Подготовительная работа к восприятию произведения. Физминутка Проверка домашнего задания. Работа по карточкам. Подготовка к восприятию 2-ой части произведения. Изучение нового материала | -Сегодня Я предлагаю вам послушать музыку и совершить увлекательное путешествие по зимнему лесу. Но без карты мы можем заблудиться в лесу. Мы возьмём её с собой. Природа зимой особенная. Она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью. Зима – это не только красивое, а ещё и волшебное время года. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни, слагают стихи. - Какие чувства вызвала у вас прогулка по зимнему лесу? - Обратимся к нашей карте. Прочитайте в квадратах слова на Б-1, Ж-4, Г-7, А-8. -Какое имя существительное можно подобрать к этим прилагательным? -Подберите однокоренные слова к слову снег. -А теперь читаем слова в квадратах на В-2, Д-3, З-6, А-6 -Что можно описать этими словами? - Входя в морозный зимний лес, невольно останавливаешься, заворожённый красотой уснувших деревьев. Звенящая тишина кругом. Воздух чист и прозрачен. Неужели никто не живёт зимой в лесу? - А ведь зимой в лесу можно встретить зимующих птиц. Если В. Никита, С. Алёша и И. Кирилл помогут нам и правильно соберут пазлы, то мы сможем назвать этих птиц. -Мы сможем ещё нескольких зимующих птиц назвать, если опять обратимся к карте: В-5, Ж-1, Г-4, Д-9 -Давайте посмотрим, какие следы на снегу оставляют птицы. - На что они похожи? Организация проведения физминутки. - Прочтите слова по карте на квадратах З-9, Б-7 - Вам знакомо это словосочетание? Откуда оно? Стёпа З. получил индивидуальное домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о писателе. Слушаем его. - Каким было домашнее задание? Показать пантомимой, кем был Никишин дедушка Найдёт в тексте и прочитает об этом С. Алексей. Прочитайте пословицу, которая встретилась в рассказе. Дамир, я тебе даю отрывок из этого рассказа, но окончания в некоторых слова отсутствуют. Надеюсь, ты внимательно читал дома и сможешь прочесть без ошибок. Для Вити я усложнила задание и подготовила другой отрывок, но в нём пропущены некоторые слова. Думаю, ты справишься и восстановишь текст. -На прошлом уроке, мы рассматривали следы диких животных. А сегодня мы поиграем в игру «Следопыт», постараемся угадать какое животное оставило след. -Обратите внимание на следующий слайд. - Посмотрите, ребята, на слайд, какие следы оставляет собака на снегу. След собаки похож на след волка. Волк держит пальцы вместе, а собака как бы разъединяет их. Расстояние между шагами у волка одинаковое. У собаки расстояние между шагами разное. След волка прямолинейный, а у собаки след неровный, рыскающий, зигзагом. Организация прочтения 2-ой части произведения учителем. -В тексте данного произведения вам встретились новые слова. Давайте попробуем объяснить значение непонятных слов. - В тексте встречается словосочетание: «электрические поезда». Что это? - Электрический поезд (электричка) – состав, который передвигается с помощью электрического тока, это наземный и пассажирский вид транспорта. - Что такое «наезженная дорога»? (Это дорога, укатанная частой ездой). | Обучающиеся слушают музыку и просматривают слайды зимнего леса. Ответы обучающихся: Восторг, восхищение, очарование, загадочность Читают полученные слова: пушистый, белый, сверкающий, мохнатый. Снег Снежок, снеговик, снегоуборщик Читают полученные слова: сказочная, волшебная, морозная Зиму. 3 мальчика собирают на доске «осколочные» рисунки снегиря, синицы, дятла. Ребята называют ворону, воробья, сороку. Обучающиеся повторяют движения за учителем. Организация проверки домашнего задания. Читают: Знакомые следы Ответы обучающихся: Так называется рассказ Е.Пермяка Подготовленный ученик рассказывает о писателе. Ответ: прочитать первую часть рассказа «Знакомые следы». Показывают садовода, охотника. Зачитывает из текста первые 2 предложения. Чтение пословицы. Обучающиеся читают восстановленный текст. Обучающиеся рассматривают следы животных на снегу и определяют, кому они принадлежат. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя: - Кто перед вами на картинке? - Собака, какое животное? - Когда собаку можно встретить в лесу? Обучающиеся сравнивают следы двух животных. Обучающиеся следят по учебнику. Чтение трудных слов по слогам слабо читающими детьми. э-лек-тро-воз э-лек-три-чес-ки-е по-ез-да воз-вра-ща-ться (ться читается как ца) встре-ти-ться (ться читается как ца), на-ез-жен-на-я (зж читается как долгое, мягкое ж) счас-тли-вый (сч читается как долгое, мягкое щ, т не произносится). | Слайд №1 на фоне музыки слайды зимнего леса Слайд №2. Демонстрируется карта Один ученик читает на таблице название птицы, а другой находит изображение птицы и вывешивает на доску Слайд №4. Птичьи следы на снегу. Слайд №5. Следы животных на снегу. Слайд №6. Изображение собаки. Слайд №7. Следы волка и собаки на снегу. |
Закрепление Выборочное чтение и анализ произведения. Обобщение. | Организую работу с текстом. Первичное восприятие текста учащимися «цепочкой». Организую работу с пословицами. Организую работу с текстом: ответы на вопросы. Организую работу с текстом: выборочное чтение. -Вернёмся к пословицам. Вы уже объяснили смысл каждой пословицы, а теперь найдите и прочитайте отрывок к каждой пословице. | Обучающиеся следят за читающим и вступают после того, как предыдущий дочитал до точки. Прочитай пословицы и объясни их. «У страха глаза велики»; (Если страшно, то опасность кажется больше, чем на самом деле). «Ученый водит, а неученый следом ходит»; (Умный человек всегда идёт вперёд сам, а человек, который не хочет учиться, ничего не знает. Поэтому повторяет за учёным человеком). «Век живи, век учись». (Человек должен учиться всю жизнь). Обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию текста. - Кем мечтал стать Никиша? (Машинистом). - Что делали дети в лесу? (Возвращались в село прямой дорогой через лес). - Что видели ребята в лесу? (Следы животных). - Что произошло с ребятами? (Заблудились). - Кто помог ребятам выйти из леса? (Никиша узнал следы собаки. По ним ребята вышли к жилью). - За что Никиша говорил «спасибо» дедушке? (За то, что дедушка учил узнавать следы животных). Обучающиеся зачитывают из текста подходящий отрывок к пословицам. — Какой момент в поведении ребят объясняет первая пословица? (Испугались ребята. Кое-кто даже слезу пустил.) - Когда о Никите можно сказать словами второй пословицы? (Никита выводил ребят по следу к жилью.) - Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа? (Век живи, век учись.) | Учебник Слайд №9. Пословицы |