kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы религиозных культур и светской этики. Праздники народов России. Приход весны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анотация.

         Данная методическая разработка учитывает возрастную категорию обучающихся, выдерживает технологическую цепочку действий, коммуникаций, выстраивается строго в соответствии с целевыми установками. В ходе урока наблюдается личностное продвижение учащегося       Развиваются: ценностно-смысловая , учебно-познавательная социокультурная, коммуникативная, информационная здоровьесберегающая компетенции.      В разработке использованы технологии: технология коллективноговзаимообучения, игровое  обучение, обучение развитию критического мышления. Методическая разработка будет полезна учителям преподающим ОРКСЭ, чтение, возможно применение материала для проведения внеклассного мероприятия, поскольку затрагивает проблемы толерантного воспитания обучающихся.

 Введение.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики, урок ознакомления с новым материалом

Тема: «Праздники народов России. Приход весны»

Продолжительность: 1 урок (45 минут).       Класс: 4 класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Вид урока: урок применения теоретических  и  практических знаний.

Материально – техническая база: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска, проектор, звуковые колонки, выход в интернет, ватман, цветная бумага, двухсторонний скотч, клей, раздаточный материал. презентация prezi.com с применением приложения Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей -LearningApps.org

Средства обучения: раздаточный материал, видеофрагменты, презентация

Методы: по источникам знаний: словесные, наглядные; по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Цели: Образовательные: изучение культуры народов России, приминение полученных знаний в сравнительном анализе.

Развивающие: развитие мыслительной деятельности: анализ,  обобщение, систематизация полученных знаний.

 Воспитательные: воспитание ответственности за общее дело, умение работать в команде; развите толерантности, повышение ценностных ориентиров.

Задачи: формирование коммуникативных способностей обучающихся через использование интерактивных методов обучения; оптимальное использование индивидуальных  и коллективных форм деятельности.

         На уроке использованы обучающие структуры Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Применение данных структур расширяет возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит  групповая форма работы. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что   обучающиеся одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Обучающие структуры  по сингапурской методике: Zoom In,  Round Table,  Tic-Tac-Toe, Teambilding, Four-BoxSynecticsReview, HighFive, Anticipation-ReactionGuide.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы религиозных культур и светской этики. Праздники народов России. Приход весны »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением иностранных языков» города Новочебоксарска Чувашской Республики






ТЕМА

«Основы религиозных культур и светской этики.

Праздники народов России.

Приход весны»,

4 класс класс.










Автор:Ляхова Инга Владимировна,

учитель начальных классов.












Новочебоксарск, 2015год.

Анотация.

Данная методическая разработка учитывает возрастную категорию обучающихся, выдерживает технологическую цепочку действий, коммуникаций, выстраивается строго в соответствии с целевыми установками. В ходе урока наблюдается личностное продвижение учащегося Развиваются: ценностно-смысловая , учебно-познавательная социокультурная, коммуникативная, информационная здоровьесберегающая компетенции. В разработке использованы технологии: технология коллективноговзаимообучения, игровое обучение, обучение развитию критического мышления. Методическая разработка будет полезна учителям преподающим ОРКСЭ, чтение, возможно применение материала для проведения внеклассного мероприятия, поскольку затрагивает проблемы толерантного воспитания обучающихся.

Введение.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики, урок ознакомления с новым материалом

Тема: «Праздники народов России. Приход весны»

Продолжительность: 1 урок (45 минут). Класс: 4 класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний.

Материально – техническая база: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска, проектор, звуковые колонки, выход в интернет, ватман, цветная бумага, двухсторонний скотч, клей, раздаточный материал. презентация prezi.com с применением приложения Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей -LearningApps.org

Средства обучения: раздаточный материал, видеофрагменты, презентация

Методы: по источникам знаний: словесные, наглядные; по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Цели: Образовательные: изучение культуры народов России, приминение полученных знаний в сравнительном анализе.

Развивающие: развитие мыслительной деятельности: анализ, обобщение, систематизация полученных знаний.

Воспитательные: воспитание ответственности за общее дело, умение работать в команде; развите толерантности, повышение ценностных ориентиров.

Задачи: формирование коммуникативных способностей обучающихся через использование интерактивных методов обучения; оптимальное использование индивидуальных и коллективных форм деятельности.

На уроке использованы обучающие структуры Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Применение данных структур расширяет возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что обучающиеся одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Обучающие структуры по сингапурской методике: Zoom In , Round Table, Tic-Tac-Toe, Teambilding, Four-BoxSynecticsReview, HighFive, Anticipation-ReactionGuide.

Конспект урока.

