2. Актуализация знаний | Давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке? Но я буду спрашивать только тех, кто правильно поднимает руку. 1. Назовите 3 главнейших равнины нашей страны. Кто покажет нам их на карете? 2. Чем отличаются друг от друга Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины? 3. Почему Среднесибирское плоскогорье называют «плоскогорьем»? 4. Где мы живем? 5. А где она расположена? (На какой равнине она расположена?) 6. Вот мы с вами вспомнили равнины. А о чем еще мы говорили на прошлом уроке? 7. Какие горы в старину называли «каменным поясом Земли Русской»? Кто нам их может показать? 8. А какие еще есть горы на территории нашей страны? Кто нам их покажет? 9.Назовите самую высокую гору нашей страны. Покажите мне ее на карте. 10. А что вы знаете про горы Алтай? | - Равнины и горы России. - Восточно-Европейская (Русская) равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье. Один ребенок показывает все равнины. - Восточно-Европейская равнина не совсем ровная, на ней есть низменности, возвышенности, много холмов. Она является холмистой. А Западно-Сибирская равнина очень ровная, нет ни понижений, ни повышений. -Потому что там преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающие горную местность. - В Москве. - На Восточно-Европейской. - О горах. - Уральские горы. Один ребенок выходит и показывает пояс Уральских гор. - Кавказские горы, Алтай, Саяны. Один ребенок выходит к карте. - Эльбрус. Вызвать одного ребенка к карте. - Эти горы внесены в список Всемирного Наследия. |
3. Изучение нового материала | - Мы с вами вспомнили равнины и горы. А как их можно назвать одним словом? - Какими цветами она у нас обозначены на глобусе? - А какой цвет у нас еще есть? - Как вы думаете, что он обозначает? - А воды у нас на планете больше, чем суши? - (Шум воды) А теперь отгадайте загадки. Обманывать не стану, Я меньше океана, Но я большое, всё же, На океан похоже. Могу спокойным быть, Могу и заштормить. Есть у меня всегда Соленая вода. Как вы думаете, что это? - Верно, следующая загадка. На поле небо отражается, Но не зеркалом точно оно называется. Что это? - Правильно. И последняя загадка. Летом бежит, зимой стоит, Весна придет – опять побежит. - Вы отгадали все загадки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема урока? - Найдите в учебнике страницы, на которых говориться о нашей сегодняшней теме. Назовите. - А сейчас переверните карточки, которые лежат у вас на столах. - Первый ряд, какое у вас слово? - Второй ряд, у вас какое слово? - И, третий ряд, вам что выпало? - Объясняю задание, слушаем внимательно. Вам нужно в парах найти информацию в учебниках на страницах 66-68, четко следуя плану, написанному на карточках. На это у вас есть 10 минут. - Давайте заканчивать. Начнем с первого ряда. Кто хочет ответить, поднимаем руку. Вызвать одного человека к доске. - А все остальные внимательно слушают, в конце может быть кто-то захочет дополнить или исправить ошибку. - Никто не хочет добавить что-нибудь? - А кто был на вышеперечисленных морях, поднимите руки. - Следующим у нас отвечает второй ряд. Кто хочет ответить? Вызвать одного человека к доске. - Все остальные внимательно слушают. - Извини, я тебя на секунду перебью. На самом деле не только из-за больших размеров, но из-за того, что это озеро соленое, а озера у нас обычно наполнены пресной водой. Продолжай, пожалуйста. - Никто ничего добавить не хочет? - Поднимите руки те, кто ездил на перечисленные озера. - А теперь третий ряд расскажет нам про реки. - Молодцы. Есть, что добавить? - Хорошо. | - Суша. - Зеленым, коричневым, желтым, оранжевым. - Синий, голубой. - Воду. - Да. - Море. - Озеро. - Река. - Моря, озера и реки России. Ищут страницы и называют 66-68. Переворачивают. - Моря. - Озера. - Реки. Выполняют работу в парах. Выходит один ученик к доске. - Балтийское, Черное и Азовское моря (показывает их на карте) – это моря Атлантического океана, они глубоко вдаются в сушу. Черное и Азовское моря теплые, а Балтийское – холодное. Так же есть моря, которые относятся к Тихому и Северному Ледовитому океанам. Эти моря холодные и не вдаются так глубоко в сушу. По возможности дополняют. Поднимают руки. - В нашей стране есть такие озёра как Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское (показывает на карте). Самым большим озером называют Каспийское море. Морем его назвали из-за больших размеров. Самым глубоким является озеро Байкал (его глубина 1642 метра). А на Европейской территории России есть крупные озера – Ладожское и Онежское. По возможности. Поднимают руки. - На территории нашей страны есть такие крупные реки как Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур (показывает на карте). Издавна на берегах рек строились села, деревни и города. Наш город тоже стоит на реке, которая называется Москва-река. По возможности. |
5. Закрепление пройденного материала | - Давайте еще раз скажем, на какой реке стоит наш город. - Почему в этой реке нельзя купаться? - На нашей планете загрязнена только Москва-река загрязнена? - А озера и моря у нас загрязняются? - Кто и чем их загрязняет? - А что нужно делать, чтобы водоемы были чистыми? - А теперь все перечисленные реки, озёра и моря мы нанесем на наши контурные карты. Но для этого каждый откроет карту нашей страны на страницах учебника 58-59. - Начнем с морей. Какие моря мы сегодня упоминали? Обратите внимание на то, как они выглядят (показ слайдов с фотографиями). - Находим их на карте в учебнике, а затем подписываем названия на контурных картах. - А теперь какие озера мы сегодня называли? Обратите внимание на то, как они выглядят (показ слайдов с фотографиями). - Находим их на карте в учебнике, а затем подписываем названия на контурных картах. - А какие реки мы сегодня называли? Обратите внимание на то, как они выглядят (показ слайдов с фотографиями). - Находим их на карте в учебнике, а затем подписываем названия на контурных картах. - А теперь сдаем с последних парт на первые. | - Москва-река. - Потому что она грязная. - Нет, другие реки тоже загрязняются. - Да. - Человек. Мусором и отходами производства. - Не бросать в них мусор, не сливать отходы производства. - Балтийское, Черное и Азовское моря. Находят и подписывают. - Ладожское, Онежское, Балтийское озёра и Каспийское море. Находят и подписывают. - Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Находят и подписывают. Сдают. |