ЭТАПЫ | ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ |
I. Повторение изученного на уроке чтения. | Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели. С какими новыми звуками познакомились на уроке чтения? Какими буквами обозначаются эти звуки? Как эти буквы называются? Учитель: – Хотите услышать сказку о букве? Присказка: Сказка от начала начинается До конца рассказывается В середине не перебивается А кто сказку перебьёт, Сказка сразу и уйдёт. (Учитель рассказывает сказку голосом, выделяя звук «л» в словах). Учитель: – Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуком «л» М. Скребцова «Сказка о букве Л». – Да, дуб – красивое дерево, – сказала буква Л, – настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладину, вот тебе и буква Л. Л – буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых лёгких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее слово – «Любовь». С Любви начинается всё прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть. Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» – совсем коротенькое слово, а сколько в нём чудес: не только дуб в лесу живёт, – в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве ещё много других царств прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится! Учитель: – Что вам понравилось в сказке? Учитель: – Какие звуки чаще всего встречаются в сказке? Учитель: – В каких словах? (ответы детей) | Прозвенел для нас звонок, начинается урок. Дети зовут сказку: Свечка, свечечка зажгись, Ярким светом загорись, Сказка в гости к нам явись. |
II. Постановка учебной задачи. | | На уроке письма мы будем писать букву Л, слоги, слова, предложения с этой буквой. Мы должны писать красиво. Сидеть прямо, ноги касаются пола, грудь парту не задевает, тетрадь лежит под наклоном, держим ручку правильно, руки должны быть чистыми, паста не жирная.
|
III. Подготовка к письму | Учитель и дети проговаривают хором: - Я тетрадочку открою, И с наклоном положу. Ручку правильно держу, За посадкой я слежу. И красиво напишу. | Дети выполняют задания учителя. |
IV. Знакомство с письменной буквой Л. | Рассмотрите на таблице (на доске) букву Л. Сравните письменную и печатную буквы. Чем они отличаются. Из каких элементов состоит буква Л. Перед вами элементы буквы, попробуйте из них сконструировать букву Л. Возьмите букву из бархатной бумаги, закройте глазки и обведите пальчиком букву по контуру. Выложите букву из ниток. А теперь возьмите ручки, покажите друг другу их, положите прописи правильно, покажите посадку. |
У печатной буквы 3 элемента, а у письменной 2; у печатной буквы прямые, острые линии, а у письменной плавные, наклонные. первый элемент плавная наклонная короткая линия с закруглением внизу влево, второй элемент наклонная короткая линия с закруглением внизу вправо. дети выполняют задания учителя. Дети выполняют задания.
|
V. Обучение письму буквы Л. |
1) Письмо элементов в прописи. - Вначале напишем букву Л по элементам, как показано в прописи.
2) Показ образца написания буквы учителем на доске. 3) Воображаемое письмо « в воздухе». Письмо с использованием кальки в качестве тренажёра и эксперта. Работа в парах «Мисс буква» |
Смотрят Прописывают в воздухе Выполняют задания учителя Воображаемое письмо « в воздухе». Письмо с использованием кальки в качестве тренажёра и эксперта.
Дети в тетради соседа находят самую правильную красивую букву и рисуют над нею корону. |
Физминутка | Пальчиковая гимнастика. Нет на свете легче дел, Чем составить букву « Л». Распрямим свои ладони И из них построим домик. (Тренировочные упражнения с пальчиками). |
VI. Обучение письму слогов и слов по образцу в прописи. | 1) Письмо слога. Что дальше будем делать? Какие слоги бывают? Вспомните, какие соединения слогов бывают? Прочитайте слоги в прописи. Какие они? Посмотрим, какие соединения у этих слогов. Прочитайте слоги, у которых нижнее соединение, верхнее соединение. Какой слог будем писать? Как будем писать? Посмотрите на доску и понаблюдайте за движением моей руки. Пропишите этот слог в воздухе. А теперь пропишите слог по образцу в прописи. Обратите внимание на посадку. Обведите образец по кальке. Теперь самостоятельно пропишите слог и проверьте написание по кальке. Поднимите руку, у кого получилось по образцу. 2) Письмо слова. Прочитайте слово. Сколько слогов в слове? Прочитайте 1 слог, знакомо ли вам написание этих букв? Прочитайте 2 слог. А он вам знаком? Пропишите слово по образцу, а потом самостоятельно, проверьте по кальке. Такая же работа проводится и с другими слогами и словами. | Писать слоги и слова с новой буквой. Слоги бывают открытые и закрытые. Соединения слогов бывают нижнее, среднее и верхнее. ла, лу, ли, ло – открытые. Ла, ло – нижнее соединение, лу, ли – верхнее соединение. Мы будем писать слог ла, сначала букву л, потом снизу букву а. Дети наблюдают за рукой учителя, прописывают слог в воздухе. Письмо с использованием кальки в качестве тренажёра и эксперта. Дети выполняют задания. |
Физминутка |
Ребята показывают свою любимую «Хома, хома, хомячок» |
VI. Письмо предложения. | - Прочитайте предложение в прописи. - Какой знак стоит в конце предложения? Почему? - Сколько слов в предложении? - Прочитайте 1 слово, 2 слово, 3 слово. - Как нужно писать первое слово?
- Ребята, пропишите предложение, соблюдая все правила письма, обратите внимание на посадку. |
- в конце предложения стоит вопросительный знак , потому что звучит вопрос, спрашивают. - в предложении три слова. - читают. - Первое слово в предложении пишем с большой буквы. - Потому что имена нужно писать с большой буквы. |
VI. Рефлексия. Итог урока. |
- А кто, ребята из вас расскажет, что же мы узнали про эту букву и что мы с ней делали на уроке письма? - А сейчас посмотрите в прописи и скажите, кому своя работа понравилась? - Какая работа вызвала затруднения? Прозвени-ка дружок, голосистый звонок, Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо. |
- Мы узнали, что эта буква обозначает 2 звука [л], [л’]. Есть 2 печатных буквы, заглавная и маленькая. Эти звуки звонкие. - А на уроке письма мы учились писать буквы Л, л, писали их в соединении с другими буквами и писали слова и предложения с этими буквами. Ребята отвечают на вопросы. |