Использование элементов А.М.Кушнира на уроках в начальных классах.
Использование элементов А.М.Кушнира на уроках в начальных классах.
Использование элементов А.М.Кушнира на уроках в начальных классах.
Приоритетной целью обучения чтения в начальной школе является формирование читательской, компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.
Я работаю, использую элементы технологии А.М.Кушнира, первый год.
Кушнир Алексей Михайлович - главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», кандидат психологических наук.
Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообразную модель обучения грамоте, показавшую двухтрехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.
Наш «обычный» урок чтения представляет собой чтение под звуковой ориентир с последующими ответами на двадцать вопросов. Один раз в неделю я провожу «урок устного слова», на которых дети знакомятся с биографиями писателей, учатся различным видам пересказа, рассказывают
наизусть стихи, готовят и представляют презентации, разыгрывают сценки из школьной жизни.
Методика А.Кушнира позволяет решить многие проблемы, с которыми сталкивается учитель, работающий по традиционной программе обучения чтению.
А.М.Кушнир доказал, что вместе с речедвигательными функциями в чтении участвуют движения глаз. Младший школьник при слабой технике чтения часто возвращается к началу слова, пытаясь прочесть, правильно, или осмыслить прочитанное. В результате формируется устойчивый стереотип обратных движений глаз - регрессия, действующая всю жизнь, исокращающая полезное время чтения. При чтении по технологии Кушнира этой проблемы не возникает.Удалось увеличить количество прочитанных произведений только в урочное время, не загружая детей домашними заданиями. В результате чего возросла техника чтения про себя.
Во время уроков дети слышат только правильное выразительное чтение учителя и стараются подражать образцу. У них закладывается установка читать вслух только красиво, вырабатывается интонационная культура чтения.
Возросла читательская активность. Дети лучше знают круг своего чтения, могут самостоятельно подобрать книгу для домашнего чтения.
Материал к «урокам устного слова» многие стараются подобрать так, чтобы он не повторялся и был интересен.
Ежедневная работа, связанная с выбором верного утверждения по прочитанному на предыдущем уроке отрывку, развивает внимание, умение подмечать в тексте мельчайшие детали, что очень помогает при пересказах текста, развивает долговременную память.
Обычно, к третьему классу дети значительно теряют интерес к чтению, чтение становится одним из нелюбимых предметов. Мне этого удалось избежать. По результатам проведенного анкетирования среди учащихся моего класса не было ни одного человека с отрицательным отношением к уроку чтения. У многих урок чтения - любимый урок.
На уроках обучения письму в первых классах затрачивается много времени и сил для того, чтобы научить ребенка красиво и правильно писать письменные буквы. У детей, у которых недостаточно развиты мелкие мышцы кисти, появляется стойкое негативное отношение к письму.
При использовании прописей для уроков письма А.М.Кушнира, учащиеся сначала следят пальчиками по письменному тексту за чтением учителя. Затем переходят к вписыванию в свободное место элементов букв, и после отработки навыка переходят к обводу букв и к списыванию текста. При этом ученики автоматически знакомятся с письменными буквами, с их написанием и с элементами соединений.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Он требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковые методы.
В настоящее время в нашей школе несколько компьютерных классов, поэтому уроки провожу с «компьютерной поддержкой».
Систему работы по «Совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно-ценностный подход» нельзя полностью реализовать без контроля и системы измерения результатов.
Осуществляемый учителем контроль - это важный этап процесса выработки навыка чтения. В руках учителя он является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности ребенка. Именно об этой стороне работы учителя прекрасно сказал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям»: Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое coзнание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания. Если ребёнок не видит успехов в своем труде, огонек жажды гаснет, ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы. или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей
Требованиям учебного процесса наиболее соответствует способ подсчета прочитанного в словах за 1 минуту. Замер проводится на незнакомом тексте. Он не должен содержать числительных, количество прилагательных в пределах 8-12% от общего числа слов. Детям с ослабленным воображением можно разрешить вчитываться в текст.
Слова в русском языке имеют разную длину (от одной до десяти букв и более). Поэтому для точного и сопоставимого определения скорости чтения различных текстов я беру более точную проверку чтения - учитывая объем прочитанного в так называемых «словах средней длины» (ССД). Слово средней длины русского языка состоит округленно из 5,4 букв.
Мной также учитываются пропуски между словами, принимая, таким образом, ССД за 6,4 знака.
Подготовка проверочного текста начинается с определения строчного коэффициента. Строчным коэффициентом считается то количество ССД, которое помещается на одной полной строке текста. Для этого к числу букв на строке прибавлялось число пропусков между словами, включая последнее слово или перенос, а полученная сумма делилась на 6,4. Для облегчения этой работы есть таблица строчных коэффициентов, где левая часть означает количество знаков в строке, а правая соответствующий строчный коэффициент.
При проверке чтения вслух, а особенно про себя, нужно совмещать контроль скорости чтения (1 минуту) с проверкой понимания, чтобы предупредить опасность бессмысленного чтения.
Контроль понимания текста проводится в виде тестирования. Вопросы для этого я составляю в количестве 10 штук по содержанию текста. Это могут быть высказывания вопросительные, утвердительные, провокационного характера и предусматривающие ответ «да» или «нет». Учащиеся отвечают письменно в специальных блокнотах.
Перед тестированием даю установку - ответ полностью мысленно проговаривать, а в блокноте ставить «да» - «+», «нет» - «-».
Чтобы установить уровень понимания текста, нужно определить количество правильных ответов на вопросы по прочитанному тексту (составляет 10 вопросов).
Если ребенок правильно ответил на 8 вопросов, то К (коэффициент) понимания составляет 0,8 или 80%, если на 10 вопросов - то 1 или 100%.
Критерии измерения результатов понимания текста после одноразового прочтения текста про себя и вслух«К» понимания в %
Уровень
50-60% низкий
70-90% средний
100%высокий
В качестве достаточного адекватного критерия достижений учащихся применяется оценка измерения (вместо оценки состояния), то есть определение разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. Оценивается только отрыв от собственных достижений. Критерием признания становится индивидуальный отрыв от собственных результатов, а не от достижений других.
Динамика проводится по результатам периодических замеров темпа чтения и понимания: ежемесячная «прибавка» скорости чтения должна составлять не менее 5-20 слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование элементов А.М.Кушнира на уроках в начальных классах. »
Использование элементов А.М.Кушнира на уроках в начальных классах.
Приоритетной целью обучения чтения в начальной школе является формирование читательской , компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.
Я работаю, использую элементы технологии А.М.Кушнира, первый год.
Кушнир Алексей Михайлович - главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», кандидат психологических наук.
Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообразную модель обучения грамоте, показавшую двухтрехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.
Наш «обычный» урок чтения представляет собой чтение под звуковой ориентир с последующими ответами на двадцать вопросов. Один раз в неделю я провожу «урок устного слова», на которых дети знакомятся с биографиями писателей, учатся различным видам пересказа, рассказывают
наизусть стихи, готовят и представляют презентации, разыгрывают сценки из школьной жизни.
Методика А.Кушнира позволяет решить многие проблемы, с которыми сталкивается учитель, работающий по традиционной программе обучения чтению.
А.М.Кушнир доказал, что вместе с речедвигательными функциями в чтении участвуют движения глаз. Младший школьник при слабой технике чтения часто возвращается к началу слова, пытаясь прочесть, правильно, или осмыслить прочитанное. В результате формируется устойчивый стереотип обратных движений глаз - регрессия, действующая всю жизнь, исокращающая полезное время чтения. При чтении по технологии Кушнира этой проблемы не возникает.Удалось увеличить количество прочитанных произведений только в урочное время, не загружая детей домашними заданиями. В результате чего возросла техника чтения про себя.
Во время уроков дети слышат только правильное выразительное чтение учителя и стараются подражать образцу. У них закладывается установка читать вслух только красиво, вырабатывается интонационная культура чтения.
Возросла читательская активность. Дети лучше знают круг своего чтения, могут самостоятельно подобрать книгу для домашнего чтения.
Материал к «урокам устного слова» многие стараются подобрать так, чтобы он не повторялся и был интересен.
Ежедневная работа, связанная с выбором верного утверждения по прочитанному на предыдущем уроке отрывку, развивает внимание, умение подмечать в тексте мельчайшие детали, что очень помогает при пересказах текста, развивает долговременную память.
Обычно, к третьему классу дети значительно теряют интерес к чтению, чтение становится одним из нелюбимых предметов. Мне этого удалось избежать. По результатам проведенного анкетирования среди учащихся моего класса не было ни одного человека с отрицательным отношением к уроку чтения. У многих урок чтения - любимый урок.
На уроках обучения письму в первых классах затрачивается много времени и сил для того, чтобы научить ребенка красиво и правильно писать письменные буквы. У детей, у которых недостаточно развиты мелкие мышцы кисти, появляется стойкое негативное отношение к письму.
При использовании прописей для уроков письма А.М.Кушнира, учащиеся сначала следят пальчиками по письменному тексту за чтением учителя. Затем переходят к вписыванию в свободное место элементов букв, и после отработки навыка переходят к обводу букв и к списыванию текста. При этом ученики автоматически знакомятся с письменными буквами, с их написанием и с элементами соединений.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Он требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковые методы.
В настоящее время в нашей школе несколько компьютерных классов, поэтому уроки провожу с «компьютерной поддержкой».
Систему работы по «Совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно-ценностный подход» нельзя полностью реализовать без контроля и системы измерения результатов.
Осуществляемый учителем контроль - это важный этап процесса выработки навыка чтения. В руках учителя он является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности ребенка. Именно об этой стороне работы учителя прекрасно сказал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям»: Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое coзнание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания. Если ребёнок не видит успехов в своем труде, огонек жажды гаснет, ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы... или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей
Требованиям учебного процесса наиболее соответствует способ подсчета прочитанного в словах за 1 минуту. Замер проводится на незнакомом тексте. Он не должен содержать числительных, количество прилагательных в пределах 8-12% от общего числа слов. Детям с ослабленным воображением можно разрешить вчитываться в текст.
Слова в русском языке имеют разную длину (от одной до десяти букв и более). Поэтому для точного и сопоставимого определения скорости чтения различных текстов я беру более точную проверку чтения - учитывая объем прочитанного в так называемых «словах средней длины» (ССД). Слово средней длины русского языка состоит округленно из 5,4 букв.
Мной также учитываются пропуски между словами, принимая, таким образом, ССД за 6,4 знака.
Подготовка проверочного текста начинается с определения строчного коэффициента. Строчным коэффициентом считается то количество ССД, которое помещается на одной полной строке текста. Для этого к числу букв на строке прибавлялось число пропусков между словами, включая последнее слово или перенос, а полученная сумма делилась на 6,4. Для облегчения этой работы есть таблица строчных коэффициентов, где левая часть означает количество знаков в строке, а правая соответствующий строчный коэффициент.
При проверке чтения вслух, а особенно про себя, нужно совмещать контроль скорости чтения (1 минуту) с проверкой понимания, чтобы предупредить опасность бессмысленного чтения.
Контроль понимания текста проводится в виде тестирования. Вопросы для этого я составляю в количестве 10 штук по содержанию текста. Это могут быть высказывания вопросительные, утвердительные, провокационного характера и предусматривающие ответ «да» или «нет». Учащиеся отвечают письменно в специальных блокнотах.
Перед тестированием даю установку - ответ полностью мысленно проговаривать, а в блокноте ставить «да» - «+», «нет» - «-».
Чтобы установить уровень понимания текста, нужно определить количество правильных ответов на вопросы по прочитанному тексту (составляет 10 вопросов).
Если ребенок правильно ответил на 8 вопросов, то К (коэффициент) понимания составляет 0,8 или 80%, если на 10 вопросов - то 1 или 100%.
Критерии измерения результатов понимания текста после одноразового прочтения текста про себя и вслух«К» понимания в %
Уровень
50-60% низкий
70-90% средний
100%высокий
В качестве достаточного адекватного критерия достижений учащихся применяется оценка измерения (вместо оценки состояния), то есть определение разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. Оценивается только отрыв от собственных достижений. Критерием признания становится индивидуальный отрыв от собственных результатов, а не от достижений других.
Динамика проводится по результатам периодических замеров темпа чтения и понимания: ежемесячная «прибавка» скорости чтения должна составлять не менее 5-20 слов.
Критерии измерения результатов темпа чтения и понимания выпускника начальной школы по 3 уровням (условно) Уровень Критерии темпа понимания
Высокий 120-200 слов в минуту вслух и про себя. Сознательное, углубленное понимание текста.
Средний 90-120 слов в минуту. Понимание содержание текста.
Низкий 70-90 слов в минуту. Частичное понимание текста.
Результаты:
Дети начитаны, с широким кругозором, чтение мотивировано, сознательно.
Дети способны оценивать произведение на уровне формы и содержания.
Их оценка отличается самостоятельностью суждений и аргументированностью.
Они хорошо овладели навыками устной и письменной речи.
У этих детей хорошая память, устойчивое внимание.
Дети имеют высокий темп чтения «вслух» и «про себя».
Учащихся 4-го класса (7 уч-ся.) показали такие результаты:
Лент М.-138 сл./мин.
Антонович Н.-102 сл./мин.
Августинович А.-98 сл./мин.
Репецкий А.-98 сл./мин.
Кулинка Р.-98 сл./мин.
Тищенко М.- 87 сл./мин. .
Ярошинский Ю.-78 сл./мин.
Совершенствование навыка чтения младших школьников по данной технологии исключает неправильный психомоторный опыт и тем самым возможность формирования навыков, тормозящих дальнейшее развитие чтения (это регрессия, малое поле зрения, артикуляция).
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Информационно-ценностный подход в обучении чтению.
Совершенствование навыка чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. Навык чтения - это универсальный навык, это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик учится. Народ давно подметил важность этого общеучебного навыка, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из древнейших: «На азбуке осёкся - и цифирь не далась». Как установили ученые, на успеваемость ученика, влияет около 200 факторов. Фактор № 1 - это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые. И как показывают исследования, младший школьник, чтобы быть компетентным по всем предметам начальной школы и в дальнейшей своей жизни, должен читать 120-150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учеником. Чтение 120-150 слов минуту - это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат.
Диктор телевидения - пример этого. Скорость чтения его составляет в среднем 130 слов в минуту - это и есть оптимальный диапазон для осмысливания материала. При определении психолого- педагогической основы темпа чтения я опиралась на идеи ученых В.А. Сухомлинского, В.Н. Зайцева, М.И. Омороковой, И.А. Рапопорт и других, которые вплотную занимались проблемой становления навыка чтения и определили, что темп чтения должен быть приблизительно равен темпу разговорной речи человека. Холерики, сангвиники говорят быстро и читают быстро, а вот меланхолики говорят медленнее и читают медленнее. Из этого видно, что холерики и сангвиники могут легко научиться читать в быстром темпе, а вот меланхоликам это сделать труднее. Но природа нам, учителям, дала подарок. Флегматиков и меланхоликов всегда примерно в классе 10 %, а это значит 2-3 человека. Значит большинство учащихся могут достичь уровня темпа чтения 120-150 слов.
Но мы, учителя, должны научить ребенка не просто читать, а воспитывать квалификационного, вдумчивого читателя, умеющего извлекать нравственный, эстетический потенциал из книг. Поэтому основная цель моей работы - это подготовка квалифицированного читателя, ученика, владеющего всем набором навыков, необходимых для продуктивного чтения. Чтобы воспитать такого читателя нужно решить следующие задачи:
1.Сформировать увсех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем успешно обучаться в основной и средней школе;
2.сформировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с учебной и детской книгой;
3.развивать у детей способности к полноценному восприятию литературного чтения.
Для достижения цели и решения задач в учебном процессе я опираюсь на технологию A.M. Кушнира «Информационно-ценностный подход в обучении чтению».
Технический признак технологии - чтение со «звуковым ориентиром» и слежение глазами за этим ориентиром. Это часто можно встретить в домашних условиях, когда взрослый читает вслух, а ребенок следит по книге. В школе «звуковым ориентиром» служит живой голос учителя или голос, записанный на магнитофон.
Работа по совершенствованию навыка чтения начинается с рассматривания книги. Это ведущий метод подготовки квалифицированного читателя. Хотя наряду с этим методом сохраняет своё значение и метод живого слова в самых различных формах: чтение вслух, наизусть, беседы, рассказы, пересказы, игры, конкурсы, инсценирование и т.д.
