безымянную. Ученик заучивают теоремы, формулы, законы, а об авторах не слышат ни слова. Слава великих ученых, история их жизни могут явиться сильным воспитательным средством. В содержании школьного курса должны органически вплетаться имена людей, творивших науку, богатые в эмоциональном отношении эпизоды истории науки. Исторические тенденции в обучении математика нужно тщательно беречь и развивать. Это не может не увлечь, не заинтересовать учащихся, привлекая их к уроку математики, а главное - обогатит духовный облик школьника. И тогда ученик превратится из сосуда, который нужно наполнить, в факел, который нужно зажечь, а образование поднимется до того уровня, на котором ему надлежит быть.
Литература: Ш. Амонашвили «Школа жизни». Москва. 2000 г.
«Тайна Альбрехта Дюрера». – М.: Издательский Дом Ш. Амоншвили, 2000.