Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе
Тема: Органы чувств. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.
Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств; формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека; формировать ЗОЖ; учить делать выводы; развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, воображение; воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Планируемые результаты:
- личностные: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
- коммуникативные: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества
- познавательные: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения
- регулятивные: формировать умение работать в паре, в группе, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос по материалу.
- Какие органы человека вы знаете? Какую работу они выполняют? Что такое система органов? Приведите примеры… Какая система управляет деятельностью организма? Что изучает анатомия, физиология, гигиена?
2. Тест.
1. Как называются части человеческого организма?
А) органы Б) куски В) отделы
2. С помощью какого органачеловек дышит?
А) печень Б) сердце В) лёгкие Г) желудок
3. С помощью какого органа человек переваривает пищу?
А) печень Б) сердце В) лёгкие Г) желудок
4. Как действуют в организме органы здорового человека?
А) каждый сам по себе Б) согласованно
В) каждый старается вырасти как можно больше
5. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
А) физиология Б) зоология В) анатомия
6. Что называют системой органов?
А) органы, расположенные рядом Б) органы, выполняющие общую работу
В) органы, расположенные друг под другом
7. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий
Б) горбатый, бледный, хилый, низкий
В) стройный, сильный, ловкий, статный
3. Проверка теста.
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
Один говорит, двое глядят,
Да двое слушают. (Язык, глаза, уши)
- Как называются эти органы? (Органы чувств) А может ли человек обходится без глаз, ушей, носа, языка? А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? Давайте поставим цель нашего урока. Для чего мы сегодня собрались? Итак, наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный. А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?.. Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Мы будем исследовать человека)
- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.
IV. Открытие новых знаний
Опыт №1
- С помощью какого органа вы видите, что происходит за окном, в нашем классе, что изображено на экране? Из всех геометрических фигур выберете прямоугольник красного цвета. С помощью какого органа вы определили? (С помощью глаз) Правильно, а глаза - это орган... (Орган зрения)
Зрение помогает нам не только видеть, но и различать... Различатьцвет предметов, форму. А также определять движется предмет или нет. Благодаря зрению мы любуемся красотой природы.
- А как же наш глаз устроен? (4 слайд, фотоаппарат) Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат. Что это такое? Кто знает? (Объектив) В нашем глазу тоже есть объектив - зрачок (чёрная точка). Зрачок - это отверстие в середине глаза, через которое в глаз поступает свет. Внимательно посмотрите друг другу в глаза. Найдите зрачок. Скажите, а глаза у всех одинаковые или разные? (Разные) Чем отличаются? (Цветом) Вот этот окрашенный кружок в глазу, имеющий разный цвет, называется радужной оболочкой. Какого цвета бывает радужная оболочка? (Она бывает серая, голубая, зеленая, коричневая. Слайд 6.) Как мы видим. Об этом расскажет и покажет..... (Бабанин Д., 5 слайд. "Глаза-орган зрения")
ДОКЛАД
В ФОТОППАРАТЕ ЛУЧИ СВЕТА ПОПАДАЮТ НА СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНУ ПЛЁНКУ. В ГЛАЗУ ЛУЧИ СВЕТА, ПРОШЕДШИЕ ЧЕРЕЗ ЗРАЧОК, ХРУСТАЛИК, ПОПАДАЮТ НА ЗАДНЮЮ ПЛЁНКУ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА, НА КОТОРОЙ СИДЯТ 130 МЛ. КРОХОТНЫХ КЛЕТОЧЕК, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ К СВЕТУ - ЭТО ПАЛОЧКИ. 7 МЛ. ДРУГИХ КЛЕТОЧЕК, РАЗЛИЧАЮЩИХ ЦВЕТА - ЭТО КОЛБОЧКИ. ОНИ ТО И ПЕРЕДАЮТ ДАЛЬШЕ В МОЗГ ТО, ЧТО ТЫ УВИДЕЛ.
- Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют... глазным яблоком.
- Глаза - очень хрупкий и нежный орган. Даже сама природа их оберегает. Как вы думаете, чем защищён наш глаз? (Брови, ресницы и веки) Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты, они оберегают глаза от пыли, пота и ветра. А для чего нужны слёзы? Оказывается не только плакать. Если в глаз всё-таки попадает соринка, её смывает слеза.
