Урок проходит в игровой форме, учащиеся знакомятся с новыми терминами, работают в паре. В конце урока принимают декларацию, по которой будут стараться жить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по этике " Толерантность"»
Конспект по этике в 4 классе
Тема урока: Толерантность
Цели:
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
развивать критическое мышление;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
Ход урока
Организационный момент (подравнялись, поздоровались, улыбнулись…)
- Готовы ли вы к интересной работе?
Игра – разминка «Орешки»
- Что вы держите в руках? (орешки 3 видов)
- Орешки имеют одинаковый размер, форму? (нет, разные)
- А у людей, проживающих на нашей планете Земля одинаковые размеры и формы? (разные)
- Орешки одного цвета? - А люди имеют одинаковый цвет кожи? (разный)
- Потрясите орешки, какие звуки они издают? - А люди говорят одинаковыми голосами?
- Очистите орешки от скорлупы, внутри они выглядят так же, как и снаружи? - А люди?
- Съешьте орешек, какие они на вкус? - А что имеют в виду, когда говорят «вкусы людей»?
- Зачем люди заготавливают орехи? (Это съедобные плоды, богатые витаминами)
- Можно ли сказать: что одни орешки хорошие, а другие плохие? (нет, они разные, но нужные)
- А люди?
- Все мы разные: блондины и брюнеты ,люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. - Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Предположите, какова будет тема нашего урока? (версии учащихся)
- Тема нашего урока «Толерантность»
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
3.Введение и объяснение понятия толерантность Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.Что такое толерантность? (Толерантность (от лат.tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям,
идеям, верованиям)
16 ноября 1995 года международный день толерантности был утверждён на Генеральной Конференции ЮНЕСКО в Париже. В этот день была принята Декларация принципов толерантности – т. е. правила, по которым необходимо жить всем людям. Для того, чтобы был мир и не ущемлялись права каждого человека, ведь на нашей планете живут 6 миллиардов человек и все они очень разные. Нельзя допускать, чтобы кого-то обижали, за то, что он не похож на других - привычками, цветом кожи, одеждой, достатком, национальностью или здоровьем… мир прекрасен, потому что он разнообразен. Все мы жители одной планеты составляем единое целое – человечество и от нас зависит, какая жизнь будет на Земле…
- Давайте, прочитаем высказывания Е.А. Евтушенко в учебнике с.94
- Как вы понимаете эти слова?
- «В каждом человеке – солнце, только дай ему светить»
- Как вы понимаете это высказывание? (с.94)
О том, что хорошо уживаться не только с теми, кто нам нравится, кто нам близок и кого мы понимаем, ни с теми, кого мы не понимаем, люди думали уже давно. Оказалось, что это большое искусство – уживаться с теми, кто не похож на нас, не так думает, не так живет.
- Ребята, вы пробовали изменить свое отношение к человеку, который тебе не нравится? ( ответы детей).
4.Работа в паре
- Прочитайте статью на с.95-96 и обсудите: « Можно ли найти правильный выход из конфликта с помощью толерантного мышления и поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?»
- Вспомни и расскажи ситуацию, когда тебя или твоего знакомого обидели.
- Разыграйте сценку, один выступает в роли обидчика, другой в роли обиженного, используя схему на с.97
- Запомните правило о трех результатах конфликта:
1. Победа – поражение ( одна сторона довольна, другая неудовлетворенная)
2. Поражение- поражение ( обе стороны не довольны результатам)
3.Победа-победа ( обе стороны приходят к согласию)
5.Просмотр видеоролика «Добротой наполни сердце» и обсуждение
Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем.
6.Игра «Комплименты»
- А как вы думаете вы сами люди толерантные? А вот мне кажется, что все вы добрые, понимающие и я вам сейчас это докажу, а вы мне поможете. Поиграем в игру: вам нужно повернуться лицом к своему товарищу по парте, улыбнуться, глядя в глаза, скажите ему несколько приятных слов так, чтобы он улыбнулся в ответ (подумайте или придумайте, за что можно похвалить своего товарища)
- Получилось! Посмотрите, все улыбаются! Говоря человеку приятное, вы сами становитесь добрее и лучше! Только ли со знакомыми нужно вести себя по-доброму?
- Если вам человек неприятен или не нравится то, что он делает? (переубедить, объяснить, помочь, похвалить за что-то хорошее, помочь стать лучше, ведь в каждом человеке обязательно есть что-то хорошее, важно видеть это хорошее не только в себе)
- Посмотрите от ваших улыбок у нас в серый осенний день выглянуло солнышко, а каждый из вас стал его лучиком…(на доске – солнышко, лучи)
- У нас прибавилось света, тепла и доброты… (музыка)
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому, как солнце может растопить лёд, так и постоянная доброта изгоняет непонимание, недоверие, враждебность»
7. Итог урока:
А) Предлагаю вам принять нашу классную декларацию – правила, по которым мы будем стараться жить…
- Какие предлагаете правила? Я обобщила всё то, что вы предложили, предлагаю на ваше рассмотрение, читаю, проголосуем, кто за принятие этого документа, кто против?
«Декларация класса»: Мой друг, если ты хочешь:
Жить в мире
Любить и дружить
Учиться и получать профессии
Чтобы исполнились твои мечты
Чтобы были здоровы твои родные и друзья
Тогда соблюдай эти правила:
Будь внимательным, терпеливым, милосердным к окружающим
Не стремись подчинить другого
Уважай обычаи и традиции разных людей
Принимай другого, таким, каков он есть
- Любите и делайте добро тем, кто находится рядом с вами, и вы почувствуете, что сами становитесь добрее, внимательнее и счастливее.
(В завершении посмотреть видеоролик и послушать песню «Доброта» поет Катя Манешина)