Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира " Царство грибов"»
Предмет: окружающий мир
Класс 3 класс
Тема: Царство грибов
Основные цели:
Предметные:
1) сформировать представление о «царстве» грибов;
2) расширить представления учащихся о разнообразии грибов, об их связях в природном сообществе «лес».
Метапредметные:
Личностные:
умение соотносить свои поступки с этическими чувствами; желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
обеспечить младшему школьнику организацию учебной деятельности:
-целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
-коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
-самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной и групповой работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Дидактические материалы:
1) картинки растениями и грибами; 2) эталоны по понятию «Строение растения», «Строение грибов»
3) карточка с заданием для пробного действия.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- электронные материалы: презентация в программе PowerPoint.
Краткая аннотация к работе:
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Система вопросов и заданий требует от учеников добывать знания в процессе индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы, которая направлена на формирование коммуникативных компетентностей учащихся. Урок поможет сформировать у школьников представление о грибах, как самостоятельном царстве, строении взаимосвязи растений и грибов, делении на группы, научит приобретать приобретённые знания в практической деятельности, бережно относится к природе.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Давайте улыбнёмся мне, друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
(Учитель включает музыку «Звуки леса». На экране появляется картинка леса).
- Ребята, отгадайте, куда я хочу пригласить вас сегодня?
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет шубу с плеч долой? (лес)
- Сегодня на уроке мы будем открывать новую тайну. А как мы открываем неизвестное?
( По шагам учебной деятельности)
- Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить.
Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.
-Назовите шаги.
Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.
− Пожелайте друг другу удачи! В путь!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
− С чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
-Какие царства живой природы мы знаем? (Царства растений, животных)
- Я предлагаю вам загадки. Отгадки вы распределите по царствам живой природы и определите, о каких царствах живой природы мы будем сегодня говорить на уроке.
Стоят в поле сестрички: Желтый глазок –
белые реснички. (Ромашки)
Ну и платье! — Сплошь иголки, Его носят вечно... (Ёлки)
Стоят девчонки
В белых рубашонках.
Распустили по привычке
Зелёные косички. (Берёзки)
Что за деревце такое
Всё от страха дрожит
Но не куда не бежит. (Осинка)
На зеленой хрупкой ножке
вырос шарик у дорожки. Вечерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
-Что объединяет все эти отгадки? (Это царство растений)
- Перечислите, какие группы растений вы знаете (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения)
- Назовите основные части растения. (Корень, стебель (ствол) и листья, цветок, плод).
- Вспомните, как питаются растения. ( Листьях из частиц воды и углекислого газа «готовят пищу» - сахар, крахмал. Свет даёт энергию «кухне».)
-Что мы с вами повторили о растениях? ( Строение и питание растения)
-Где нам понадобятся эти знания? ( При открытии нового знания)
- Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
-Какой предмет не относится к царству растений и доказать, почему? (На слайде слова: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, грибы)
-- Я вам предлагаю попробовать самостоятельно доказать, почему грибы не относятся к царству растений.
-У кого нет результата? (Я пока не могу доказать, почему грибы не относят к царству растений)
-Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны объяснить, почему грибы не относятся к царству растений гриба)
- В чем затруднение? (Мы не знаем, почему грибы не относятся к царству растений.)
– Какую цель мы поставим на уроке? (Узнать, к какому природному царству относятся грибы)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Что мы повторяли, чтобы узнать новое? (Части растения. Способ питания)
-Как вы будете определять части гриба? (Мы будем сравнивать части растения и части гриба, используя эталон « Строение растения».)
- Сравнить питание гриба и растения.
-Где мы можем взять информацию ( в учебнике, в интернете)
5. Реализация построенного проекта.
Работа в группах.
1. На карточках изображён гриб. Используя эталон «Строение растения» ( на слайде) делают подписи к рисункам.
Представитель защищает результат работы своей группы .
- В самом верху? (шляпка).
- Что находится ниже? (Ножка)
- Как называется подземная часть гриба? (грибница)
- Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)
Один из учащихся читает эталон на стр. 112, «Строение гриба» вслух, остальные следят.
- Чего не хватает в вашем эталоне?
- Шляпка и ножка называется плодовое тело.
2.На стр. 112. прочитайте третий абзац текста, как питаются грибы. Сравните с питанием растений. Сделайте вывод, закончите запись в карточке.
На столе лежит карточка с пропущенными словами. Дети вставляют по смыслу слова «МОГУТ – НЕ МОГУТ».
Растения ……..сами производить для себя питательные вещества.
Грибы……… сами производить для себя питательные вещества)
Следовательно…..
- Какой вывод вы можете сделать? (У нас получился эталон.)
- Мы преодолели затруднение? (Да.)
Как вы думаете, какая тема нашего урока? «ЦАРСТВО ГРИБОВ»
ФИЗМИНУТКА.
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног), И в лесу грибы нашли (размеренное приседание). Наклонялись, собирали (наклоны вперёд), По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)
На слайде изображен гриб, с неправильно указанными частями гриба.
- Проверьте, все ли записи на слайде верны? Исправьте ошибки, если они есть.
Работа в парах «Что где растёт»
Используя информацию учебника с. 113,определите, почему так названы грибы ( ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЁЗОВИК, ОПЯТА).
− А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону для самопроверки.
Работа в тетрадях
1.с.66 задание №1
-Подпиши части гриба.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
- Проверьте по образцу и эталону.
2.с.67 №3
Разделить на грибы на группы «Съедобные- несъедобные».
- Проверьте по образцу и эталону.
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у гриба.)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где вы сможете использовать открытые знания? ( В жизни)
-Как в жизни вы сможете эти знания использовать?
-В природе большое количество грибов. Но и к ним надо осторожно относиться. Почему? ( Грибы бывают съедобные и несъедобные)
ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ
Дети читают текст с.115.
Фронтальная проверка с опорой на слайд.
-Как вы понимаете фразу» Если не станет грибов – лес начнёт болеть»? (Ответы детей)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать строение гриба)
- Достигли ли вы цели? (Да)
- В чем возникали трудности на уроке? ( В определении некоторых частей гриба)
- Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику)
- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)
- Докажите. (Мы сами открывали новое знание)
- Оцените свою работу на уроке, используя веер цифр.
Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание.