Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока «Растительный мир степей».
Тип: урок открытия новых знаний.
Задачи урока:
-показать специфику зоны степей, познакомиться с растительным миром степной зоны;
-формировать и развивать умение четко формулировать ответы и находить верное решение;
-формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;
-развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой;
-учить выделять главное, развивать практические умения и навыки, потребность в получении новых знаний;
-формировать умение работать в группах;
-воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, взаимовыручки и любви к родной природе.
Метод обучения: проблемный (исследование)
Технология: ассоциативно-коммуникативная, исследовательская, развивающая. Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения.
Оборудование:
Учебники, энциклопедии, карта «Природные зоны России»,
карточки с текстами для 3-ёх групп, карточки с заданиями и алгоритмом работы для 3-ёх групп, слова ЕВРОПА, ПРИРОДНАЯ ЗОНА, ЮГО-ВОСТОК
1.Оргмомент.
Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое.
Даже сахар кислый! Скисло все варенье,
Потому, что кислое было настроение!
-Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? Поднимите карточку-сигнал. Надеюсь, ваше хорошее настроение вас не покинет весь день. Отличных вам отметок и успешной работы.
-Продолжите фразы:
1). Я хочу узнать …
2). Я буду на уроке…
3). Я желаю ребятам…
-Отгадайте, о чем идет речь.
«Без него не растет все живое,
Без него жуткий холод и мрак,
Оно очень, очень большое
Существует оно для нас!»
Дети: -Солнце.
Учитель: -А как вы догадались? Что такое солнце?
Дети: -Горячая звезда нашей галактики, планета (обсуждение различных вариантов)
Учитель: -А почему оно существует для нас?
Дети:- Если бы не было солнца, не было бы и жизни на земле. Оно дает тепло и свет.
Учитель:- Но ведь солнце светит для многих планет нашей галактики, почему же жизнь возникла именно на земле?
Дети: -Это зависит от того, насколько земля удалена от солнца -не слишком близко и не слишком далеко в отличие от других планет.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: -Раз уж мы заговорили о том, что на земле возникла жизнь, скажите, где появились первые люди
Дети:- На территории современной Африки.
Учитель:- А как же они оказались на материке Евразия?
Дети: -Они стали заселять землю и продвигаться с юга на север.
Учитель: -Давайте мы представим себя в роли людей тех времен, представим, что продвигаемся на север, на новые неизведанные земли, и вот мы перешли Кавказские горы и оказались …где же мы оказались? (Дети пытаются догадаться)
3.Самоопределение к деятельности.
-А для этого я предлагаю выполнить задания по группам.
1 группа:
СЛАЙД . Какое слово лишнее и почему? Африка, Северная Америка, Европа, Антарктида, Южная Америка, Австралия.
СЛАЙД . Дети: Лишнее слово «Европа». Даны названия материков. А Европа – часть материка Евразия.
2 группа:
СЛАЙД .Распредели слова на две группы и дополни недостающие данные.
СЛАЙД Дети:1группа - это основные части света. Их четыре – север, юг, восток, запад. 2 группа – это промежуточные части света. Их тоже четыре – северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.
Учитель: -Свяжите ваши ответы, определите главное понятие на уроке.
Дети: - Природная зона на юго-востоке Европы.
Учитель: -Как вы думаете, как называется эта зона? Я помогу:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это …(степь)
Учитель: -А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?( Дети: степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью)
(все ассоциации записываются на обратной стороне доски)
Учитель: -Хорошо, мы к ним вернемся в конце урока.
Учитель:- Итак, мы с вами очутились на совершенно новых местах, где поселились восточные славяне, откуда началась история Древней Руси. Чтобы нам здесь обосноваться, надо изучить эту местность.
Учитель:- Кто поможет восстановить модель изучения любой природной зоны? НА ДОСКЕ СЛОВА
(На доске в нужном порядке получится запись)
-географический адрес
-климат
-почвы
-растительность
-животный мир
-занятия населения
-экологические проблемы.
Учитель: -Какие части модели нами уже изучены?(геогр. адрес, климат, почвы)
Учитель: - Мы их просто повторим. Но, еще не все тайны степи и ее обитателей нам открылись.
Учитель.- Действительно ли между неживой природой и растениями в зоне степей существует тесная связь?
4. Открытие нового знания.
Учитель: -Откройте конверты и распределите карточки по группам.
Работа в группах.
1 группа – деревья: береза, осина, клен, вяз, липа. 2 группа – травянистые растения: типчак, лапчатка, шалфей, полынь. Учитель: -Проверим работу. У кого другой вариант? -Какие условия необходимы для растений каждой группы? Вывод. Тепло, влага, ветер, почва влияют на растительный мир.
Учитель: - Как вы думаете, о чем конкретно пойдет речь сегодня на уроке?
Тема урока: Степь. Растительность степи.
Учитель: - А какова цель урока, Что предстоит узнать? ЦЕЛЬ: -Правильно, ребята. Сегодня вам предстоит еще узнать, как растениям в степях удается переносить сильную засуху, как они приспособились к этому.
5. Первичное закрепление.
Учитель: -А познакомят нас с природной зоной степей группы учёных, которые побывают там в экспедиции. Они расскажут нам о том, что узнали о степной зоне сегодня. Для этого вы сидите группами.
- Первая группа будет географами
Вторая - ботаниками
Третья - экологами.
Учитель: -Ребята, в каждой группе на столе лежат карточки – «помощницы»- алгоритм работы над материалом, которые помогут вам найти ответы на поставленные вопросы.
-Для этого вы можете использовать учебник, энциклопедию, географическую карту, картинки с изображением растений, карточки с текстом – дополнительный материал.
-В каждой группе вы выбираете консультанта, который является ведущим в организации работы, обсуждаете вопросы и готовите ответы.
Учитель: - Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы добиться хороших результатов? (целеустремлённым, внимательным, спокойным).
Учитель: -Итак, в путь!
№1 ГЕОГРАФЫ: Что такое степь? Где расположена степная полоса? Какой климат в степи? Почвы?
Алгоритм работы над материалом: на карточке
1.Собрать из кусочков карту природных зон
2.Описать расположение этой зоны и показать на большой карте природных зон (На юге умеренного пояса.)
3.Рассмотреть рельеф (Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью)
4.Найти в учебнике описание климата природной зоны степей; дать его характеристику (климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи)
5.Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны (самое благоприятное время года –весна.)
6.Определить, какие почвы преобладают в этой зоне (глинозём, чернозём)
-Задание классу от группы:найти на карте и показать природную зону степи.
(Проверят ребята из группы географов, если что - показывают сами).
№2 БОТАНИКИ «Растительный мир»
1.Найти описание в учебнике растительного мира степей
2.Отгадать зашифрованные названия растений и соотнести их с рисунками
3.Заполнить таблицу.
Растения
Кустарники
терескен)
Деревья
Травы и цветы
Травы:
Цветы:
4.Определить особенности растений данной зоны и дать их характеристику
Задание классу от группы: у некоторых детей на столе есть картинки растений. Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к условиям степи.
Группа № 3 Экологи.
1. Как люди наносят вред степной зоне?
2.Какие растения занесены в Красную Книгу? Почему?
3.Какую опасность для путешественника таит в себе степь? 4.Дайте совет по безопасности.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Включение полученных знаний в систему знаний (подведение итогов работы в каждой группе, защита мини-проектов).
Учитель: -Итак, первая группа, что вы можете сказать о расположении зоны степей?
-Слово предоставляется учёному-географу. Он познакомит с месторасположением зоны степей. (выступление группы №1)
Учитель: Вы сказали, что на территории этой зоны достаточно много тепла, преобладают плодородные почвы, значит на ней должно быть очень много растительности? И как же растения приспособились выживать в условиях летней степной жары?
Учитель: - Быть может в этой проблеме нам поможет разобраться группа, изучающая растительность этой зоны? (выступление группы №2)
Провокационный вопрос УЧИТЕЛЯ детям групп Географов и Экологов
Учитель: -Вы в начале урока разделили растения на 2 группы: деревья и травы. А деревья растут в степи?
(высказывания детей)
Учитель: -Да, растут. По берегам рек.
-Почему? ( там достаточно влаги)
Учитель:- Мы с вами немного рассмотрели климат и растительный мир степей, а что же нам скаут наши учёные-экологи? (выступление группы №3)
д)ВЫВОД:
Учитель: -Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного?
Вывод:1)В степи весной цветут раннецветущие растения, так как много влаги. 2) А в остальной период – растения, устойчивые к засухе, засухоустойчивые. 3)А по берегам рек можно встретить деревья.
НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:
-Какое время года в степи самое благоприятное?
-Какие растения растут весной и почему? Как их называют? (раннецветущие)
-А в остальной период? Почему?
- Всё ли благополучно в степи для произрастания растений?
е)Связь с жизнью.
Учитель: -Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей? Где их можно применить?
Дети:1) -Мы должны знать о растениях степи, так как эта природная зона России– страна, где мы живем. 2)-А вдруг мы поедем туда жить. Чтобы знать, что выращивать на даче, огороде, в саду, что сеять на полях.
