3.Работа с текстом до чтения. Подготовка к первичному восприятию Прогнозирова- ние содержания и целеполагание. | Знакомство с писателем. - Ребята, рассмотрите портрет. Что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет? Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. Он был агрономом, охотником. У него мир особый. Он в окружающем нас мире открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее. С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей. Рассказы Пришвина надо читать неторопливо, внимательно. Надо очень внимательно вглядываться в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину. Словарная работа. - На доске написаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписал эти слова? Какое задание нам нужно выполнить? - Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять рассказ. Чирок-свистунок – водоплавающая птица. Верста – старая русская мера длины равна 1,06 км. Паровое поле – поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. Кузница – мастерская с печью для переплавки металлов, для подковывания лошадей. Прогнозирование содержания по ключевым (опорным) словам. - На доске написаны ключевые слова. Прочитайте их. Догадайтесь, о чём мы будем читать. - Чтобы проверить ваши предположения, будем читать рассказ. - Скажите, какая задача стоит перед нами на уроке чтения? - Прочитав рассказ, мы должны ответить на вопрос: Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ? Что хотел объяснить Михаил Пришвин ребятам и читателям? - Скажите, какую работу мы должны выполнить, чтобы ответить на этот вопрос? Какая задача стоит перед нами на уроке чтения? | Учащиеся рассматривают портрет, высказывают своё мнение. - Мы должны внимательно прочитать рассказ и понять главное. - Мы должны раскрыть значение этих слов, чтобы понять содержание произведения. Дети читают ключевые слова: Уточка, утята, ребята зашвыряли шапками, мать бросилась спасать, продолжали путешествие к озеру. После чтения высказывают своё предположение. - Нам нужно внимательно прочитать рассказ, ответить на все вопросы. |
4. Работа с текстом во время чтения. Чтение текста по частям с Комментированием и озаглавливание. Работа в паре. | Комментированное чтение первой части и озаглавливание. - Будем читать и сразу отвечать на вопросы. Как должны читать? В. - Как вы думаете, почему уточка решила перевести утят в озеро на свободу. – Прочитаем дальше, чтобы узнать, как об этом говорит автор. П.- Значит, что заставило утку устроить своё гнездо далеко от озера? - Почему утка решилась перевести своих утят из леса в озеро? - Почему переход в озеро означал для утят выход на свободу? - О чём же говорится в первой части? - Как можно озаглавить первую часть? ( На доске записывается план, первый пункт плана) Комментированное чтение второй части и озаглавливание. До чтения вопрос на прогнозирование: В. - Как вы думаете, какая опасность подстерегала утку и утят? - Прочитаем дальше и узнаем, как об этом пишет Пришвин? П. – Значит, кто опасны для утят? - Как автор характеризует утку, когда она шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. - Какими словами называет автор утку? - Почему автор так ласково говорит об утке? - Что испытывала мать, когда ребята, увидев утят, зашвыряли их шапками? - О чём эта часть? Как её можно озаглавить? Комментированное чтение третьей части и озаглавливание. До чтения учитель обращается к детям с вопросом на прогнозирование: В. -Как вы думаете, что скажет ребятам автор-рассказчик - Михаил Пришвин? -Прочитаем следующую часть и узнаем, что случилось с уткой, что сказал рассказчик детям. П. – Прочитайте слова рассказчика. Как говорил с ребятами автор? - Кто помешал ребятам поймать утку-мать? - Когда ребята почувствовали и поняли, что они могли причинить большое горе утке и её утятам? - В каких словах видно, что они раскаялись в своём поступке? - Кто помог ребятам исправить свою ошибку? Почему автор не ругал, а строго приказ ребятам? - Обсудите с соседом по парте (другом): Почему ребята «как будто даже и обрадовались» приказанию автора? - Какой радостной картиной заканчивается эта часть? - Прочитайте ещё раз этот отрывок и попробуйте передать голосом эту радость. - Как можно озаглавить третью часть? Комментированное чтение четвёртой части и озаглавливание. В. – Как вы думаете, чем заканчивается встреча ребят с автором? - Будем читать последнюю часть, чтобы узнать версию Пришвина. - Придумайте к этой части вопросы и задайте их друг другу. - Почему ребята засмеялись над автором? - Как автор назвал ребят? Почему? - Прочитайте те строки, где надежды автора оправдались? - Автор в заключении пишет «Радостно снял я шляпу …» Ведь можно было обойтись и без этой части. Зачем нужно заключение? - Как можно озаглавить последнюю часть? Сопоставление составленного учащимися плана с данным в учебнике планом. - Авторы учебника предложили свой вариант плана. проверьте, совпадает ли наш план с предложенным в учебнике. Сделайте вывод. | - Мы должны читать так, чтобы слушателям всё было понятно. Дети высказывают свою версию. - Весной озеро разливалось, а прочное место для гнезда можно было найти далеко от озера. - Вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. - В воде они чувствуют себя в своей среде, уточка решила перевести своих детей. - О том, как утка решила перевести своих утят из леса к озеру. 