1.Организационный момент (Сл.1)

При входе в класс дети получают карточки с первой буквой цвета стола и занимают место согласно им. «Тимбилдинг»

Учитель: Доброе утро, ребята. Посмотрите, какая погода за окном?

(ответы детей). А какое настроение у вас вызывает такая погода? (ответы детей).(Если пасмурно: Давайте поднимем, друг другу настроение и улыбнемся соседу справа, а теперь соседу слева. Ясно: - На улице ясная погода и хочется улыбаться, так давайте улыбнемся друг другу и начнем урок)

2. Объявление темы урока и постановка цели.

Учитель - Какое сейчас время суток? (Дети - утро). Какое время года за окном? (Дети - весна). Что происходит в природе утром? (Ответы детей). Что происходит в природе весной? (Ответы детей) (Сл.3)

Учитель - Как вы думаете, чем похожи утро и весна? (Утром встает солнце, начинают петь птички, раскрываются цветы, природа просыпается. Весной тает снег потому, что солнце начинает светить ярче, из почек распускаются листья, появляется трава, первые цветы, прилетают птицы, природа просыпается).


Учитель - Верно. Утром природа пробуждается от сонной ночи, а весной от зимней спячки.

Учитель – Ответьте мне, как называется страна, в которой мы с вами живем? (В России). Правильно. В огромной стране России, а как в древние времена называлась Россия. (Древняя Русь)

Учитель - Давайте вместе вспомним, когда на Руси встречали Новый год? (Весной). Любопытно, а почему весной? (Ответы детей). Весна — важное время года в жизни природы и всех людей разных народов, потому что световой день становится длиннее, все живое на Земле пробуждается от зимней спячки.

3.Знакомство с новым материалом.

Учитель - Издавна приход весны имел большое значение для разных народов России. Встречали её всегда радостно и сегодня мы поговорим о праздниках прихода весны у разных народов России.

Учитель - Давайте сформулируем цель нашего урока. (Дети – узнать как встречали весну народы России). (Сл.4)

На доске высвечивается тема и цель урока, а затем открывается стихотворение В.Степанова, которое читают дети:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим–степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой – надел халат.

Один — рыбак с рожденья.

Учитель - Велика наша Россия. Какие мы знаем народности, проживающие в нашей стране? (Ответы детей)

Учитель - Перечислить очень трудно, потому что в России проживает больше 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру и разные религии. (Сл.5)

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна.



Учитель - А кто может мне подсказать, какие религии самые распространенные в нашей стране (Ответы детей).

Самые распространенные религии в России - христианство, мусульманство и буддизм. Христианство исповедуют, например, русские,

украинцы, белорусы, армяне,–грузины; мусульманство татары, башкиры, чеченцы, а буддизм – буряты, калмыки, тувинцы.( Сл. 1)




Учитель – У вас на столах лежит лист, на котором мы видем нарисованны круги, и они разделены на части, каждая часть имеет названии религии. Каждый круг определяет «стоимость» ваших знаний о традициях, канонах каждой из религий. . (Сл.6)

Возьмите значки из конверта №1, распределите между собой и приклейте на тот круг, который, по вашему мнению, определит ваши знания о каждой из религий, не стесняйтесь если зания эти очень малы. Хорошо. Я вижу, что все очень осторожно подошли к предложеному заданию и в основном поставили свои фигуры на небольших балах.

Учитель - Итак мы отправляемся в виртуальное путешествие по огромной России чтобы узнать, как встречают весну народы разных религий.

Учитель - Какой народ занимает первое место по численности в России? (Дети - русские). А имеется ли в традиции русского народа отдельный праздник встречи весны? (Дети - Да имеется, масленица). (Сл.7)

Учитель - Верно. Этот праздник дошел до наших дней от древних славян, которые имели какую веру? (Дети - были язычниками). Это был один из самых веселых праздников на Руси.

Сколько дней он длится? (Дети - семь дней).

Учитель - Давайте вспомним, когда празднуют масленицу? (В конце февраля). А кто то может сказать точную дату?(Нет) Точную дату мы сказать не можем, каждый год она меняется. От чего она зависит, попробуйте предположить? (Ответы детей). Масленица наступает на второе новолуние после зимнего солнцестояния.

Учитель - А кто мне подскажет, какое самое главное лакомство было на масленице? (Блины). В честь какого бога их пекли (В честь бога Солнца). Верно, блины пекли в честь Бога Солнца, дарующего жизнь всему на Земле. Чтобы вспомнить, как назывались дни недели в масленицу, вы получите конверты, в которых есть картинки с названием дней недели. Вам необходимо их сопоставить «День недели – масленичный день» и разложить на столе. Команда, которая будет готова раньше всех, поднимает зеленый флажок. Время выполнения 2 минуты. Технология тимбилдинг.