7. Подведение итогов урока.
Учитель: - Верно, мы с вами – жители России, должны знать о своей родине, любить и сохранять ее природные богатства и первозданную красоту.
Учитель: -Молодцы, вы сегодня попробовали себя в роли ученых-исследователей, мы постарались более подробно изучить зону степей, но как безграничны ее просторы, так же безграничны и познания, ученые до сих пор продолжают изучать эту интереснейшую и своеобразную природную зону. Учитель: - А теперь давайте вернемся к ассоциациям, которые мы записали в начале урока и дополним их ассоциациями после исследовательской работы. (записываем)
Учитель: -Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу, и то, что мы сегодня узнали- это маленькая песчинка всех тайн, загадок природы, и человек не всегда правильно использует всю красоту и богатство природы.
-А какие животные живут в степях, какие занятия людей, и какие экологические проблемы мы с вами продолжим изучать на следующем уроке.
«На части не делится солнце лучистое И землю родную нельзя обойти И тайны природы открыты не многим
Их надо открыть, изучить и найти!»
8.Домашнее задание (по выбору учащихся)
1. Учебник стр.92 – 96.
1. Составить кроссворд или ребусы по теме «Растительный мир степей» 2. Сообщение о растениях степей 3. Подготовить презентацию по теме
4. Подготовить книжку - малышку о каком – либо растении степи, которую мы передадим 2 «а» классу.
9 . Рефлексия деятельности (итог урока)
Учитель: -Какова тема нашего урока?
-Удалось ли нам ответить на вопросы и охарактеризовать местоположение зоны степей, растительный мир степей?
Степи на карте России показаны жёлтым цветом и расположены они южнее зоны лесов, занимают сравнительно небольшую территорию, находятся в умеренно-тепловом климате.(работа по карте природных зон). Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях очень плодородные почвы- чернозёмы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры-суховеи, а самое благоприятное время года – весна.
По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое лето, холодная зима. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей.
Учёный-ботаник 1.
Степь – это царство трав, потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут ирисы,клевер белый, проломник, мак, шалфей,верблюжья колючка, крупка, тюльпаны, астрагал, типчак, чабрец. А также кустарники и полукустарники: заросли караганы кустарниковой, миндаль низкий, некоторые сорта вишни, гребенщик, ракитник, барбарис и многие другие. Тюльпаны и ирисы цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль. Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему? Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти прозрачные шары по ровному пространству степей. Ландшафт степей, конечно, сказывается на внешнем виде растений. Для растений степи можно выделить следующие сходные характеристики:
1) разветвлённая корневая система;
2) корни в форме луковиц;
3) узкие листья;
4) в основном мясистые стебли, чтобы сохранить влагу.
ГЕОГРАФЫ: Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской. Здесь много тепла, длинное жаркое сухое лето. Зима холодная со снегопадами. В степной зоне преобладают самые плодородные почвы – черноземы. Часто дуют сильные ветры – суховеи.
Задание классу: найти по атласу, указать природную зону степи. Проверят ребята из группы географов.
БОТАНИКИ: В степи очень мало деревьев, можно сказать их нет совсем. Они встречаются редко кое-где по берегам водоемов. Эти деревья низкорослые, т.к. солнечного света для них вполне достаточно. В основном на плодородной почве степи растут травы. Травянистые растения бывают раннецветущими, засухоустойчивыми и многолетними. Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Эти растения – многолетние. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. В течение жаркого лета шалфей, ковыль, типчак, тимьян, полынь не засыхают. Они засухоустойчивые. Черноземные почвы, тёплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.
ФИЗМИНУТКА
– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места)
ЭКОЛОГИ: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие растения степи: Астрагал камнеломковый,Брандушка русская, Астрагал пушистоцветковый, Ирис низкий, кроме этого ещё Тюльпан Шренка- категорически запрещён сбор растений на букеты и выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц, Цельнолистный ломонос( Клематис)- произрастает в степях, в кустарниках, по лесным опушкам и берегам рек, Русский василёк- для произрастания выбирает степные разнотравные луга и кустарниковые заросли, травянистые и каменистые склоны. Огромный вред степи наносят пожары. Рекомендации: нужно быть предельно осторожным с огнем в степи. Большую опасность для путешественников в степи представляют клещи. Их огромное множество. Распространяют их больные животные. При укусе клеща запрещается удалять его самостоятельно, нужно срочно обратиться к врачу. Так же поступают при укусе змеями.