С первых дней обучения вводится подвижный план работы с книгой. Начинающего читателя- первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. При составлении плана работы с книгой я опиралась не только на систему работы A.M. Кушнир, но и старалась синтезировать с методическими идеями Н.Н. Светловской, потому что для меня важна реализация идеи-типа правильной читательской деятельности, поэтому в плане работы с книгой я выделила
три структурные единицы:
1.умение думать до чтения;
2.умение думать во время чтения;
3.умение думать после чтения.
Начиная с четвертой четверти первого класса, я с детьми составляю на каждую прочитанную книгу каталожную карточку. И в конечном итоге у них формируется тип правильной читательской деятельности.
Работу по «совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно- ценностный подход» я осуществляю ступенчато.
Первый шаг к обучению - это подготовка зрительного анализатора, а выражается она в том, что глаза читающего находятся в том месте, которое сейчас, вот сию минуту звучит. Ребенок глазами и движением указательного пальца одновременно со звучанием движется по строке. И это движение нужно довести до автоматизма.
Следующий шаг - я предлагаю ученику читать шепотом вместе с диктором. В начале этой работы многие дети только успевают произносить с диктором окончания слов, но потом они успевают читать полностью слова. На этом этапе у некоторых детей затруднения, и чтобы не нанести ущерб желанию читать, нужно чтобы ребенок как можно дольше читал шепотом для себя.
К громкому чтению одновременно с диктором переходят постепенно все, но каждый в свой срок и основным остается содержание текста. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают из слабых ситуации неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, звуковой ориентир постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении и быть успешными при оценке понимания.
Следующий шаг - это совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией, эмоциональностью. Интонация, культура чтения закладывалась и на предыдущих этапах - эталонным чтением диктора, то есть у детей уже сформировалась ориентация на выразительное чтение.
Однако лишь теперь, когда звучание приблизилось к скорости 120-130 слов в минуту, появляется возможность специально сосредоточить внимание на этом аспекте умения читать. Сменяя друг друга, цепочкой дети читают вслух вместе с диктором по 2-3 минуты, подражая всем нюансам произношения.
На этом этапе, как правило, завершается формирование мотивационной основы чтения. Уже сложилась установка читать вслух только красиво, ведь из практики урока были совершенно исключены слоговое и механическое чтение.
В это время дети начинают чаще ходить в библиотеку и получать домашнее задание прочесть то или иное произведение и поделиться с товарищами. На уроке я лишь выясняю, кто, по мнению ребят, прочел самую интересную книгу, и поощряю детей за рассказы друг другу о прочитанных книгах.
Далее скорость звучания звукового ориентира должна быть 150-160 слов в минуту, когда ребенок только успевает следить, но проговаривать не успевает. В жизни человек извлекает информацию, в основном, читая про себя. А читать вслух надо только тогда, когда есть благодарные слушатели.
Технология А.М. Кушнира.
Кушнир Алексей Михайлович - главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», кандидат психологических наук.
Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообразную модель обучения грамоте, показавшую двухтрехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения:
частнопредметная + общепедагогическая.
По философской основе: антропософская, природосообразная.
По основному фактору развития: психогенная + социогенная.
По концепции усвоения: гештальт + ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: мотивационно-личностный комплекс, ЗУН + СУД.
По характеру содержания: воспитывающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая. По типу управления познавательной деятельностью: самоуправление.
По организационным формам: природосообразная, разновозрастная, индивидуальная.
По подходу к ребенку: ребенок - взрослый - единый субъект жизнедеятельности.
По преобладающему методу: диалогическая, развивающая.
По направлению модернизации: возврат к народной педагогике, природосообразность
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
Воспитание читателя и более широко — воспитание автономной самообучающейся личности.
Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в по следующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции, инсайта и др.
Развитие прежде всего эйдетического чтения - способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением.
Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя. Отрыв чтения от артикуляции.
Отказ от промежуточных - учебных и подготовительных - моделей чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса понимания текста через узнавание известных слов как целостных образов.
Технологическая карта развития навыка чтения
1. Узнавание и называние букв.
2. Узнавание звуков в звучащих словах, идентификация звуков и букв.
3. Репродукция «близких» слов по зрительным образцам с помощью готовых моделей - кубиков с буквами, алфавитных касс и т.п.
4. Репродукция слов по зрительному образцу с помощью продуктивных приемов - аппликация, лепка, рисование, «печатание» и т.п.
