1 Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: проверка го- товности учащихся, их настроя на работу | Солнце красное проснулось, в гости к нам пришло с утра, Всем ребятам улыбнулось –Начинать урок пора. - На уроке нам предстоит хорошо потрудиться, чтобы многое вспомнить, поразмышлять, узнать новое. Повернитесь друг к другу, подарите друг другу улыбку. На кружочках покажите своё настроение. На уроке вам предстоит хорошо потрудиться, чтобы многое узнать, вспомнить и запомнить. | Дарят друг другу улыбки. Рисуют улыбку . | Коммуникативные УУД | Нетрадиционное начало урока АКТИИВНЫЙ МЕТОД «УЛЫБНЁМСЯ ДРУГ ДРУГУ Эмоциональный настрой |
2 IIАктуализация знаний и постанов ка учебной проб- лемы (3 мин) Цель:подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Слушание песни «Настоящий друг»» (1 куплет) Какие главные слова в этой песенке? - Предположите, о чём сегодня пойдёт наш разговор? Так сложилось, что на уроках литературного чтения мы читаем рассказы и стихи, объединённые общей темой «Я и мои друзья», тема нашего урока «Ты и твои друзья» Давайте сегодня поведём серьёзный разговор о дружбе и друзьях. -Что бы вы сегодня хотели узнать? А чтобы найти на эти вопросы мы должны будем Читать, размышлять, рассуждать. | На экране слова 1 куплета. Дружба. друг О дружбе, о друзьях Что такое дружба? - Кто такой друг? -Что значит «дружить? -Что укрепляет дружбу? Для чего нужна дружба? Читать, размышлять, рассуждать, делать выводы. таблички | Познавательные Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу Формируем умение составлять план и последовательность действий Личностные Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | «Мозговой штурм» |
IIIСовместное откры-тие новых знаний (10 мин) Цель:выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу | Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино? Может быть, хороший пас в футболе? Может быть подсказку у доски? Может быть, защиту в драке школьной? Или просто средство от тоски? Разве это дружба, если кто – то Задачу дома позабыл решать, Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать Давайте поразмышляем, «Что такое дружба»? Заглянем в «Толковый словарь» В. И. Даля. Объясняет, что значит «ближний» Я предлагаю отправиться на полянку Доброты, где растёт цветок «ДРУЖБА», проведём исследование, составим Правила дружбы, найдём ответы на оставшиеся наши вопросы. 3) Работа в парах. 1. Упражнение «Отражение» Дружба – прежде всего – общение. А в общении большую роль играет мимика лица. Давайте проведём упражнение «Отражение». Глядя друг на друга, изобразите на своём лице удивление, печаль, страх, внимание, уныние, злость, радость. Какое состояние было приятнее изображать? (радость) Вот и первый лепесток дружбы _ ЧАЩЕ УЛЫБАЙСЯ, (прикрепляет к цветку) Приятнее и интереснее общаться с человеком, который не плачет и сердится, а доброжелателен и улыбчив. Работа с текстом. « Жил – Был мальчик Петя. Он очень любил гулять в парке. Однажды во время прогулки он встретил Катю, которая громко пела песню. Он ей сказал: - Что это ты расквакалась, как лягушка, наверное, к дождю?» Катя заплакала и убежала. Пошёл он дальше и увидел Колю, который читал книгу. -Эй, ботаник, много будешь знать, скоро состаришься. Коля встал и ушёл. Встретил Петя Лёшу, который любил играть в футбол - Рыжий, рыжий, конопатый… Лёша взял мяч и убежал. И тогда Петя задумался, а почему у него нет друзей?» Захотелось вам дружить с Петей? Какое правило дружбы он нарушил? ЛЕПЕСТОК : Общайся вежливо, не обзывайся. Работа в группах. Твой друг совершил плохой поступок, но ты об этом знаешь. Как ты поступишь? ЛЕПЕСТОК : Умей указать на недостатки. Твой друг победил на конкурсе чтецов. Ты тоже хотел победить, но не получилось. Как тебе поступить по отношению к другу? ЛЕПЕСТОК : Не завидуй. Порадуйся за друга Коля часто при всех высмеивает одноклассника Мишу. Он подчёркивает своё превосходство и недостатки Миши. Можно ли Колю назвать настоящим другом? ЛЕПЕСТОК : Не смейся над недостатками друга. Володя посещает спортивную секцию дзю-до, а друг Саша не любит этот вид спорта. Ему нравится футбол. Володя обижается и говорит: «Саша, если ты мой друг, то и ты должен заниматься как я, дзюдо» Правильно ли Володя понимает дружбу? ЛЕПЕСТОК : Уважай интересы друга. Чтобы дружба крепла, должны быть сильными корни, Что укрепляет дружбу? Игра «Да», «Нет» Укрепляет ли дружбу проживание друзей рядом? Укрепляет ли дружбу жадность одного из друзей?(Щедрость) Помогает ли дружбе наличие одинаковых домашних животных? Укрепляет ли дружбу враньё? (Честность) Помогают ли дружбе одинаковые увлечения? Вывешивает слова на место корня цветочка. | Ученик зачитывает: «Дружба – взаимная привязанность двух и более людей, основанная на любви и уважении. Друг – ближний человек другому». Видят, что цветок не распустился, готовы выполнять зад Глядят друг на друга, изобразите на своём лице предложенные эмоции Два ученика читают по ролям рассказ Размышляют. Дети прочитывают стуации и обсуждают , затем выбирают ответственного группы, который зачитывает и даёт ответ на вопрос. Размышляют Говорят «Да» или «Нет» | Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Регулятивные Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Познавательные Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Формируем умение работать в группе, учитывая позицию собеседника | Мозговой штурм |
5 Этап усвоения новых знаний | Работа с пословицами в тетради. Соединить начало и конец. Проверка по эталону. Качества характера человека, мешающие дружбе (сорняки): Этому мальчишке доверять нельзя никак, Что не скажет язычишко – всё неправда, всё не так. (врун) ЛЖИВОСТЬ Он привык всегда везде думать только о себе. (Эгоист) ЭГОИЗМ. Ах, как часто нужно нам С кем – то поделиться. Кто привык везде скупиться, Кто твердит всегда –НЕ ДАМ. (жадина) ЖАДНОСТЬ Я –красавец, я силач, Я –умелец, я лихач, Я –отличник, я – всезнайка, А зовут меня Зазнайка. (хвастовство) Упражнение «Плохое качество» Написать на листочке плохое качество – смять и выбросить. | Коллективно ищут концовки к пословицам, Проверка по эталону, Дерево держится корнями, а человек друзьями Дружба, что стекло: сломаешь -- не починишь. Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот , кто в беде помогает Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Дружба красна не лестью, а правдой и честью. выбирают наиболее понравившиеся. Размышляют. Пишут, выкидывают. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Познаватель- ные УУД | |
8. Этап усвоения и систематизации новых знаний | Капельки для дружбы .Работа в парах. Мы укрепили нашему цветку дружбы корни, избавили от сорняков, но цветочек надо поливать. У меня есть капельки, но не все они будут полезны для цветка. Выберите те, которые необходимы для дружбы. Трудолюбие, лень, взаимопомощь, умение хранить секреты, трусливость, смелость, желание ябедничать, обидчивость, драчливость, умение прощать, грубость, верность. | Сначала выбирают, затем выходят к доске, называют выбранное качество человека, прикрепляют. Я считаю, что дружбе необходимо………….. потому, что…… | Личностные, познаватель- ные УУД | |
Итог урока | - Мы с вами пришли к выводу, что дружить - это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку. - Настоящую дружбу ничто не разрушит. -Вернемся вопросам урока. -Что узнали нового? Чему учились? Ответьте на вопросы -Чем был полезен урок? -Какие правила дружбы запомнили? -Пригодится ли они вам в жизни? Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; У дружбы есть свои законы – Она рождается не вдруг. Вот в классе – все тебе знакомы, Но лишь один из них – твой друг. Другие и умней быть может, Им в жизни многое дано, Но быть в твоих друзьях, похоже, Им никогда не суждено. 1 Друг настоящий очень редок. Когда он есть в твоей судьбе, То не страшны любые беды, Любые трудности тебе. Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились. | Отвечают на вопросы. Читают стихи. | Регулятивные УУД | |