I. Психологический настрой. - Закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. » II. Актуализация знаний. - Давайте вспомним материал прошлого урока. - О каком городе шла речь на прошлом уроке? - Чем является Москва для нашей страны? - Когда и кем был основан город Москва? - Какие достопримечательности есть в Москве? - Как называется самая главная, самая красивая площадь в Москве? III. Самоопределение к деятельности. - Сегодня на уроке мы поговорим ещё об одном замечательном городе нашей страны. Это один из самых красивых городов мира. Он расположен на берегах Невы, на северо-западе нашей страны. Этот город называют северной столицей нашего государства. - Кто догадался, о каком городе идёт речь? (Санкт- Петербург) - Сегодня мы с вами поговорим о городе Санкт-Петербург, узнаем, чем замечателен этот город. (Слайд) IV. Открытие новых знаний. - Что вам известно об Санкт-Петербурге? – Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов России. Удивительно красивы не только улицы и здания Санкт-Петербурга, но и реки, каналы, мосты. Особенно знамениты разводные мосты. Город расположен на берегах Невы. Его основал царь Пётр I более 300 лет назад. (Слайд) Чтобы укрепиться на Балтийском море, создать флот, быть ближе к Европе и решил Пётр I заложить новый город в устье реки Невы. Место, где решили строить город, было сырое и болотистое. По приказу Петра I рабочих людей собирали со всей страны. Много трудностей пришлось испытать строителям нового города. Но всего через несколько лет Санкт-Петербург стал одним из самых красивых городов нашей страны. - А как раньше назывался этот город? С 18 августа 1914 года до 26 января 1924 года Петрогра́д, с 26 января 1924 года до 6 сентября 1991 года — Ленингра́д. - Давайте совершим небольшую экскурсию в этот прекрасный город и познакомимся с его достопримечательностями. - Начнём знакомство с городом по плану, который есть у вас в учебнике, откройте учебник на странице 109-й. - Рассмотрите план Санкт-Петербурга, прочитайте названия объектов города. (Учащиеся рассматривают план города и перечисляют названия объектов) - Позже некоторые из них мы рассмотрим чуть ближе. - Но сначала познакомимся с гербом Санкт-Петербурга. (Слайд) Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей - морского и речного, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. Геральдическое описание герба гласит: «В червленом (красном) поле золотой российский скипетр поверх двух опрокинутых серебряных якорей морского и речного, о четырех зубцах, накрест. Щит увенчан российской императорской короной и положен поверх двух российских скипетров натурального цвета, соединенных лентой Святого Андрея Первозванного». Скипетр с античных времен является знаком правителей, в данном случае скипетр, увенчанный государственным орлом, символизировал монархическую царскую власть, а также, что Санкт-Петербург — столица Российской империи. Два серебряных якоря, из которых один — двухлопастный, с перекладиной у кольца — морской, другой — четырёхлопастный, с кольцом — «речная кошка», означали, что город — морской и речной порт. Якоря выражают идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красное поле щита напоминает о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны. - А сейчас проведём небольшую экскурсию по городу, рассмотрим достопримечательности. Шпиль Петропавловского собора (Слайд) Строительство Петербурга началось с сооружения на Заячьем острове Петропавловской крепости. Петропавловский собор с его необычным золоченым шпилем долгое время считался самым высоким зданием в России. Петропавловская крепость (Слайд) Так выглядит сейчас Петропавловская крепость, с которой началась застройка будущего города. Она окружена Невой. Её гранитные стены и бастионы отражаются в воде, а золотой шпиль устремлён высоко в небо. - Санкт – Петербург – город музеев. В Петербурге 47 музеев. Санкт - Петербург более 200 лет был столицей России. В середине 18 века на набережной Невы был построен Зимний дворец. Зимний дворец (Слайд) Величественное здание на берегу Невы. В этом дворце жили русские цари. В нём 1050 залов и комнат, украшенных золотой резьбой и лепниной, 1886 дверей, 2000 окон, 120 лестниц. В Зимнем дворце находится Эрмитаж – известный музей. (Слайд) Эрмитаж (Слайд) Эрмитаж – это один из крупнейших музеев мира. Он образовался в 1764 году. Слово «эрмитаж» в переводе с французского языка означает место уединения. В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть на бесценные сокровища: картины, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота. В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая картинная галерея мира. Дворцовая площадь (Слайд) Главная площадь города – Дворцовая. В центре Дворцовой площади можно увидеть величественное сооружение – Александровскую колонну (Слайд), которую венчает ангел с крестом. Александровская колонна посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года, а изображение ангела представляет собой символ народного подвига в этой войне. Это самая высокая в мире колонна из гранита. Медный всадник (Слайд) Одним из символов Санкт-Петербурга является памятник основателю города – Петру Первому, который изображён скачущим на коне. Кунсткамера (Слайд) Санкт-Петербург – город удивительных музеев. Одним из них является Кунсткамера. В её многочисленных выставочных залах собраны диковинные экспонаты. Летний сад (Слайд) А сейчас мы окажемся у ворот чугунной ограды знаменитого летнего сада. Через год после начала строительства города Петр I велел заложить Летний сад. Это было невиданное диво для прежней России. Кругом и так стоял лес. Но царь приказал его вырубить, насыпать дорожки и посадить ровными рядами деревья, которые садовники стали подстригать. Между деревьями расставили мраморные скульптуры греческих богов, построили фонтаны. Из различных стран привозили в сад розы, тюльпаны, белые лилии… Казанский собор (Слайд) Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Исаакиевский собор (Слайд) Это крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имел высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно назвать образцами высокохудожественных произведений искусства. Аничков мост (Слайд) Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. Московский вокзал (Слайд) Один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга и один из четырёх вокзалов, обслуживающих поезда дальнего следования. Входит в Северо-Западную региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. - Город стоит на 42 островах. Вокруг них каналы, реки, протоки. Все они соединены мостами. В городе 342 моста. Мосты большие и маленькие, каменные и стальные, подвесные, но особенно знамениты разводные мосты. (Слайд) Физ. минутка. V. Закрепление изученного материала. Работа в рабочих тетрадях. (Разбираем с детьми, что нужно сделать в задании, затем они выполняют его) Стр. 70 Задание №1. Стр. 70 Задание №2. Стр. 71 Задание №3. - А сейчас поработаем в парах. Проведём небольшую викторину. Я раздам вам листочки с вопросами. Вы на них должны ответить и записать ответы на листочках. Затем проверим. Викторина. 1. Как называется город, стоящий на Неве? 2. Кто был основателем Санкт-Петербурга? 3. В честь кого назван город Санкт-Петербург? 4. С возведения какого сооружения началось строительство Санкт - Петербурга? 5. Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? 6. В центре Дворцовой площади можно увидеть величественное сооружение... 7. В честь кого воздвигнут памятник «Медный всадник»? Проверка. VI. Итог. Рефлексия. - О каком городе мы сегодня говорили на уроке? - Что вы запомнили про Санкт-Петербург? - Какие достопримечательности запомнили? Рефлексия. Я смог… Я научился… Я узнал… |