5. Репродукция актуальных сообщений по зрительному образцу с помощью «печатания».
6. Репродукция актуальных сообщений по звучащему образцу со зрительной опорой.
7. Наблюдение за громким чтением учителем коротких завершенных текстов (пословицы, поговорки, анекдоты) на экране, плакате, сопровождаемым показом учителем читаемой строки рукой или указкой.
8. Проецирование своей руки на читаемый учителем текст и следование по тексту вместе с учителем: вместе с учителем показываем на слово, и учитель озвучивает его.
9. Движение рукой, пальцем, указкой, а следовательно, и глазами по строке, сопровождаемое озвучиванием строки, текста учителем: показываем учителю, где читать, по очереди подходя к экрану, плакату.
10.Следование пальцем, а соответственно, и глазами по строке за чтением учителем знакомых стихотворных текстов с темпом от 40 слов в минуту как на эк ране (плакате), так и в книге: догоняя учителя, движемся за звуковым ориентиром.
'1
11. Сопровождение пальчиком по строчке чтения диктора - используем магнитофон - с темпом от 50 слов в минуту преимущественно стихотворных незнакомых текстов (по книге).
12. Следование за звуковым ориентиром (чтением диктора) с темпом до 60 слов в минуту одними глазами на материале незнакомых продолжительных текстов.
13. Чтение (по очереди - цепочкой) шепотом (вслух) вместе с диктором знакомых стихотворных текстов (из дошкольного домашнего чтения - К.Чуковский, С.Михалков) с темпом не более 70 слов в минуту.
14. Отрыв от артикуляции - резкий переход к темпу 120 слов в минуту и более (середина 1-го класса). Следование одними глазами за ускоряющимся ежедневно на одно слово в минуту звуковым ориентиром до достижения 160 слов в минуту.
15.Отрыв от строки, чтение с временным ориентиром. Используются двухминутные интервалы, отмеряемые с помощью песочных часов. Резкий переход к чтению про себя без звукового ориентира с темпом от 250 слов в минуту размеченного на временные отрезки текста с контролем времени.
Технологическая карта развития навыка письма
1. Идентификация звука и прописного знака в словах. Учитель называет слово и «пишет» его на глазах у детей, собирая из кубиков, карточек и других готовых форм. При этом акцентируется и обыгрывается то, что слово состоит из звуков, каждый из которых имеет свой графический облик - букву. Продолжительность этапа - один-два урока. Задание на дом: мама или папа должны написать под диктовку ребенка, на глазах у ребенка десятка два слов.
2.Репродукция детьми слов-эталонов с помощью кубиков, карточек и других готовых форм. Учитель пишет «психологически близкое слово» на доске или показывает на плакате, а дети собирают это слово из букв на карточках, кубиках и в других готовых формах. Одного-двух уроков достаточно, чтобы возникла устойчивая связь между звуками, образующими слово, и буквами, отображающими слово.
3. Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с надписями цветными карандашами или фломастерами.
4. Освоение движения по строке. Ребенок показывает рукой прописной текст слово за словом, строку за строкой, а учитель озвучивает его в предлагаемом учеником темпе. Дети, сменяя друг друга, без пауз на приближение к доске работа ют с учителем, а остальные в это время пытаются делать то же самое, проецируя руку на текст. Два-три урока позволяют сформировать навык движения по строкам, а также появляется понимание полной зависимости звучания от того, что написано.
5. Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с надписями авторучками с цветными стержнями.
6. Домашние сочинения, написанные рукой родителей. Не допускается стилевое вмешательство родителей в текст. 4.1. Освоение идентификации звучащего текста с графическим (прописным).
7. Учитель следует указкой по прописному тексту, звучащему с магнитофона, показывает, что звучит сию минуту. Дети делают то же самое, проецируя пальчик на экран (плакат). Учитель озвучивает пока еще в медленном темпе текст, а дети vдоски или экрана, сменяя друг друга, пытаются удержаться на строке рукой или указкой, следуя по ней в темпе чтения учителя. Остальные дети делают то же самое, проецируя пальчик на текст. Требуется, как правило, до пяти уроков такого тренинга с детьми, не умевшими читать, чтобы сформировался первичный навык или полное понимание задачи.
8. Копирование на кальку сюжетных рисунков типа «Картинок Бидструпа».