- Чтобы наши глаза хорошо видели, зрение необходимо беречь. А как мы должны беречь зрение? Прочитаем в учебнике на стр. 126.
- Итак, подведем итог. Что полезно для глаз? (6 слайд. Правила)
Физкультминутка для глаз
«Полёт бабочки»
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. (повт. 3 раза)
«Моргание»: быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч. 15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться.
- Сделаем вывод. Чтобы сохранить зрение, нужно... защищать, оберегать глаза и обязательно тренировать.
Опыт №2
- Подумайте, какой ещё орган чувств помогает воспринимать окружающий мир. Закройте глаза и, не открывая их, скажите, что вы почувствовали. (Услышали звон колокольчика. Хлопки в ладоши. Погремушку. Шаги. Музыку) С помощью какого органа вы узнали, что звенел колокольчик, услышали хлопки, музыку? Правильно. Уши - органы слуха. (8 слайд. "Уши - органы слуха")
- С помощью ушей мы не только слышим различные звуки, но и самое главное - речь людей. Ведь, при помощи слов мы передаём друг другу свои мысли и знания. А как вы думаете, сколько у человека ушей? Оказывается - 6! То, что мы называем ушами - это так называемые наружные уши или ушные раковины. Есть ещё среднее и внутреннее ухо. Как же мы слышим? Об этом расскажет и покажет... (Бижик А., слайд 8)
НАРУЖНОЕ УХО ТОЛЬКО УЛАВЛИВАЕТ ЗВУК. А ЗВУК - ЭТО КОЛЕБАНИЕ ВОЗДУХА. ПОСЕРЕДИНЕ УШНОЙ РАКОВИНЫ, КАК МЫ ЗНАЕМ, ЕСТЬ МАЛЕНЬКОЕ ОТВЕРСТИЕ - УШНОЙ ПРОХОД. ОН ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТОНЕНЬКОЙ ПЛАСТИНОЧКОЙ - БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. ЗВУК СНАЧАЛА ПЕРЕДАЁТСЯ В СРЕДНЕЕ УХО, КОТОРОЕ ЛЕЖИТ ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКИ, А ЗАТЕМ В ТРЕТЬЕ УХО - ВНУТРЕННЕЕ УХО, И ДАЛЕЕ В МОЗГ.
- Мы слышим и понимаем слова, звуки. Ухо очень тонкий и сложный орган чувств. Чтобы сохранить хороший слух, необходимо беречь уши. Как их надо беречь? Прочитаем в учебнике на с. 127… Подведем итог. На ушных раковинах много волшебных точек, которые связаны невидимыми ниточками со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок). Поэтому хорошо делать массаж ушей по утрам. И мы с вами сейчас сделаем небольшой массаж ушей. Потёрли ушки, помассажировали ушные раковины.
- Глаза и уши - основные органы чувств, которые позволяют человеку видеть и слышать. Есть и другие органы чувств, не менее важные.
Опыт № 3
- Об этом органе чувств вы узнаете, если определите по запаху, что у меня в руке. Завяжем глаза и проведём опыт. (Определить с закрытыми глазами, чем пахнет) С помощью какого органа чувств вы почувствовали запах духов, лекарства. Правильно. Нос - орган обоняния. Обоняние - способность чувствовать запахи. Как мы чувствуем запахи? Об этом расскажет и покажет... (Гуреев Е., слайд 9)
ДОКЛАД
КОГДА МЫ ВДЫХАЕМ ПАХУЧИЕ ВЕЩЕСТВА(НАПРИМЕР, ДУХИ),ОНИ ПОПАДАЮТ ВМЕСТЕ С ВОЗДУХОМ В НОСОВУЮ ПОЛОСТЬ. В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ НОСОВОЙ ПОЛОСТИ ЕСТЬ НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ. ПАХУЧИЕ ВЕЩЕСТВА ИХ РАЗДРАЖАЮТ. РАЗДРАЖЕНИЕ ПЕРЕДАЁТСЯ В ГОЛОВНОЙ МОЗГ И ЧЕЛОВЕК ОБОНЯЕТ, Т.Е. ЧУВСТВУЕТ. УЗНАЁТ, ЧУВСТВУЕТ, РАЗЛИЧАЕТ ЗАПАХИ.
