Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Путешествие по карте России"»
Урок окружающего мира в 4-м классе
по теме "Путешествие по карте России"
Цели :
Формировать умение узнавать формы земной поверхности, знать названия и находить на карте России равнины, горы, моря, озера, реки, острова и полуострова.
Формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу , основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы ; договариваться и приходить к общему решению, строить понятные высказывания.
Задачи :
Вспомнить , что «знаем» о формах земной поверхности и условных цветах на физической карте.
Выявить , что «хотим узнать» об особенностях географического положения России.
Заполнить таблицу «Горы России»
Нанести на контурную карту название равнин и гор России
Нанести на контурную карту названия рек, море, океанов, озер России.
Учить находить географические объекты на карте России и давать им название.
Оборудование : рабочие тетради, карточки с заданиями, учебники, атласы, компьютер, проектор, диск «Уроки Кирилла и Мефодия», физическая карта России.
Структура урока :
Организационный момент. – 1 минута
Актуализация -3 минуты
Открытие нового знания - 25 минут
Первичное закрепление - 12 минут
Итог урока, рефлексия. -3 минуты
Домашнее задание - 1 минута
Ход урока :
Организационный момент. Слайд №1
Ребята, сегодня у нас необычный урок , а урок - путешествие . Мы совершим путешествие по поверхности России. А что нам поможет в путешествии ? ( Физическая карта) Но прежде, чем отправится в путешествие, нужно повторить, что вы знаете о формах земной поверхности, о физической карте.
2 . Актуализация.
У вас на столе вопросы , ответьте на них, если вопрос вызвал затруднение обведите его ручкой. Обсуди вопросы с соседом , помните о правилах работы в паре.
Вспомним правила “этикета”. Слайд №2
Поворачивайся к говорящему.
Смотри на собеседника.
Обращайся по имени.
Вопросы:
Какие формы поверхности земли ты знаешь?
Какие водные объекты бывают?
Каким цветом на карте показана низменность?
Каким цветом на карте показана возвышенность?
Каким цветом на карте показаны горы?
Каким цветом на карте показана вода?
Каким цветом на карте окрашены глубокие места морей и океанов?
Каким цветом на карте окрашены мелкие места?
На каком материке расположена Россия?
Какое государство занимает самую большую площадь ?
Заполните на листке колонку «Знаю»
Фронтальный опрос по разделу «Знаю» , игра «Снежный ком».
3.Открытие нового знания .
А теперь подумайте и запишите, что каждый «хочет узнать» на нашем уроке – путешествии.
Фронтальный опрос. (ответы детей)»Снежный ком»
Прежде , чем отправится в путешествие , любой путешественник изучает, то место куда он отправиться, что хочет знать на что хочет посмотреть. В этом нам поможет физическая карта России. Слайд №3
Для работы мы разделимся на группы. Давайте вспомним правила работы в группе.
Правила сотрудничества: Слайд №4
терпеливость;
доброжелательность;
вежливость;
общий результат зависит от твоей работы.
Выберите капитана .Распределите обязанности членов группы.
Чтец – читает вслух.
Секретарь – записывает.
Докладчик – рассказывает, что решила группа.
Изучать карту мы будем по плану. У каждой группы есть план маршрута.
Когда будите подписывать названия географических объектов, какое правило надо помнить ? (Имена Собственные пишутся с большой буквы)Слайд №5
План №1 «Горы и равнины России»
1.Просмотрите фильм о горах и равнинах России (урок №7 «КиМ»). 2.Выполните задания №4,5,7,8.
3.Поработайте со статьёй учебника стр. 73.
4.Заполните таблицу «Горы России» р.т. стр. 30
5.Используя атлас нанесите на контурную карту р.т. стр. 29 название гор и равнин России.
План №2 «Океаны, моря, реки и озера России»
Поработайте со статьёй учебника на стр. 74-75.
Используя атлас нанесите на контурную карту р.т. стр. 29 название рек и России и озеро Байкал.
Просмотрите фильм о реках, морях, озерах России (урок №8 «КиМ»).
Выполните задания № 4,5,11
Нанесите на контурную карту р.т. стр.29 название океанов, морей.
Дети работаю в группах по сигналу учителя, меняются местами и планами.
Физминутка
Обмен группами.
4.Первичное закрепление
Физминутка
Отчет групп о проделанной работе.
Ваше изучение окончено. Давайте отправляться в путь. Но сначала вспомним правила сотрудничества в группе. Слайд №6
Каждый человек заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая.
Говори понятно.
Если прозвучала информация не вполне ясная. Задай вопрос на понимание “Правильно ли я понял?”
Критикуй идею, а не личность.
Говори при ответе “мы считаем”.
Вместе с нами будет путешествовать Солнце.
- Где встаёт солнце? Наше путешествие тоже начнётся с востока нашей страны, от туда, где мы с вами живем. Что находится на Дальнем Востоке?
(Хабаровский край, река Амур, Тихий океан, Охотское море и т.д. о родном крае)
А ещё на востоке находится полуостров Камчатка. Найдите его у себя на картах. Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750) Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Кто сможет объяснить ?
А мы движемся дальше . Где остановилось солнышко ?
Средне – Сибирское плоскогорье.
- Что вы видите на карте? ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)
Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей).
Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.
- Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).
Какие реки текут по этой территории ? Какое озеро? Что о нем можете рассказать ?
- А теперь отправимся на юг нашей страны.
Горы Алтая и Саян.
- Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).
- А какие горы?
- Что вы можете сказать о высоте гор? (НаАлтае есть гора Белуха – 4506 м.)
Алтай входит в список Всемирного наследия.
- Продолжаем наше путешествие.
(Физическая карта).
Западно – Сибирская равнина.
- Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)
(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)
Какие реки текут по этой равнине ?
Уральские горы.
- Что вы видите на карте? (Ответы детей)
- Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)
- Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м
Гора Белуха на Алтае – 4506 м.
(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).
Кавказские горы.
- Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)
Какое море находится слева от гор? Что вы узнали о Каспийском море?
Восточно – Европейская равнина.
- Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?
(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)
Какая крупная река течет по этой равнине?
Давайте возвращаться. Мы будем плыть морями и океанами. Наш путь начнется в самом маленьком море . Каком ? (Белом) из города Архангельска. (кораблик)
Какие моря и океаны мы пересечем , чтобы доплыть до порта Ванино Хабаровского края?
Вот мы и вернулись в класс. Давайте проверим , что мы запомнили в нашем путешествии. Возьмите тесты, выполните задания.
Тестирование
1.Каменным поясом земли называют:
А)Кавказские горы
Б)Уральские горы
В)Алтай
2. Самые высокие горы России –это
А)Саяны
Б) Алтай
В)Кавказские горы
3.Самое глубокое озеро России – это
А)Лодожское
Б)Байкал
В)Онежское
4. Самая длинная река России- это
А)Волга
Б)Лена
В)Енисей
5. Полуостров на территории России , где много действующих вулканов-
А) Таймыр
Б)Камчатка
В) Чукотский
Взаимопроверка.
Поменяйтесь работами. Сравните с образцом. Слайд.
Оценивание.
Кто выполнил без ошибок –«5»
У кого одна ошибка –«4»
У кого две ошибки – «3»
У кого больше, еще надо почитать и выполнить тест еще раз.
5 Итог урока, рефлексия
Вернитесь к своему листку ,сравните колонки «Хочу узнать» и «Узнал».