- Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа.
Сегодня мы не покидая класса отправимся в гости, а к кому вы узнаете после того как прослушайте стихотворения
1.Если речка голубая
Пробудилась ото сна,
И бежит, в полях сверкая-
Значит, к нам пришла..(весна)
2. Если снег везде растаял
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая-
Значит, к нам пришла …(весна)
3. Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет-
Значит, к нам пришла …(весна).
- Сформулируйте тему нашего урока с точки зрения названия раздела «Путешествие».
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим на урок?
Мы пойдём в гости к весне, для того чтобы узнать….
1) как изменяется погода с приходом весны,
2) какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. А работать мы будем в группах. Напоминаю вам правила работы в группах:
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Говори спокойно и ясно.
Говори в полголоса.
Говори только по делу
Физминутка.
Солнце спит и небо спит, даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало, свои лучики послало.
Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок.
И деревья раскачал, дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крышам, солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи, ни один не видно лучик.
Изучение новой темы.
- Назовите весенние месяцы по порядку.
Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
- В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.
- Следующая загадка:
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
- А вот апрель в народе называют снегогон, водолей.
- Следующая загадка:
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
- Май называют в народе цветень.
- Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы. (Работа по карточкам-заданиям.) Класс делится на группы . Учащиеся читают текст на с.86-87, готовят сообщения о весенних изменениях в неживой природе. Затем заслушивается сообщение одной группы и дополняется другими.
Карточка 1.Солнце
- Как светит солнце весной?
- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?
- Изменилась ли продолжительность дня?
(Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?
Карточка 2. Небо
- Какое по цвету весеннее небо?
- Какое небо по характеру облачности?
- Какие осадки выпадают весной?
(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).
- Что происходит со снегом весной? (Он тает).
Карточка 3. Снег и лед
- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?
- Почему?
- Где осталось больше снега?
- Почему?
(Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает).
-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?
Карточка 4. Почва
-Что происходит весной с почвой?
(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).
- Что такое ледоход?
(В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться)
Просмотр видео ледоход на реке Енисей
- Что такое половодье?
(В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)
Изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Давайте посмотрим какие травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?( изображения на слайдахПервоцветы: медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? ( Предположения ребят.)
- Переверните страничку и рассмотрите внимательно изображения растений
Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?:(Нет).
- Почему не следует рвать цветы? (Ответы детей)
- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Что происходит с насекомыми?
(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
- Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)
- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)
Практическая часть.
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос: как связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе? (Ответы учащихся.) Как вы думаете, какой из всех весенних признаков самый главный? (Потепление.) Объясните почему. (Благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе.) С потеплением природа оживает, пробуждается. И людям от этого становится так радостно! Давайте попробуем раскрыть секрет волшебницы весны при помощи модели. Работать будете в парах. Прочитайте предложения и расположите в порядке следования событий в весенней природе:
(Учащиеся составляют модель. Проводится проверка. Один ученик объясняет, как он установил взаимосвязи явлений природы весной. Модель демонстрируется на слайде.)
С л а й д:
Солнце поднимается выше, чем зимой
Воздух и почва прогреваются
Тает снег
Начинается рост растений
Появляются насекомые
Возвращаются перелетные птицы
Итог урока. Рефлексия.
Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
Наш урок подходит к концу, с весной пора прощаться. Чтобы узнать какое настроение она у вас вызвала и наш урок, весна оставила эту полянку. Она без цветочков, но это не беда, сейчас мы её оживим!
- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».
- Запомните это высказывание. Оно поможет вам быть истинными друзьями и защитниками природы.