- Так для чего же человеку нужно обоняние? Все очень любят цветы, потому что они - пахнут. Представьте что было бы, если бы человек не чувствовал запахи? Откройте стр. 128 учебника и прочитайте, как обоняние помогает человеку… Поэтому обоняние надо беречь. Как беречь? Смотрим на экран. (слайд 10) Чтобы быть здоровым и не болеть, надо закаляться, делать зарядку. Если простудился - надо лечиться. Осторожно закапывать пипеткой лекарство.
- Подумайте, какой ещё орган чувств нам помогает? Закрой глаза и определи на вкус, что это? Какой(ая) по вкусу?.. С помощью чего вы определили, что это - лимон, огурец, конфета? Правильно. Язык - орган вкуса.
(13 слайд. "Язык - орган вкуса.")
- Как мы определяем сладкое, кислое, солёное, горькое? Об этом расскажет и покажет... (Войтович М., слайд 13)
ДОКЛАД
СНАРУЖИ ЯЗЫК ПОКРЫТ БЕСЧИСЛЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ СОСОЧКОВ. В НИХ ЕСТЬ ОКОНЧАНИЯ НЕРВОВ, УМЕЮЩИХ РАСПОЗНАВАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ПОПАЛО В РОТ. СЛАДКОЕ И СОЛЁНОЕ ЯЗЫК ОЩУЩАЕТ СВОИМ КОНЧИКОМ. КИСЛОЕ (ЛИМОН) - БОКАМИ. ГОРЬКОЕ - КОРНЕМ.
- Для чего нам язык? Определять вкус пищи. С помощью языка мы не только определяем вкус пищи, но и также температуру пищи. Поэтому часто обжигаем его. Но самое главное - по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и её есть нельзя. Как беречь этот орган? Смотрим на экран.
(14 слайд. Правила)
Опыт №5
- Есть ещё один орган чувств, который также помогает нам воспринимать окружающий мир. Ущипните слегка себя. Что почувствовали? Какой орган чувств вам в этом помог? Кожа - орган осязания. (15 слайд) Осязание - способность человека чувствовать прикосновение. Кожей человек чувствует прикосновение, холод, тепло. Кожа предупреждает нас об опасности. Вот, например, вы прикоснулись к горячему предмету. Что дальше?.. Почему, как думаете? Потому что кожа мгновенно подала сигнал в мозг, а мозг приказал убрать руку. Как беречь кожу? Смотрим на экран. (16 слайд)
V. Обобщение. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир, то как будут называться все эти органы? (Органы чувств) Перечислите органы чувств? Сколько их? А сейчас проверим, насколько вы внимательны. Смотрим на экран. (17 слайд).
Графический диктант.
1. Нос-орган обоняния. +
2. Ухо – это орган слуха и равновесия. +
3. С помощью языка человек осязает окружающий мир. -
4. Язык позволяет нам ощущать разность температур. +
5. У человека 7 органов чувств. -
6. С помощью ушей различают голос и звук. +
7. Кожа помогает человеку осязать мир. +
8. Язык - это орган вкуса. +
9. Вредные привычки помогают человеку. -
10. Органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир. +
- Покажите орган слуха, орган зрения, орган обоняния, орган осязания. Где находится орган вкуса? А теперь скажите: для чего нужны нам органы чувств? Органы чувств помогают человеку получать информацию из окружающего мира и ориентироваться в нём.
- Мы всё время говорили о том, что информация от органов чувств поступает в в мозг. Какой вывод мы можем сделать? Все органы чувств связаны с головным мозгом. Всеми органами чувств руководит .. головной мозг.
- Молодцы! Благодаря нашей дружной работе вы смогли ответить на все поставленные вопросы.
- Что больше всего запомнилось?
- Довольны ли вы своей работой? Почему?
VI. Домашнее задание: учебник стр. 126-129 пересказ.