ТЕМА УРОКА «Река – пресный водоем».
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями реки( исток, устье, берега, притоки), учить находить и показывать реки на карте, развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки со словами родник, ручей, исток, приток, устье, берег, схема реки, запись журчания реки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
На доске запись: «С маленькой удачи начинаются большие успехи».
- Как вы понимаете эти слова? Надеюсь, что наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху. Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (успеха и удачи)
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода,
Чтоб тему урока узнать,
Загадку надо нам отгадать!
Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.
(речка)
Тема нашего урока «Река – пресный водоем».
3.Изучение нового материала.
- А как рождается река? В этом нам поможет загадка, которую надо отгадать. К маме – речке я бегу
И молчать я не могу.
Я её сын родной,
А родился – весной.
(ручей)
Учитель прикрепляет на доску карточки со словами: РОДНИК, РУЧЕЙ, ИСТОК. Значит, началом реки является родник, ручей т. е. исток.
Перед вами схема реки. Найдем на схеме, где будет начало реки (в это место приклеивается карточка со словом ИСТОК).
-Ребята, знаете ли вы, какую реку называют рекой - матушкой? (Волгу) А начинается она тоже с маленького ручейка, как и любая речушка.
( На экране компьютера появляется изображение истока Волги.)
На Валдайской возвышенности на дне небольшого болотца чистым маленьким родником начинается великая русская река Волга.
На первых километрах, у истока, её течение почти незаметно, лишь после впадения в Волгу первого ручья Персянка она становится маленькой речушкой шириной от одного до двух метров.
На доске появляется карточка со словом ПРИТОК.
- Как вы думаете, что такое приток реки? (обсуждение детьми)
Учащиеся под руководством учителя делают вывод: «Мелкие реки и ручьи, которые впадают в более крупную реку, называют притоками».
- А теперь давайте найдем притоки на нашей схеме реки (карточки со словами ПРИТОК приклеиваются к схеме реки)
- Вернемся к реке Волга. После впадения Оки Волга становится могучей рекой – шириной от 600 до 2000 метров и глубиной до 12 метров. В её водах обитает более 75 видов разных рыб, она снабжает города водой, несет на своих волнах многочисленные суда. (Появляется изображение реки Волга)
ФИЗМИНУТКА. (проводится под музыку журчания реки)
- Представьте, что вы находитесь в лодке. Вы плывете по небольшой реке по течению. Посмотрите направо. Что вы видите? Посмотрите налево. Что будет слева? Отгадайте загадку.
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.
(берега)
Учитель прикрепляет на доску карточку со словом БЕРЕГ.
-А теперь плывём назад. Где сейчас будет правый берег? А левый? Как определить, где у реки будет левый берег, а где правый? (предположение детей)
На экране компьютера появляется запись «Если плыть то течению реки, то слева будет левый берег, а справа – правый. Определять берега и притоки реки нужно по течению от истока».
- Посмотрим на схему реки. В каком направление течет наша река? (указать стрелкой направление течения) А теперь найдем левый и правый берега, и выясним, какой приток реки левый, а какой правый (к схеме реки приклеиваются карточки ЛЕВЫЙ БЕРЕГ, ПРАВЫЙ БЕРЕГ). Что вы видите на схеме дальше? (Река впадает в море) Как называется место впадения реки в другую реку, море или озеро вы узнаете, прочитав в учебнике с. 99-100. После чтения появляется карточка со словом УСТЬЕ. Следовательно, место впадения реки в другую реку, море называется устьем. К схеме реки приклеивается карточка УСТЬЕ.
Волга впадает в Каспийское море (появляется изображение устья Волги).
- Ребята, посмотрите на карту России и давайте на ней найдем реку Волгу. Понаблюдайте за ее течением (учащиеся показывают реку на карте). Покажите её притоки, устье.
- А сейчас проверим, как вы усвоили новый материал.
Выполняется тест.
1. Как называют начало реки?
• Приток
• исток
• устье
2. Как определить, какой берег реки левый?
• Встать лицом против течения реки, слева будет левый берег
• Встать лицом по течению реки, слева будет левый берег
• Встать лицом к реке, слева будет левый берег
3. Что называют устьем реки?
• Начало реки
• Место впадения в другую реку или море
• Самое узкое место реки
Групповая работа.
1группа - нарисуй рисунок –схему, где река впадает в море.
2 группа –нарисуй рисунок – схему, где река вытекает из моря. Отметь исток и устье.
4. Итог урока.
Какие новые слова вы узнали? Что они обозначают? Довольны ли вы своей работой? Вспомните запись на доске: «С маленькой удачи начинаются большие успехи». Перефразируем их в соответствии с темой нашего урока и получим слова из песни ( «С голубого ручейка начинается река»)
- Закончим наш урок песней «Улыбка».