kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 4 классе "Начало Российской Империи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о Петре I,  о строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе "Начало Российской Империи"»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально педагогический колледж»









Технологическая карта пробного урока по окружающему миру

Тема: «Начало Российской Империи»

проведённого во 4 «В» классе



Студентка: Гайнуллина Р.С.

__________(подпись)

Методист: Осипова Л.В.

__________(подпись)

(Оценка за урок) _______________







Астрахань, 2025



Тема урока

Начало Российской Империи

Цель

сформировать представление о Петре I,  о строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Предметные: научатся понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за открытия.

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

Тип урока

Комбинированный

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная, групповая

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, рабочая тетрадь

Учебное оборудование, материалы для учителя

Технологическая карта урока, презентация, предметы для проведения практической работы

Используемая учителем литература

Учебник окружающего мира 4 класс, Интернет-ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран

Дата проведения

21.02.2025















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Внезапно выхожу из двери в соответствующем образе Петра 1 Дорогие мои подлежащие!

Я, ваш верный государь Петр I, вновь пред вами! Рад видеть столь доблестные лица, готовые стяжать знания о славной России и важном времени, когда мы прокладывали путь к великой империи.

Готовьтесь, потому что сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в прошлое. Вместе мы откроем новую главу нашей истории!

Проверьте инвентарь: путеводитель – учебник! Покажите мне, что готовы. В путь!.

Приветствуют учителя. Садятся на свои места и проверяют готовность к уроку.

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению

2.Актуализация знаний

- Ну и беда! Необходимо избавиться от преграды! Ворота откроются при условии, если ответите на все вопросы предыдущей темы. Необходимо 4 ключа. А то что получается – рвёмся к новому, верно забыв старое!

При каждом верном ответе выдается ключ

- Какой город на Волге связан с загадочной гибелью царевича Дмитрия?

- Углич — это место, где связь с трагическая судьба моего юного соплеменника заставляет задуматься о справедливости и истинности нашего рода. Не забывайте, что история учит нас!


- Как патриарх Гермоген призывал народ к освобождению Отечества?




- Патриарх Гермоген, истинный пастырь народа! Его слова вдохновили многих, и я, как ваш государь, тоже верю в силу истинной веры и единства!"


- Кто организовывал второе народное ополчение в Нижнем Новгороде?





- "Пожарский и Минин! Их мужество и решимость – это то, что мне нравится видеть в моем народе. Каждый из вас может стать подобным героем!"


- Кто возглавил второе народное ополчение?


- "Вот настоящий воин! Я горжусь тем, что среди нас есть такие мужи, способные встать за родину и поведать нам о славных доблестях нашего народа!"

Молодцы, мои верные подлежащие! Новая страница в истории не за горами! Так давайте перейдём к главному!






Слушают






- Углич.










- Патриарх Гермоген призывал народ к борьбе с иноземными захватчиками через свои послания, призывая всех объединиться.










- Второе народное ополчение организовывал князь Дмитрий Пожарский вместе с куликовцем Кузьмой Мининым.








- Второе народное ополчение возглавил Дмитрий Пожарский.

Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции, включая общие приёмы решения задач)

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию.

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

3.Самоопределение к деятельности

- Речь пойдет несомненно о том, что я провозгласил в 1721 году. Данный период должен знать каждый обучающийся, и я не сомневаюсь в вашем стремлении к саморазвитию. Всё началось 300 лет тому назад.

Между Польшей и Русью шла борьба за Смоленск и другие города. Перед царским родом Романовых. Стояла важная задача – укрепить Россию.

С самого детства у меня было множество полезных книг, моими образцами деятелей стали Александр Македонский – его походы были прописаны в книге «Александрия», Юлий Цезарь - «Записки о галльской войне». Я взошел на престол десятилетним мальчиком и через семь лет стал править самостоятельно. Россия конца XVII века – огромное развивающееся государство. Многое в ее устройстве уступает европейским соседям. Нужны перемены, и я понимал это как никто другой.

И что же повлекло за собой столь безудержное стремление к знаниям, и почему же так важен 1721 год, вы узнаете, выполнив ещё задания!

1)За какой же город шла битва между Польшей и Русью?

- Да. Смоленск – это особый город в истории. Здесь Днепровский торговый путь перекрещивался с Волго-Балтийским, который шёл с запада на восток к Великому шелковому пути в Китай. Вечная доля Смоленска – быть стражем на перекрестье торговых путей и щитом на западе. Молодцы! Появился первый ребус. Сможем его разгадать? Объясните ход своих действий.

- Верно. Начало…

2) Кто является моими образцами деятелями и что вы помните о произведениях, сказанных в моей речи?




- Молодцы. Второй ребус!












- Абсолютно верно! А третье задание осилите?

3) С подвохом – о каком годе я вам всё говорил, говорил? Кто помнит?

- Отлично. Ребус?

- Что же получилось в итоге?



- Да, именно эта тема сегодня будет сопровождать нас? Должно быть, вы наметили цели этого великого приключения?

- Великолепно.




Слушают
































- Битва шла за город Смоленск.











