Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению Николай Николаевич Носов "Затейники"»
МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Конспект урока литературного чтения «Н. Н. Носов «Затейники». 2 класс.
Провела и подготовила учитель начальных классов Юркова Т. В.
2017 г.
Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова и с его рассказом «Затейники».
Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев.
Развивать у учащихся память, устную речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.
Воспитывать у учащихся коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого; книги Н. Н. Носова; презентация, медиа – проектор, карточки с речевой разминкой.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Учитель. Улыбнитесь мне, друг другу, чтобы урок был интересным, надо быть активными и не бояться выражать свои мысли. Сегодня на уроке нас ждёт важная работа, с которой мы обязательно должны справиться.
Слайд 1, 2
ІІ. Проверка домашнего задания.
Учитель. Выразительное чтение стихотворения А. Л. Барто «Вовка – добрая душа».
ІІІ. Речевая разминка.
Слайд 3
Дождик – длинноножка.
Туча по небу плыла,
Дождик за руку вела.
Он шагал на тонких ножках
В чёрных маленьких калошках.
Дождик всюду походил,
Дождик всюду наследил,
В тёплых лужах потоптался,
Наигрался и умчался.
Не его ли там калошки
Мокнут в луже на дорожке?
Г. Лагздынь
Учитель. Прочитайте с удивлением (ещё: с раздражением, восхищением, весело).
- Прочитайте с ускорением, замедлением.
- Прочитайте быстро, ещё быстрее.
Дети читают в парах постоянного состава.
ІV. Постановка целей урока.
Учитель. Какие олицетворения встретились в скороговорке? (Олицетворение – поэтический приём, когда предметы неживой природы изображаются, как живые существа).
- Как автор говорит о дождике, что он сделал?
- Конечно, вы любите играть. А в какие игры вы чаще всего играете?
- Ребята, а кого называют затейниками? Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
Детиотвечают.
Учитель. И так, затейник – это организатор веселья.
- Что такое затея?
1. Задуманное дело, замысел.
2. Занятие для развлечения, забава.
Слайд 6.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать?
V. Работа по теме урока.
1. Статья о Н. Н. Носове.
Учитель. Знакомы ли вам какие – либо произведения Н. Н. Носова?
Слайд 7.
- Прочитайте авторский текст в учебнике на стр. 48. И тогда даже те, кто ответил «нет», сразу скажут «да».
- Что вы узнали из этой статьи?
Чтение детьми статьи о Н. Н. Носове.
2. Работа с иллюстрациями стр. 49.
Слайд 8.
Учитель. Узнали вы героев произведения? Что вы о них можете рассказать?
3. Рассказ о Н. Н. Носове.
Слайд 9.
Учитель. Что вы знаете о Н. Н. Носове?
- Хотите узнать больше об этом авторе?
Николай Николаевич Носов родился в Киеве. Писал в то же время, что и К. И. Чуковский, А. Л. Барто, С. Я. Маршак и С. В. Михалков. Первый его рассказ – «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Он написал много рассказов и повестей о ребятах. В 1954 году вышла книжка – сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевёлся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно – популярных фильмов. И только после этого стал писателем.
Слайд 10.
Чернорабочий – 1. Тот, кто выполняет работу, не требующую какой – либо квалификации (обычно физически тяжёлую или грязную). 2. (перен. разг.) Тот, кто способен выполнять лишь какую – либо обыденную, будничную работу.
Косарь – тот, кто косит траву, злаки.
VІ. Физкультминутка.
Слайд 11.
Танец «Буги – Вуги».
Руку правую вперёд, а потом её назад,
А потом её вперёд и немножко потрясём.
Мы танцуем буги-вуги, поворачивая в круге
И в ладоши хлопаем вот так.
VІІ. Первичное восприятие текста.
Учитель. Откройте учебники на стр. 50. Рассмотрите иллюстрацию. Слайд 12.
- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или весёлым?