9. Дети один за другим переходят к книге, где продолжают следовать пальчиком по прописному тексту за чтением учителя.
10.«Печатание» - копирование на кальку «печатными» буквами коротких актуальных текстов типа анекдотов, юморесок, занимательных задач и загадок, мод ных песен, частушек, пословиц и поговорок, набранных курсивом.
12. Автоматизация следования пальчиком по прописному тексту за звуковым ориентиром с темпом до 60 слов в минуту.
13. Копирование актуальных прописных текстов на кальку по графическому ориентиру. Используются прописные тексты без соединений между буквами и со знаками (точка и стрелка), обозначающими начало и направление движения в наиболее сложных для написания графемах.
14. Чтение со звуковым ориентиром прописных текстов одними глазами с темпом до 60 слов в минуту. Дети перестают держать пальчик на строке и справляются с процессом одними глазами. Глаза больше не нуждаются в тренере-руке. (Отдельные дети продолжают работать с пальчиком.)
15. Письмо на кальке по графическому ориентиру актуальных текстов. Используются содержательные прописные тексты с выделенными цветом соединениями.
16. Документирование детских выступлений на уроках устного слова и природоведения с помощью магнитофонной записи уроков. Тиражирование записей, с тем чтобы они стали «обиходной мелочью школьного быта». Продолжается до завершения начальной школы.
17. Чтение вслух со звуковым ориентиром знакомых и популярных (любимых детьми) стихотворных прописных текстов с темпом до 60 слов в минуту (одновременно с данным видом работы на уроках чтения).
18. Письмо на кальке с графическим ориентиром. Копирование прошеных текстов с актуальным содержанием. Используется стандартное слитное написание текстов-опор. 4
19. Коррекция качества устных выступлений. Ребенку выдается запись урока устного слова с заданием, оценить (проранжировать) все выступления, кроме своего, по трем критериям: содержательность, артистичность, культура речи.
20. Списывание интересных прописных текстов - письмо с графическим и(или) орфографическим ориентиром (письмо со зрительной опорой, списывание прописных и(или) печатных текстов).
21. Подготовка рефератов для уроков устного слова посредством выделения (подчеркивания) наиболее значимых мест текстов для зачитывания.
22. Поощрение в устных выступлениях элементов авторской передачи мате риала: интонация, выражение собственного отношения к информации, использование личного опыта.
23. Письмо с орфографическим ориентиром - списывание актуальных печатных текстов.
24. Реферирование актуальных материалов - подготовка выступлений и док ладов для уроков устного слова и природоведения. Поощряются «быстрые» способы компилирования материала - применение наряду с письмом вырезок, закладочек в нужных местах первоисточников и т.д. То есть не письмо ради письма, а письмо в контексте деятельности с завершенной мотивационной основой деятельности, имеющей социально или лично значимый продукт не в виде гипотетичного будущего умения писать, а в виде конкретного текста - подбора материалов, который непременно будет востребован значимыми другими или самим ребенком.
25. Диктанты со зрительной опорой - письмо со звуковым, графическим или орфографическим ориентиром (прописной или печатный текст в зависимости от уровня ученика). Дети пишут под диктовку магнитофона с темпом до 40 слов в ми нуту, имея текст перед глазами.
26. Фактографическое, выборочное конспектирование на уроках устного слова.
27. Отслеживание и поощрение устных сочинений на уроках устного слова, когда вместо реферата начинают проклевываться сюжетно и эмоционально сформированные выступления с выраженной авторской позицией.
28.Диктанты со зрительной опорой с темпом до 40 слов в минуту. Дети пишут под диктовку магнитофона, постепенно все меньше и меньше нуждаясь в зрительном графическом или орфографическом ориентире. С момента, когда две трети детей начнут справляться с рекомендуемым темпом, последний медленно растет до 60 слов в минуту. Отставание детей от темпа диктовки - дело запланированное. Звуковой ориентир в данном случае «тянет» за собой темп письма, а успешность деятельности обеспечивается зрительной опорой.
29.Максимально подробное конспектирование на уроках устного слова. Продолжается на уроках устного слова и природоведения (организованных по принципам уроков устного слова) до завершения начальной школы.
30. Устойчивое освоение учеником письма под диктовку с темпом до 60 слов в минуту - основа для его перехода на этап изложений со зрительной опорой. «Напиши короче и красивее» (в смысле художественном, а не графическом), такую инструкцию может использовать теперь учитель.
31.Подготовка развернутых рефератов на актуальные темы по материалам, предоставляемым учителем.
32.Разработка развернутых планов и написание по ним изложений по произведениям, увиденным или услышанным один раз (используются видеофильмы, телепередачи и радиопередачи).
33.Самостоятельный подбор материалов и подготовка на их основе развернутых рефератов на темы, предлагаемые учителем.
34.Написание изложений и сочинений по читаемым произведениям со значительной степенью авторства ребенка - авторства впечатлений, суждений, позиции, стиля и других аспектов письменной деятельности.
35.Разработка учителем и учеником индивидуальных самообразовательных циклов, ориентированных на специализацию ребенка в определенной области знаний. Самостоятельная подготовка учеником рефератов и выступлений в сфере своей специализации. Формирование и развитие индивидуальных информационных про странств.
36.Авторское письмо. Работа над стилистикой и выразительностью письменной речи. Сочинение рассказов, написание очерков и статей, исследовательских отчетов и т.п.
37. Совершенствование качества выступлений на уроках устного слова. Организуется как «закадровая» работа через аналитическую оценку выступлений друг друга по критериям, предложенным учителем (содержательность, убедительность, артистичность и т.д.), на основе магнитофонных записей.
1.Показ грамматического феномена. Все случаи, встречающиеся в теурге, выделены цветом, размером или подчеркнуты.
2.Узнавание грамматического феномена. Подчеркивание при чтении или письме, если феномен встречается.
3.Пассивное объяснение феномена. Карточка с правилом перед глазами с первого дня, когда появился феномен.
4.Актуализация феномена - показ ярких примеров применения, откуда становится понятной полезность правила.
5.Тренировка в узнавании феномена с учетом результативности и понимания (подчеркивание в тексте при чтении и письме). Учитель пользуется заранее обработанной книгой и точно знает, сколько раз на какой странице встретился тот или иной грамматический «выверт». Ученик индивидуально комментирует случай по требованию учителя.
6.Контроль понимания правила - работа с тестирующей системой.
Оценивание результатов
В качестве достаточно точного, адекватного критерия достижений детей применяется оценка изменения (вместо оценки состояния).
Мониторинг развития и темпов развития состоит в определении разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. При этом:
оценка не сравнивает детей друг с другом;
обеспечивает ежечасную обратную связь деятельности с ее результатом;
формирует у ученика ясное понимание смысла пребывания в школе, концентрированным выражением которого является ориентация на рост и развитие;
дает ребенку ясное представление о том, насколько он изменился, вырос за день, за неделю, за месяц в школе по любому значимому аспекту развития, будь то знания, умения или навыки;
оценка избавлена от влияния личного отношения учителя к ученику, что совершенно ясно ученику и вытекает из внутренней сущности оценивания;
оценка вплетена в контекст деятельности учителя и ученика так, что в равной степени оценивает и развитие ученика, и успешность деятельности учителя;
оценочная шкала имеет весьма широкий диапазон баллов, который позволяет видеть положение и динамику ученика на всей дистанции школьной программы по данному аспекту;
в процессе оценивания доминирует не контрольная, а формирующая функция;
оценивание занимает мало времени, органично вплетено в процесс планирования и контроля деятельности;
оценка предельно индивидуализирована, отслеживает динамику роста ученика относительно его личных достижений:
оценка не позволяет останавливаться в развитии, остановка - это именно то, что немедленно снижает ее;
оценка формирует привычку к позитивной изменчивости, развитию;
оценка выступает технологическим элементом более общего процесса, в котором объединены планирование, контроль деятельности и оценка;
новый тип оценки ускоренно формирует мощную мотивацию саморазвития, самосовершенствования, мотивации достижений, в сущности, новый тип парадигмы жизненных ценностей.
i
Использование аудиовидеосредств
Звуковой ориентир, реализуемый с помощью магнитофона, не единственная техническая форма воплощения этой методологии. Существуют компьютерные и видеоверсии, такая забава, как «караоке», весьма точно реализует задачи обучения чтению, и, наконец, появились магнитофоны (плееры) с небольшим дисплеем, на котором слушатель видит бегущую строку, синхронизированную со звучащим текстом