(Приглашается два человека от команды, которая первая справилась с заданием для выполнения его на интерактивной доске. Если команды согласны, то поднимается зеленый флажок, если нет, то красный).

Учитель - А теперь сравним ваши ответы с правильными. просмотрев кинофрагмент, а вы можете исправить свои ошибки, если таковые имеются.

(Затем приглашается ученик для исправления ошибок, нажимаем значок на экране. Если верно, то все ответы загораются зеленым цветом).

Физкультминутка. Играем в масленичную игру «сковорода».

Для каждого стола на полу начерчен круг- «сковорода». Ученики встают по краю «сковороды». Задача учеников выполнить, команды не запутавшись. Кто запутался, тот «спекся» на сковороде и заходит внутрь круга. Команды следующие: солнце – руки вверх пальцы в сторону, снег – присели на корточки; дождь – хлопаем в ладоши, ветер – качаем руки над головой. В ходе игры учитель старается запутать детей, называет, например, «Солнце», при этом садится на корточки.

У. Мы – жители великой России, и наш народ называется? (Ответ).

Учитель - Чувашский народ тоже имеет свою культуру, национальные узоры, обычаи и свою историю. Наша Республика маленькая, но по численности в России занимает 5 место(Сл.8) Учитель - Обратите внимание, кто занимает второе место? (Дети - татары). Сл.8

А где проживают татары? (В Татарской Республике). Столица Татарской Республики? (Дети - Казань). Они наши соседи. (Сл.9)

Учитель - Вы посмотрели на чувашский и татарский национальный костюмы? Есть в них различие? (Дети - есть).


Учитель - А как вы считаете, одинаково ли мы празднуем приход весны, в один и тот же день? (Ответы детей).

Учитель - Ребята, разные народы с разным вероисповеданием встречают приход весны, по-разному. (Сл 10).

Учитель - Так у мусульман, а татары – мусульмане, праздник прихода весны называется Навруз. Слово «Навруз» переводится как «новый день». Происхождение праздника связано с

поклонением к солнцу.  Он отмечается 21 марта.).

А кто знает, а почему именно 21 марта? Чем этот день отличается от других? (Дети - это день весеннего равноденствия

Если дети не дают ответ, то учитель объясняет сам:

У.- Если вы не знаете, я вам скажу – это день весеннего равноденствия.

Когда день и ночь становятся равными. А сколько часов в сутках? (24 часа) Если день и ночь становятся равными, значит, по сколько часов они длятся? (по 12 часов). Молодцы! (Сл. 11)

Учитель - В Навруз есть два очень важных ритуала: первый - это тщательная уборка накануне праздника

. Давайте подумаем, для чего это нужно? (Чтобы новый год встретить в чистоте и порядке). А второй - необходимо забыть вражду и ссоры. Как вы считаете почему? (Чтобы новый год встретить в дружбе и мире).

Учитель -В праздник повсюду разжигались огни. Как и в масленицу, традицией является зажечь костёр, но у мусульман его называют «тонгал» и семь раз прыгнуть через него, для того чтобы в наступающем году не было бед и несчастий.

Учитель -Мусульмане отмечают этот праздник днём. (При беседе расставляю муляжи и предметы на 4 стола. Расстилаю салфетки). Все члены семьи собираются за праздничной трапезой. На стол обязательно ставят зеркало( Ставлю зеркала, свечи) и свечи, число которых должно соответствовать числу членов семьи. Наш класс одна большая семья. Если бы мы праздновали Новый год и приход весны по мусульманским обычаям, то сколько свечей горело бы на нашем столе?

У.- На празднично накрытом столе, обязательно должно быть ритуальное лакомство сумаляк, сваренное из сока пророщенных зерен пшеницы с сахаром и мукой ( Расставляю карточки с рисунком еды - сумаляк).

Учитель - Кроме того, на столе должны присутствовать семь яств, название которых начинается с буквы «с»: сабзи (пророщенные зерна), себ (яблоко), сир (чеснок), сумах (барбарис), сирко (уксус), сипанд (шпинат), сонджит (маслина).  (Учитель раздает на столы карточки с рисунком еды и кладет лишнее блюдо не татарской кухни).

Учитель – Посмотрите, я накрыла праздничные столы с татарскими блюдами. Правильно ли я, поставила кушанье на стол? (Дети находят лишнее блюдо, объясняют, почему оно лишнее и возвращают учителю).

Учитель - Все народы имеют свои особенности и непохожести как в праздниках так и на праздничных столах.(Сл.12)

А третья религия, с которой мы познакомимся это буддизм.