- Начало. (на «ча» стоит «ло»)
















-Александр Македонский – его походы были прописаны в книге «Александрия», Юлий Цезарь - «Записки о галльской войне».









- Российской (ссор «наоборот» + 1,2,3,3 - последовательность; знак x – вместо к й; ой)





- 1721 год.







- Империи (щи наоборот – ищ, щ=мпе; «р» и «и»)



- Начало Российской империи.


Высказывают личные цели

Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции)

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию.

4.Работа по теме урока

- Продолжим историю. Обучившись за границей математике, артиллерии, фортификации – искусству сооружения крепостей и укрытий, я учредил школы для обучения точным наукам. Создавалась новая российская армия, начало которой положил ещё Царь Алексей.

На самом деле, при мне также было основано более двухсот заводов – полотняных, суконных, чугунолитейных и железоделательных. Возводились новые города, были приглашены иностранные мастера! Мной был составлен проект академии наук, я поставил задачу также изучать морские пути из Азии в Америку.

- Уважаемые подлежащие, заметно, что говорю многое о себе, но поверьте, что это – важнейшие основы для начала Российской империи. Я желаю, чтобы ваши знания никуда не пропали и предлагаю закрепить, продолжив наше путешествие.

Прошу 4 добровольцев к доске. Ваша задача:

1)сначала говорить всё, что вспомните о новой теме.

2)после каждый из вас (по 2 человека) начнут путать друг друга. Необходимо слушателю поймать на обмане!









Слушают, смотрят





Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией (умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами).

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения учитывать позицию собеседника; учитывать разные мнения; аргументировать и обосновывать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности.

Физкультминутка

- Молодцы! Но а 3 задание – предлагаю размяться, чтобы бой наш продолжался!

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Повторяют движения за учителем


4. Продолжение работы над новой темой

- Что же также повлияло на судьбоносную судьбу России? Был придуман план, как соединить рукотворными каналами речные дороги, подаренные Россией самой природой: они в вечном движении и не требуют ремонта. Мечта воплотилась в жизнь через 100 лет…

Самым тяжёлым испытанием стало строительство Санкт-Петербурга. К сожалению, это стоило жизней нескольких людей. Многие погибли на этой стройке от непосильного труда, холода и голода.

Санкт-Петербург стал первым российским торговым портом на Балтийском море, столицей. Я мечтал увидеть свою державу обновленной. На «камне» (моё имя означает «камень»), на прочном основании, я хотел строить Новую Россию, хотел видеть её мощной империей. В 1721 году я первый в России принял титул императора. Так и появилась Российская империя.

- Что воодушевило вас больше всего?

- Благодарю вас. Знаете, я уверен, что вы также способны на осуществление мечты, постановки сложной и на первый взгляд неисполнимых целей. Вы внимательны и мудры. Но для начала проверим ваши знания, чтобы я смог доверить вам завершающее задание.












Слушают, смотрят презентацию


















Высказывают своё мнение










Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией.

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять.

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности.

5.Закрепление новой темы











- Перед вами карточка. Задача: составить рассказ исходя из написанного и рассказать, подглядывая и добавляя полученные знания. Работаем индивидуально.


- Я горжусь вами. Предлагаю перейти к завершающему заданию. Теперь сомнений нет, что вы справитесь.


- Вы показали себя, как истинные знатоки и заинтересованные в истории люди. Так почему же вам, мои цари, не создать собственный герб Российской Империи, отразив свои взгляды в нынешнюю эпоху. Работаем в паре: но не забывайте – работают оба, работают вместе и работают на конечный результат. Время пошло.


- Предлагаю продемонстрировать свои разработки и донести народу их сущность.













Выполняют задания, рассказывают, добавляя изученную информацию




















Демонстрируют, рассказывают

Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией.

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять.

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности.

6.Подведение итогов

- Благодарю вас за сегодняшнее время, проведенное с вами! Вспомним, какая была тема?

- Достигли ли мы поставленных целей?









- Начало Российской империи.


- Да, достигли.

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи.

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия.

7.Рефлексия

- Если да, и у вас не возникло трудностей, давайте поднимем ключи, которые были отданы вам сейчас. Даже если кто-то не поднял, они лежат у вас на партах. Это значит, что вы сможете раскрыть любые тайны и достичь успеха! Благодарю вас, до новых встреч.

Оценивают свою работа на уроке

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность устанавливать причины успеха или неудачи в учебной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира в 4 классе "Начало Российской Империи"

Автор: Гайнуллина Рената Салаватовна

Дата: 07.12.2025

Номер свидетельства: 678458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира "От Древней Руси к Единой России" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ot-drievniei-rusi-k-iedinoi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427131514"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pietr-1-rieformy-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "123908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414598041"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока по окружающему миру на тему:"В поисках справедливости" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-v-poiskakh-spraviedlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "193485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427642680"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект по окружающему миру для 4 класса"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_dlia_4_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "361353"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479797992"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока на тему:Продолжение преобразований России после Петра I. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prodolzhieniie-prieobrazovanii-rossii-poslie-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "188181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426619349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства