Урок математики в 4-м классе
Тема "Единицы массы. Грамм . Тонна. ".
Цель:
Задачи:
способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;
развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
воспитывать познавательную активность;
расширять кругозор учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
Будем правильно считать.
2. Устный счет
А сейчас нас ждет работа.
У меня задания для устного счета.
Хорошее здоровье необходимо всем людям.
А много ли вы знаете о здоровье?
Разминка для ума
В грудной клетке человека 12 пар ребер. Сколько всего ребер у человека? (24 ребра).
Зубную щетку необходимо менять один раз в четыре месяца. Семья Зубовых состоит из 5 человек. Сколько зубных щеток они покупают в течение года? (15 щеток ).
Сколько при этом они платят денег, если одна щетка стоит 20 рублей?( 300 рублей).
В 4 классе 19 учащихся, любят чипсы 7 учащихся. Сколько в классе разумных учащихся? ( 12учащихся).
Сложи 2 наименьших трехзначных числа и узнаешь, сколько граммов фруктов должно входить в суточный рацион школьника? ( 200 граммов).
Сели правильно. Спинки выпрямили. Тетради положили правильно. Записываем число.
Мозговой штурм.
Я буду зачитывать предложения, а вы записывайте числа в одну строку.
1. Наш город был основан в 1703 году. Сколько всего единиц, десятков, сотен, тысяч в этом числе?
2. Запишите число в котором 3 ед. 3 разряда и 1 ед. 2 разряда. Столько лет нашему городу.
3. Запишите 4953219. Столько человек проживало в городе в 2012г. Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.
4. Запишите число в котором 1тыс. 9сот. 8дес.и 8ед..В этом году была основана наша школа. Назовите предыдущее и следующее за ним числа.
5. Запишите 8ед. 3 разряда и 9ед. 1 разряда. Столько учеников обучается в нашей школе.
6. Запишите число в котором 2ед. 2 разряда и 5ед. 1 разряда. Столько лет нашей школе
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
.
3. Мотивация к учебной деятельности.
- Девизом нашего сегодняшнего урока станут слова:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
4.Актуализация знаний, тема урока.
- В начале урока определим его тему. Для этого выполним интеллектуальную разминку.
- Прочитайте слова на доске.
ДОЛИНА
МАССАЖ
МЕТРО
- Объясните значение каждого слова. А вот такое толкование этих слов можно найти в Толковом словаре С. И. Ожегова. .
Долина - углубление среди гор.
Массаж- лечебная процедура с растиранием тела
Метро - подземный железнодорожный транспорт.
Исключите из каждого слова одну букву и найдёте в каждом из них математический термин.
- Какие слова получились?
ДЛИНА
МАССА
МЕТР
- Какое слово лишнее? ( масса)
- Почему?
( Метр – единица измерения длины. С помощью массы мы измеряем вес предмета).
- Итак, тема нашего урока « МАССА».
- Что такое масса?
- Где в жизни мы пользуемся этим понятием?
– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)
(Ученик подписывает под картинкой «г»)
А если нужно узнать массу корзины с яблоками? (Килограмм)
(Ученик подписывает под картинкой «кг»)
Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза?
- Назовите, какое соотношение между кг и г?
( 1 кг = 1000г)
- Ответы записываем в тетрадь.
Сова весит 3000г. Выразите её вес в кг. ( 3 кг)
Заяц имеет массу 4 кг. Выразите его вес в граммах.( 4000г)
5. Проблемное объяснение нового знания.
Слон весит 5000кг.
Выразите массу слона в более крупных единицах массы.
- Почему не можем выполнить задание?
( не знаем другие единицы массы – более крупные)
- Какая же задача нашего урока?
( познакомиться с другими единицами массы – более крупными)
– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником)
– Прочитайте информацию за красной чертой.
– Какие еще существуют единицы массы?
– Что тяжелее центнер или тонна? (Ответы учащихся)
– Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)
– А центнер? (ц)
– Какова же тема нашего урока? (Ответы детей)
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
1. Выразите массу слона в т. ( 5000кг= 5т)
2. Задача на логическое мышление.
Слон на четырёх ногах весит 5 т. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги
3. Потренируемся выполнять действия с новыми единицами массы.
– Выразите в кг: 5 т, 6 ц, 17 т, 30 ц, 20 т, 19 ц.
– Выразите в ц: 7т, 5000 кг.
– Выразите в т: 9000 кг; 12000 кг; 60000 кг.
– Давайте еще раз пронаблюдаем за соотношением единиц массы. А для этого поработаем в парах.
VI. Работа в парах
(карточки для работы в парах 1г, 1 кг, 1 ц, 1т)
– Расположите единицы массы в порядке возрастания.
– Готовы?
– Проверяем
(слайд 6)
– Повторим по слайду единицы массы, начиная с тонны. (В 1 т = 10 ц, в 1 ц = 100 кг, в 1 кг = 1000 г)
– Сможете ли вы определить, сколько грамм в 1 ц? (1 ц = 100000 г)
– Ответьте на вопрос на слайде.
Работа по учебнику
Физминутка
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
VII. Дифференцированная работа–
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)
VIII. Рассказ учителя
– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Cлайд 8)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (Cлайд 9) При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 10)
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (Cлайд 11)
– Отдохнули?
– И снова задача. (Cлайд 12)
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)
Историческая справка
В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей)
Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах
IX. Работа в группах
Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь
Мал золотник, да дорог
Узнаешь почем фунт лиха
– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда … (слайд 14)
– И завершает наш урок блиц-опрос. (Проводится в виде игры «Молчанка» с записью ответа в тетрадь)
(Учитель демонстрирует карточки с вопросами)
Блиц-опрос
– Что больше 99 кг или 1 ц?
– Что меньше 11 ц или 11 кг?
– Назовите большую величину: 7 кг или 800 г?
– Назовите меньшую величину: 600 кг или 2000 г?
– Выберите большую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т?
– Выберите меньшую величину: 10 ц, 2 т, 1001 кг?
Проверка (слайд 15)
XI. Итог урока
– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
– Что еще хотели бы узнать по теме «Масса»?
X. Рефлексия (слайд 16)