В России буддизм исповедуют - буряты, калмыки и тувинцы. Эти народы праздник весны и Новый год так же как и мусульмане отмечают в один день, а называется он ЦАГАН САР.


Переводится, как Белый месяц. Как и у масленицы, у Цаган Сара нет определенного дня этого праздника. Его празднуют между концом января и серединой марта, в первое весеннее новолуние по лунному календарю.

Во время рассказа учитель нажатием увеличивает рисунки на слайде.

Учитель - Перед наступлением Белого Месяца в буддийских храмах проводят праздничную службу, она продолжается несколько дней. Когда все обряды закончены, принято ходить в гости, обмениваться поздравлениями и подарками. Каждый гость должен высказать пожелания счастья хозяину. А на столе выставляются белые продукты из молока: сыр бислаг, сушеный творог арул, простокваша тарак, пенки урюм, кумыс айраг.

Учитель – Давайте ж и мы поздравим друг друга с наступлением весны.. Каждая команда должна поздравить другие. Написав поздравления один член команды встаёт и предаёт письма. (Дети пишут поздравления на разноцветных листах, затем передают их столу того же цвета.)

Обучающиеся выполняют задание.

4 Закрепление.

Учитель - Как вы заметили ни один праздник весны у мусульман, христиан и буддистов не обходится без праздничного стола. Сейчас мы с вами будем сервировать стол. Я вам раздаю конверты, в которых находится по одному блюду. (Учитель показывает конверты и пазлы – разрезанный рисунки, которые в них находятся. Затем раздает детям. Пзлы в конвертах перемешаны между собой).

Вы должны собрать его и приклеить вот на такой стол (показываю большой пазл, символизирующий стол). Когда вы будете готовы, то закрепляете его на доске. Но будьте внимательны, возможно, некоторые детали рисунков оказались не в своем конверте и их надо найти.

Закрепляют готовую работу на доске.

Учитель - Посмотрите, что мы собрали? (Дети - Столы разных народов). Что у нас получилось? (Дети - Пазл, один общий стол). Один стол, за которым может сесть и калмык и татар и русский. И хотя народы все очень разные и говорят на разных языках - у них один общий дом – планета Земля, одна родина – Россия.

Учитель - И в праздновании прихода весны у разных народов есть что - то общее. Я спрятала среди букв слова, которые объединяют три праздника. Вам нужно их найти и соединить ручкой.

(Учитель раздает каждой группе карточку с заданием.

Дети должны найти слова, спрятанные среди букв. Затем, по одному человеку от команды по очереди выходят и соединяют буквы на доске).

Учитель - Вы нашли слова, которые объединяют три праздника вместе. Очень важное слово здесь СОЛНЦЕ, почему? (Дети - Все народы его восхваляют).

5 Рефлексия.

Учитель - Солнце – это всегда хорошее настроение. Посмотрите в окошко, как ярко оно светит. (Если погода пасмурная, то учитель говорит: «пока оно спряталось за тучки, но совсем скоро оно подарит людям свое тепло»). А какой сейчас месяц? (Дети - Март).


Март – начало весны. Мы все в ожидании жарких дней и хорошего настроения. У вас на столах есть лучики, возьмите по одному и напишите слово, которое опишет ваше настроение. (Затем дети по группам по очереди клеят лучики с надписями к солнцу на доске).

Учитель - Если вам посчастливится побывать у других народов с другой религией, обязательно познакомьтесь поближе с их культурой и разузнайте, встречают ли они весну и какие обычаи при этом существуют. А я желаю всем мира и добра и поздравляю вас с приходом весны.

Рефлексия.

Учитель - Вернёмся к колесу успеха. Как вы думаете, совпадают ваши знания о том, как встречают весну в разных религиях народов России в начале урока и к концу урока. (дети – нет).

Учитель – Возьмите, пожалуста, из второго конверта фигуры, они совпадают с теми же фигурами, которые вы ранее располагали на «Колесе успеха». Распределили между собой? А теперь подойдите к нашему «колесу» и прикрепите свои фигуры в том месте, которое вы считаете соответствует вашим знаниям по данным религиям.

Посмотрим внимательно на стенд. Я вижу, что вы успешно справились сегодня на уроке, поскольку «стоимость « ваших знаний выросла. Спасибо Вам за урок. До новых встреч.



Литература.

1.Студеникин МТ., Основы светской этики, 4 класс-М.; ООО «Русское слово-учебник», 2013.

2 Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.

3.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.

4. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

5. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm   Педагогические технологии и инновации

7.http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html  Развивающие педагогические технологии

8. http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196  Интерактивные технологии в образовании (спецкурс)




11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы религиозных культур и светской этики. Праздники народов России. Приход весны

Автор: Ляхова Инга Владимировна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194143


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства