Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Тундра".
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Тундра".
На данном уроке учащиеся знакомятся с природной зоной-тундрой,её географическим положением,климатическими условиями,с растительным и животным миром,а также с экологическими проблемами,возникшими в этой природной зоне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Тундра".»
Урок
по окружающему миру
в 4б классе МБОУ ЖСОШ №2
Тема: «Тундра»
учитель начальных классов:
Борисова С.Н.
Тема: Тундра
Цели:
формировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
развивать речь, мышление учащихся; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; аргументировать свою точку зрения
развивать культуру поведения, умение работать в группах
Формирование УУД:Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование:
презентация;
карта «Природные зоны России»;
рисунки и фото растительного и животного мира тундры;
карточки для индивидуальной работы и работы в парах.
Ход урока
1.Оргмомент (мотивация уч-ся)
Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать
Новая природная зона приглашает нас
И опять в экспедицию отправляется класс.
У.Кто готов отправиться в путешествие за новыми знаниями? Но чтобы отправиться в путешествие по стране, нужно ответить на мои вопросы
2. Актуализация знаний
-Какой раздел мы изучаем?
Перед нами фотовыставка, любители природы сфотографировали различные уголки нашей Родины,почему получились такие разные замечательные картины) Одинакова ли природа России?
О. Дети предполагают, что фотолюбители живут в разных уголках нашей страны, с разной природой, с разными климатическими зонами. Природа разных уголков России прекрасна своими особенностями
У Почему в одних районах лежат снега,а в других цветут цветы и порхают бабочки?
У. От чего зависят изменения в природе? (от положения солнца)
У.Сегодня мы продолжаем работу по изучению природных зон России. Начинают работу наши исследователи
У. С какой природной зоной познакомились на прошлом уроке? Откройте карту природных зон - Назовите, что входит в эту природную зону? Покажите на карте природных зон России.
-составить цепи питания, характерные для зоны Арктики
-Графический диктант
(учитель читает утверждения-уч-ся ставят +если с ним согласны и – если не согласны
1 Зону арктических пустынь называют царством льда и снега
2. Арктика получает много тепла и света
3 Не только океан, но и суша промерзает на несколько метров в глубину.
4. Температура зимой опускается до -60,
5. Лето тёплое и температура до +20
6. Из животных здесь больше всего птиц
7 В зоне арктических пустынь среди растений преобладают лишайники
8. Птицы в этой зоне питаются насекомыми
9. В Арктике люди ловят рыбу, охотятся на морских животных, добывают полезные ископаемые
10. В заповеднике «Остров Врангеля»под охрану взят –тупик
+ - + + - + + - + -
У.С какими утверждениями вы были не согласны ?-объясните свой ответ
3. Определение целей урока
У. Сегодня мы продолжим путешествие по территории России, Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать название следующей природной зоны
Вопросы к кроссворду:
1) Короткое название ледяной зоны.
2) Птица с необычным красным клювом обитающая в Арктике
3) Название острова, где расположен заповедник.
4) Какой корабль рушит льды
5) Морское животное, имеющее клыки
6) Вид рыбы, обитающий в северных морях.
(Ключевое слово - тундра.)
Здесь берёзы по колени
Щиплют мох стада оленьи,
Их пасёт с семьёй каюр
Чум у них из дымных шкур
У. А что бы вы хотели узнать об этой природной зоне?
(Учащиеся предполагают, что можно узнать ее месторасположение, климат, есть ли там животный и растительный мир, есть ли коренное население)
4 «Открытие» новых знаний
В путешествии на помогать будет план, по которому мы будем исследовать эту зону читают по доске План 1.географическое положение
2.Климат 3.Растительный мир. Особенности растительного мира 4.Животный мир .Оособенности животного мира
5.Занятия населения 6.Экологические проблемы
- На какой вопрос мы можем уже сейчас дать ответ, глядя на карту?(положение на карте)
-Каким цветом обозначена зона тундры
Зона тундра расположена на материке Евразия, южнее зоны Арктических пустынь и тянется с запада на восток по побережью северных морей.
У. Сравнивая эту зону с Арктикой, что можете предположить о климате зоны тундры?
(тут будет немного теплее
У Вы предположили, что в этой зоне теплее, но в переводе с финского «тундра» обозначает «бесплодная», «враждебная»
Рассказ учителя.-
Зима в тундре долгая и холодная (до -40-50гр),длится 7-8мес,в середине зимы бывает полярная ночь.Лето короткое,прохладное бывают заморозки, температура до +10.
От таких климатических условий стало холодно -давайте согреемся
Физминутка
У Прочитайте текст в учебнике на с.84-85.
Чем вы можете дополнить мой рассказ? (слой вечной мерзлоты, который не пропускает талую и дождевую воду ,о болотах и о почве)
Из всего сказанного, какой вывод можно сделать о наличие животного и растительного мира?
Вывод: Зима суровая, но на 10 градусов теплее чем в Арктике, слой вечной мерзлоты оттаивает на 50 см, лето холодное, но теплее, чем в Арктике. Температура летом не превышает +12 градусов. Следовательно, растительный и животный мир богаче, чем в Арктике.
У. А сейчас, чтобы подтвердить ваши выводы в работу включаются ботаники, зоологи и экологи.
Ботаники. Ваша задача ответить на вопрос:
1гр - Какие растения живут в тундре?
В разгар лета в тундре много грибов.Только это скорее надберёзовики,Почему?Они порой выше деревьев
2гр - Как растения приспосабливаются к жизни в тундре?
У. выделяют особенности растений тундры:
- короткие корни;
- растения низкорослые;
- короткий период цветения и созревания плодов;
- мелкие листья.
Зоологи. Вам нужно ответить на вопросы:
1гр - Какие птицы обитают в тундре?
- Как они приспосабливаются к жизни в тундре?
2гр. Какие звери живут в тундре - Как они приспосабливаются к жизни в тундре?
Особенности животных тундры:
- густое оперенье:
- густой мех;
- подкожный слой жира;
- защитная окраска.
С наступлением зимы и многие животные и птицы откочёвывают к югу-ближе к лесам,там теплее и больше пищи
Экологи. Ваша задача ответить на вопросы:
1гр- Занятия населения тундры;
- оленеводство:
- рыболовство:
- охота
Около месторождений полезных ископаемых построены города-Норильск,Воркута,Мурманск.Тут живут люди,построены больницы,школы, театры.
2гр - Экологические проблемы тундры;
Представитель группы выходит к доске и рассказывает о проделанной работе
5.Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Найди лишнее»
-Находится на материке Австралия,южнее Арктики, вдоль берегов северных морей
Можем ли мы утверждать, что теперь об этой природной зоне мы знаем все?
Молодцы! Вы очень хорошо потрудились на уроке. Было очень приятно работать в экспедиции с умными, наблюдательными исследователями.
6.Информация о домашнем задании.
Все-таки природа тундры очень сурова. Вот только перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру люди не должны забывать об этом. На севере тундры большой участок взят под охрану. Там создан заповедник. Я не назвала, где расположен заповедник тундры. Именно об этом вы узнаете дома из дополнительных источников
Д.З 84-91 прочитать,вопросы с.93
7.Рефлексия
Для меня было важно и интересно…
Мне было трудно…
Понравилось ли вам путешествие? Какой вид работы понравился больше всего? -За что вы можете похвалить себя?