1. Утка повела утят к озеру. Дети высказывают свою версию. - Для утят опасны лисица и ястреб, а также люди. - Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого. - Мать, уточка. - Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор хочет показать, что утка беспокоится, заботится о своих детях. Так делает любая мать. - Утка не отходила далеко от своих детей, не убежала. Она перелетала с места на место, не уходила, очень переживала и волновалась за своих детей. 2. Мать в величайшем волнении. Дети высказывают свою версию. - Рассказчик с ребятами разговаривал строго. - Помешал автор-рассказчик. - Когда автор приказал им возвратить утят. - Ребята обрадовались приказанию, побежали поскорее на холм. - Автор спас утят и помог им возвратиться к матери. Дети в парах обсуждают и высказывают своё мнение: Мальчики не хотели причинить утятам зло, их поступок не обдуман. Они рады, что могут исправить свою ошибку. Но ребята сами ещё не поняли своих чувств. - Семья соединилась снова, утка с утятами снова вместе. Семья продолжала своё путешествие к озеру. Дети читают выразительно. 3. Возвратите утке всех утят! (Возвращение утят матери) Дети высказывают своё мнение, рассматривают иллюстрацию в учебнике на странице 95. - Им стало смешно, что он снял шапку и, помахав ею, пожелал утятам счастливого пути. - Автор ребят назвал ласково глупышами. Он надеется на то, что они станут лучше. Дети читают последний абзац. - Автор сам искренне радуется, что ему удалось сделать доброе дело. Он хочет, чтобы ребята тоже испытали радость в полной мере, чтобы они почувствовали, что самое большое счастье – делать добро. Поэтому он особенно доволен, что «те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух», чтобы приветствовать их. 4. До свидания, утята! Учащиеся читают планы и делают вывод. |
6. Работа с текстом после чтения. | 1) Раскрытие идеи рассказа. - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? Подберите слова, которые характеризуют ребят: Весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные. - Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? - Почему автор разговаривал с ребятами строго? - Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: Над чем заставил задуматься вас этот рассказ? - Сейчас поработаем в парах. Обсудите с другом главные вопросы урока: 1. Что пытался объяснить писатель ребятам и вам? 2. Почему ребята обрадовались приказу спасти утят? - Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание: Любить природу – это наблюдать и помогать ей. 2) Работа над развитием речи и творческих способностей учащихся. А) Чтение 3 части по ролям. - Прочитаем по ролям 3 часть рассказа. - Как будете читать за автора-Пришвина? - А как за ребят? Б) Работа по иллюстрациям и словесное рисование. - Найдите и прочитайте места, которые соответствуют иллюстрациям на страницах 94 и 95. - Какие картины ещё можно нарисовать к этому рассказу? Нарисуйте словесные картины. В)) Рассказ об авторе. - Что нового узнали о Пришвине, прочитав рассказ? | Дети подбирают слова для характеристики ребят: глупые, несмышленые. - Это строгий, неравнодушный, принципиальный человек. Его девиз – не делать дурное природе. - Автор хочет, чтобы мальчики задумались над тем, что сделали, поняли свою вину и исправили её. Он любит детей и поэтому хочет помочь им стать лучше, добрее. - Надо охранять природу, животных, не давать их в обиду, необдуманно не тревожить их. Пришвин своим рассказом научил любить и беречь природу. Дети работают в парах, обсуждают проблемные вопросы и готовятся к ответу. - Природа сейчас очень нуждается в помощи. Охранять природу – значит охранять животных и птиц, помогать им. Дети читают по ролям. Дети читают соответствующие части текста. |
7. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся, рефлексия. | - С произведением какого писателя мы познакомились? - Почему это произведение относится к рассказу? - С опорой на таблицу вспомните, что такое рассказ. - О каком случае говорит в своём рассказе М. Пришвин? - Какова главная мысль рассказа? - Захотелось ли вам прочитать другие рассказы о природе у М. Пришвина? - Я вам покажу книги этого писателя. Они будет находиться на выставке. В них вы можете найти и прочитать много интересных рассказов о природе и животных. - Что вам на уроке понравилось? - Кого и за что можно похвалить? - Кто лучше всех работал на уроке и полно отвечал на вопросы при анализе рассказа? - Кто читал выразительно, смог своим чтением выразить настроение и отношение героев? - Кому рекомендуем чаще читать дома вслух, чтобы в классе читать перед классом выразительно, чтобы всем слушателем было приятно слушать. | С опорой на таблицу дети дают определение. Главная мысль рассказа: Охранять природу, животных и птиц, помогать им. |