МКС(К)ОУ »С(К)ОШ№78» VIII вида
Составитель: Золотарева Н.А.
Урок
по курсу «Азбука нравственности»
для обучающихся начальной школы
Тема: « Помни о других - ты не один на свете»
«Ты живешь на свете не один, а среди людей,
поэтому твои поступкимогут радовать
или огорчать окружающих и тебя самого».
Цель: объяснение воспитанникам, что подразумевается под понятием «помнить о других»; способствовать развитию у обучающихся критического осмысления своих и чужих поступков.
Задачи:
расширить и дополнить знания обучающихся о правилах общения с окружающими; закрепить понятия: друг, дружба, товарищ, помощь, обида, забота, плохие и хорошие поступки, родители, уважение к родителям;
корригировать внимание, память, речь обучающихся;
воспитывать уважение к окружающим.
Оборудование: Цветные иллюстрации на тему: «Плохие и хорошие поступки», памятка «Основные правила общения с окружающими», раскраски.
Предварительная работа: заучивание стихотворения.
ХОД
Орг. момент: Хором все обучающиеся:
Рады видеть мы гостей,
Говорим всем «Добрый день!»
I Вступительная часть
Учитель: Мы проведём занятие на тему «Помни о других-ты не один на свете» из раздела «Общение с окружающими».
- Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение - от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «невоспитанный человек, некультурный человек». Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе..» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом. (Воспитанники сидят за круглым столом, берутся за руки и закрывают глаза)
II Основная часть
Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие по городам необычной страны «Общение с окружающими».
2.1 Город «Ты и твои друзья» - стих читает Саша С.
В делах и играх мы с вами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится.
Обсуждение понятий «друг», «дружба», «товарищ», «помощь», «обида», «забота»:
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Слово «товарищ» означает, что люди вместе работают, вместе учатся. Товарищи - это люди, которые все вместе делают общее дело.
Помощь – действия, направленные на помощь кому-либо.
Обида – чувство, вызванное всем, что причиняет боль (когда мы обижаемся на кого-либо).
Забота – активность (наши действия), направленные на достижение блага.
Игра «Хорошо или плохо»
Записаны слова, характеризующие качества человека: зависть, ябедничество, терпение, сочувствие, жадность, доброта, обидчивость, честность, грубость, верность
Воспитанникам предлагается хлопать в ладоши, если поступок хороший.
Обсуждение товарищеских, дружеских отношений в классе.
- У нас в классе ребята умеют дружить?
- Кого вы хотели бы видеть своим другом и почему?
Вывод: будь сам настоящим другом и у тебя будет много друзей!
Тот, кто хочет дружить, должен этому научиться. И начинать нужно с самого себя.
2.2 Город «Читалочка» - воспитанники читают и обсуждают стих-е Я. Аким «Мой брат Миша»
-Почему когда старший брат видел Мишу, ему становилось весело?
-Почему маленьких нельзя обижать?
-Какие отношения у вас с младшими ребятами?
Вывод:никогда не обижай маленьких!
2.3 Город "Наши поступки" (игра)
Учитель: Предлагаю поиграть в игру: хорошие поступки и плохие
На экране: учить уроки обижать малышей
помогать друзьям мешать кому-либо
говорить правду обзываться
слушать учителя на уроке драться
быть вежливым
уважать родителей быть обидчивым
перебивать говорящего
(предлагается назвать хорошие поступки)
Воспитанники берут сюжетные картинки и объясняют где хорошие, а где плохие поступки и почему?
Вывод: совершая только хорошие поступки мы будем радовать всех окружающих!
2.4 Город « Твоя семья»
Воспитанники читают и обсуждают правила поведения в семье:
1) быть вежливыми, внимательными;
2) стараться помочь по хозяйству;
3) тихо вести себя, когда взрослые отдыхают;
4) выполнять их просьбы;
5) следить за порядком в своей комнате.
Чтение и обсуждение рассказа Е. Благинина «Мой дедушка».
Вывод: уважай своих родителей, помогай им во всём, никогда их не огорчай!
2.5 «Основные правила общения с окружающими»
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, я вам раздам памятки «Основные правила общения с окружающими» для домашнего чтения и обсуждения с родителями.
Не причиняй другим неудобств, неприятностей, обид.
Умей управлять своими эмоциями и желаниями.
Будь ласковым и внимательным к родителям и близким, помогай им.
Будь приветливым и доброжелательным к товарищам.
Не ссорься с друзьями, долгой обиды не держи, не жадничай,
не ябедничай, не зазнавайся.
Будь внимательным и предупредительным к пожилым людям и малышам.
Учись переживать горе, радость и заботу окружающих тебя людей.
Со взрослыми говори уважительно, здоровайся первым.
Всегда говори «спасибо» тому, кто в чем-то помог тебе, учись быть благодарным.
Извинись, если кому-то причинил неприятность, обидел.
Никогда не опаздывай, цени свое время и время других.
Если дал обещание, сдержи его.
Содержи в порядке свои вещи и одежду.
Соблюдай личную гигиену.
Соблюдай чистоту дома, в школе, на улице, в общественных местах.
Соблюдай правила поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах.
(памятки раздаются детям для домашнего чтения с родителями)
III Заключительная часть: (учитель предлагает воспитанникам закрыть глаза и вернуться в свой класс)
3.1 Правила общения в классе (воспитанники читают, обсуждают, вспоминают примеры из жизни класса):
уважай мнение товарищей;
поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой;
если хочешь, чтобы у тебя было много друзей никогда не обманывай;
будь сам настоящим другом;
не обижай и не обижайся;
не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
не ябедничай;
будь внимательным.
Вывод: то, что нравится нам, далеко не всегда может понравиться другим, поэтому, прежде чем что-то совершить, необходимо подумать о реакции окружающих
П О М Н И !
Ты живешь на свете не один, а среди людей, поэтому твои поступки
могут радовать или огорчать окружающих и тебя самого.
Приложение:
Я.Аким
Мой брат Миша
Ох, до чего ж он рыжий,
Мой младший братик Миша!
И волосы рыжие,
И ресницы рыжие,
Проснусь и сразу весело,
Когда его увижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Все делает, как я.
Я прыгаю - он прыгает,
Ем кашу - кашу ест,
Я съел тарелку мигом -
И он в один присест.
Я Мишу не обижу,
Толкнет меня - терплю:
Он маленький, мой братик,
И я его люблю.
Вопросы:
1. Почему когда старший брат видел Мишку, ему становилось весело?
2. Почему на маленьких нельзя обижаться? Как нужно поступать, если маленькие не слушаются?
3. Какие отношения у вас с младшими ребятами?
Е.Благинина
Наш дедушка
Наш дедушка не любит тени.
Он любит солнышко, тепло.
Дрожат у старого колени,
Ходить бедняге тяжело.
Он ничего почти не видит,
Не слышит ничего - глухой…
Его и курица обидит.
Наш дедушка совсем плохой!
Но без него мы жить не можем,
Он нам как будто бы родной.
Он выйдет - мы ему поможем
Поставить стульчик раскладной.
И хорошенечко усадим,
Укроем ноги, а потом
Седую бороду разгладим
Или в косички заплетем.
А если сказку дед затеет,
Сидим до самой темноты.
Никто и двинуться не смеет -
Все слушают, разинув рты.
Ну есть ли где-нибудь на свете
Такая дружба, как у нас?
Хотите, мы вас сказки эти
Расскажем в следующий раз?
Вопросы:
1. Как внуки помогали своему дедушке?
2. Есть ли у вас дедушка? Как вы ему помогаете?
3. Как нужно помогать пожилым людям?